19 июля 2024 года состоялся официальный визит канцлера Германии Олафа Шольца в Сербию, во время которого было подписано чрезвычайно важное соглашение о возобновлении разработки литиевых месторождений в Сербии. Согласно сообщениям немецкой прессы, Европейский Союз, который был одним из подписавших соглашение, Германия получит исключительные права на поставку литиевого сырья. Как сообщает компания Rio Tinto, по лицензии которой теперь будут добывать сербский литий, планируется с помощью сербских месторождений покрыть 90% дефицита лития в ЕС. По данному соглашению Сербия получит от Евросоюза около 6 млрд евро инвестиций и содействие в строительстве завода по производству аккумуляторов.
Сближение Белграда с Евросоюзом
Президент Сербии Александар Вучич, комментируя историческое для его страны соглашение, отметил, что Белград сможет добывать 58 тысяч тонн лития ежегодно, чего достаточно для изготовления 1,1 миллиона электрокаров: "Мы сможем обеспечить около 17% европейского рынка. Китай тоже очень четко выразил свою заинтересованность в доступе к месторождениям лития, но мы сказали, что обсуждаем этот вопрос с европейцами и что с Китаем нет дискуссий относительно лития".
Как уже отмечалось в нашем издании, президент Вучич серьезно рассчитывает на литиевый проект, имея большие надежды как на развитие сербской экономики, так и на ускорение процесса вступления в ЕС. В частности, он подчеркнул, что и большинство сербов стремятся стать частью Европейского Союза, это их цель.
Зависимости от китайского лития не будет?
Необходимо отметить, что активизация "сербского литиевого проекта" происходит вместе со строительством во Франции тайваньскими инвесторами гигантского завода по производству литиевых батарей ориентировочной стоимостью 5,2 млрд евро. Запуск первой очереди должен состояться в следующем, 2025 году, и ожидается, что он сможет функционировать на литии, добываемой на Европейском континенте. Таким образом, Германия, как ведущий лидер автомобильной промышленности Европы, сможет постепенно избавиться от зависимости от китайских аккумуляторов. Поэтому важность такого проекта для Германии подчеркивается личным участием канцлера Шольца в подписании "литиевого соглашения".
Удар по китайским инвестициям в Венгрии
Решение Белграда о возобновлении литиевой добычи больно бьет по перспективам Венгрии стать "плацдармом" производства китайских электромобилей. В Венгрии уже строится китайский завод по производству аккумуляторов, а также завод по производству электромобилей, оба под инвестиционные кредиты. Целью строительства является обход санкционных ограничений и наполнение европейского рынка конкурентной продукцией на основе китайского лития, батарей и других комплектующих и технологий. Таким образом, новый сербский проект может привести к тому, что Венгрия останется с нерентабельным китайским производством батарей и электромобилей и достаточно значительными кредитными долгами. Поэтому глава венгерского правительства Виктор Орбан так надеется снизить напряжение между Китаем и Евросоюзом, продвигая собственные мирные предложения. Только это может обезопасить китайский литий от европейских санкций и таможенных пошлин и спасти китайские инвестиции в Венгрии.
Не менее интересен и тот факт, что для восстановления добычи лития официальный Белград успешно мог бы выбрать китайские инвестиции, ведь сотрудничество Сербии и КНР традиционно остается на высоком уровне. Однако выбор в пользу ЕС очевиден и был подтвержден словами самого президента Вучича о стратегических целях евроинтеграции Сербии. Отметим, что недавние выборы в Европарламент сформировали его состав на ближайшие пять лет, в которые правительство Вучича может серьезно рассчитывать на вступление в ЕС, ведь статус кандидата на вступление Сербия имеет с 2012 года.
В целом можно подытожить, что при всей своей медийной "незаметности" новое соглашение по сербскому литию может иметь огромное геополитическое значение. Как уже указывалось выше, это может быть частью будущих более широких договоренностей с ЕС и Сербией, в частности по Косово, и открыть для Белграда двери в Евросоюз. Это будет означать для России окончательную потерю Сербии как близкого союзника, ведь цивилизационный выбор Сербии может быть окончательно закреплен в единстве с Европой. С другой стороны, примеры пророссийских правительств в Венгрии и Словакии свидетельствуют о том, что ситуационно Кремль может сохранять влияние на отдельные страны в составе Евросоюза, однако уже не будет влиять на эти страны глобально – экономическим, геополитическим и цивилизационным образом.