Истребитель послужил Воздушным силам США лишь 11 лет и имеет противоречивый послужной список. На 100 тысяч летных часов F-104 приходилось более 30 катастроф, из-за чего самолет получил от летчиков нелестное прозвище.
Истребитель Lockheed F-104 Starfighter, разработанный легендарной компанией Skunk Works под руководством Кларенса "Келли" Джонсона, был новаторским самолетом, прославившимся благодаря своей скорости в 2 Маха и обтекаемому корпусу. Представленный в 1958 году, он служил во Вьетнамской войне и во многих международных воздушных силах.
Фокус перевел статью бывшего офицера ВВС США Кристиана Д. Орра о неоднозначном истребителе, который получил нелестное прозвище от летчиков.
- Несмотря на свои передовые возможности, F-104 страдал от высокой аварийности, за что получил прозвище Widowmaker ("Вдоводел").
- В 1969 году он был снят с вооружения ВВС США, но продолжал летать в таких странах, как Германия, Италия и Пакистан, где добился своей первой победы в воздушном бою. Сегодня F-104 помнят за его историческую значимость и противоречивый послужной список.
Ракета с человеком внутри: наследие истребителя F-104 Starfighter
Истребитель Lockheed F-104 Starfighter происходит из аристократического семейства, начало которому положил Кларенс "Келли" Джонсон и его легендарная программа "Skunk Works". Среди множества потрясающих творений, созданных в рамках программы Skunk Works мистера Джонсона, были SR-71 Blackbird, до сих пор остающийся самым быстрым воздушным судном в мире, а также P-38 Lightning времен Второй мировой войны, на котором "ас из асов" Америки, майор Ричард Айра Бонг, совершил все 40 своих побед в воздушных боях.
Благодаря такой родословной можно было бы подумать, что F-104, известный как "ракета с человеком внутри", достигнет таких же высот (плохой каламбур). Но все вышло не совсем так.
F-104: не полный провал, но…
Starfighter совершил свой первый полет 4 марта 1954 года, а официально поступил на вооружение 20 февраля 1958 года. Всего было построено 2578 самолетов.
Хотя F-104 не полностью оправдал возложенные на него надежды, он все же вошел в историю, став первым серийным самолетом, развившим в полете скорость 2 Маха (2469 километров в час).
Во время войны во Вьетнаме с апреля 1965 по июль 1967 года Starfighter сослужил США хорошую службу. За время конфликта он совершил в общей сложности 5 тысяч вылетов, и пилоты Северного Вьетнама ни разу не победили его в бою. Однако не все "птицы" остались в воздухе: 14 F-104C были потеряны в Юго-Восточной Азии – шесть из-за наземного огня, четыре по небоевым причинам, три из-за советских ракет "земля-воздух" SA-2 и один из-за китайского истребителя Shenyang J-6 при отказе навигационных систем в районе китайского острова Хайнань.
Основной задачей "Старфайтеров" было сопровождение материнских самолетов Lockheed EC-130, перевозивших беспилотники и самолеты раннего предупреждения Big Eye, оснащенные радарами. Последние обеспечивали наблюдение за американскими самолетами над Северным Вьетнамом. Летчики-истребители выполняли ударные миссии и ближнюю воздушную поддержку в Северном и Южном Вьетнаме, а также участвовали в операции Iron Hand по уничтожению северовьетнамских ЗРК.
Однако недостатками F-104 были малая дальность полета, устаревшая авионика, высокая посадочная скорость и ненадежный двигатель, который заменили только в конце 1967 года. Все эти факторы сдерживали долгосрочный потенциал развития самолета. Помимо упомянутого выше ярлыка "ракета с человеком внутри", а также прозвищ "Молния" или "Зип", F-104 получил и куда более трагичные прозвища "летающий гроб" и "вдоводел". На 100 тысяч летных часов приходилось более 30 катастроф. Как отмечает Роберт Фарли, "больше половины F-104, состоявших на вооружении в Канаде, были потеряны в катастрофах, более 30% из которых произошло в Германии". В 1969 году ВВС США сняли эту птицу с вооружения, а в 1975 году их примеру последовала Национальная воздушная гвардия.
F-104 Starfighter – звезда иностранных ВВС
Несмотря на плохую репутацию этого так называемого "летающего гроба", он продолжал служить в ВВС многих зарубежных стран даже после того, как американские "Старфайтеры" были сняты с вооружения, в том числе в странах-союзниках по НАТО – Канады, Германии, Турции, Нидерландов и Италии. Кроме того, "молнию" выбирали союзники, не входившие в НАТО, такие как Япония и Пакистан.
Что касается Люфтваффе после Второй мировой войны, то на официальном сайте Lockheed Martin отмечается, что после вступления в НАТО 9 мая 1955 года тогдашней Западной Германии потребовалась реальная замена устаревшим реактивным истребителям, одолженным у США и Канады. После того как немецкие чиновники увидели полет уже выпускавшегося самолета – изящного, но выносливого Lockheed F-104 Starfighter, – они сразу же поняли, что нашли идеальный самолет.
Стремясь избавиться от мрачной репутации самолета, компания Lockheed запустила специальные полностью финансируемые программы обучения, чтобы ознакомить неопытных немецких летчиков с их новыми самолетами, и это резко сократило количество несчастных случаев в полете.
Итальянцы, в свою очередь, оставили свои "Молнии" на вооружении до 2005 года. Но первая победа F-104 в воздухе была совершена не западной страной, а Пакистаном. 6 сентября 1965 года, во время индо-пакистанской войны, лейтенант ВВС Пакистана Афтаб Алам Хан сбил один из самолетов Dassault Mystère IV и повредил еще один самолет ВВС Индии.
Где они сейчас?
В США любители музеев военной авиации, желающие воочию посмотреть на Starfighter, могут выбирать из множества мест. Он входит в число экспонатов Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне и музея Wings Over the Rockies в Денвере, штат Колорадо. Другие сохранившиеся самолеты находятся в музеях и на аэродромах, разбросанных по 17 странам.
F-104: технические и общие характеристики:
- экипаж — 1 человек;
- двигатель — турбореактивный двигатель General Electric J-79-7A с тягой 7030 кг;
- размах крыльев — 6,6 метров;
- длина — 16,6 метров;
- максимальный вес — 12,6 тонны;
- максимальная скорость — 2,2 Маха;
- боевой радиус с двумя крыльевыми баками — 544 км;
- максимальная высота полета — 17,7 км;
- вооружение — одно 20-мм орудие M61A1 Vulcan; от двух до четырех ракет класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder;
- бомбовая нагрузка — две 340-килограммовые бомбы или ракетные капсулы.
Об авторе
Кристиан Д. Орр – бывший офицер ВВС, сотрудник федеральных правоохранительных органов и частный военный подрядчик (работал в Ираке, Объединенных Арабских Эмиратах, Косово, Японии, Германии и Пентагоне). Крис получил степень бакалавра в области международных отношений в Университете Южной Калифорнии (USC) и степень магистра в области разведки (с уклоном в изучение терроризма) в Американском военном университете (AMU). Он также публиковался в журналах The Daily Torch и The Journal of Intelligence and Cyber Security.