Проект запрета мобилизации ребят до 25 лет. "В отсрочку верю, в увольнение - нет", - говорят юристы
Проект запрета мобилизации ребят до 25 лет. "В отсрочку верю, в увольнение - нет", - говорят юристы

Проект запрета мобилизации ребят до 25 лет. "В отсрочку верю, в увольнение - нет", - говорят юристы

На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта, который должен исправить правовую коллизию, когда юноши, которым не исполнилось 25 лет, подпадают или уже подверглись мобилизации. Этот документ, на днях поддержанный Комитетом по нацбезопасности, депутаты планируют голосовать после возобновления пленарных заседаний – сразу после законопроекта о запрете УПЦ (МП).

Что наверняка решит новый закон, если будет принят, какие вопросы "провисают" - Коротко про рассказали юристы.

Почему возникла коллизия

История уводит нас до великой войны, когда о такой тотальной мобилизации не было и мыслей. Молодых людей, которых из-за состояния здоровья освобождали от весенне-осеннего призыва как непригодных к службе в мирное время, переводили с учета призывников на учет военнообязанных – как ограниченно годных в военное время. В народе это называли "белым билетом", спасавшим от армейской службы.

С началом масштабной российской агрессии до апреля 2024 года мобилизационный возраст в Украине стартовал от 27 лет. Однако действовали исключения – призвать в армию во время военного положения могли и мужчин до 27 лет, если те прошли базовую военную подготовку (срочную службу) или закончили военную кафедру и не имели оснований для отсрочки или брони.

- Владельцы "белых билетов", не достигшие предельного возраста, оказались в особом состоянии. С одной стороны, боевого опыта у них не было, с другой – считались военнообязанными, - говорит юрист Игорь Зорин. – Никаких разъяснений по поводу такой категории не существовало, поэтому случаи мобилизаций, которые сегодня депутаты называют незаконными, были и до мая 2024-го. Только не получали такой огласки, как сейчас.

В апреле этого года Владимир Зеленский подписал закон о снижении мобилизационного возраста на два года, а в середине мая вступил в силу закон о мобилизации, который защитил от призыва мужчин до 25 лет, которые прошли базовую службу или военную кафедру. Об "ограниченных военнообязанных" законодатели забыли снова. А в ТЦК и СП как раз вспомнили.

Стал военным из-за неизлечимой болезни

В июне мы рассказывали историю 22-летнего парня, который сошел с поезда в Ужгороде и пропал для родных. Что случилось с сыном, мать узнала, когда он позвонил ей с чужого телефона, находясь в учебном центре. Ситуация оказалась типичной. Валентина остановили на вокзале, доставили в ТЦК для проверки учетных документов, сразу же отправили на блиц-ВЛК и причислили к воинской части. Все это "благодаря" неизлечимой болезни, из-за которой в 2019 году юношу перевели из статуса призывника в статус военнообязанного.

Есть свидетельства, что с мая 2024 года, когда началось обновление данных, ТЦК и СП стали достаточно активно проявлять внимание к такому "мобилизационному резерву", из-за чего в Кабмин была подана петиция с требованием срочно разработать порядок перевода граждан до 25 лет с учета военнообязанных на учет призывников. Но инициативу проявили депутаты.

Первый законопроект №11379 группа парламентариев во главе с Алексеем Гончаренко подала 24 июня, второй - №11379-д - уже с другим коллективом авторов зарегистрирован 6 августа. Сейчас победу празднуют и те, и другие.

– Дожали! Мобилизации с 18 до 25 лет не будет! Как только Комитет по нацбезопасности и обороне поддержал законопроект 11379-д! Этот законопроект сделан на базе моего законопроекта 11379, - написал в фейсбуке депутат Алексей Гончаренко.

Он подчеркнул, что в законопроекте предусмотрено право на увольнение для тех, кого успели забрать, пользуясь "позорной нормой".

Разночтение, отказы... Опять ждем судов?

– Сын уже принял присягу, но еще не получил распределения в часть. Если закон будет принят, он сам будет решать, воспользоваться ли правом на увольнение со службы. И я еще не уверена, что такую ​​возможность ему позволят реализовать, – говорит Нина Троненко – мать Валентина. – Что касается меня, то я буду бороться за него до конца. Я подавала во все службы заявления на беззаконие, совершаемые в ТЦК, я получала отписки, и теперь мы будем использовать их в судах. Я хочу жить в правовом государстве, где действуют справедливые и мудрые законы.

Юристы, читающие законопроект не через призму популизма, склонны не разделять оптимизм депутатов.

– В проекте не написано о праве на увольнение, – обращает внимание Игорь Зорин. – Там сказано "могут быть уволены", если не выразили желание продолжать службу. А там, где "могут", есть место и для вариантов, почему не могут.

Исходя из того что Минобороны и Генштаб были против изменений в законы, можно предположить, что противоядие уже разрабатывается.

- Слово "могут" означает, что их обязаны уволить, если такое желание есть, - убеждена адвокат Дарья Тарасенко. – Но я очень низко оцениваю шансы, что Верховная Рада позволит такое увольнение. Об отсрочке – верю, об увольнении – нет. Воинские части не захотят отпускать ребят, которые уже чему-то научены. Законопроект не дает гарантий, у нас много было ни к чему не приведших законопроектов.

Адвокат также обращает внимание, что пункт, регулирующий увольнение, прописан некорректно.

- Речь идет о пребывании на учете как ограниченно годных в военное время на момент 04.05.24 г. А это может толковаться, что будут увольнять только тех, кого мобилизовали после этой даты. Следовательно, проблема больных молодых людей, забранных в армию до 4 мая, не будет решена. А таких очень много, – отмечает Дарья Тарасенко. – Более того, вне регулирования остались юноши до 25 лет, которые были освобождены от срочной службы и переведены в категорию военнообязанных по семейным обстоятельствам. Например, у них есть родитель с инвалидностью, полученной при участии в АТО.

Следовательно, если редакция одобренного комитетом документа не подвергнется уточнениям, прогнозируются разночтения, а затем – отказ в увольнении и попытки их обжалования. Снова придется ждать, что скажет судебная практика.

Между тем

Неожиданное заявление на брифинге сделал член Комитета ВР по вопросам нацбезопасности Федор Вениславский: наши стратегические партнеры периодически поднимают вопрос о снижении призывного возраста с 25 до 18 лет. И сразу успокоил: никаких инициатив по этому поводу в Украине нет. Ни на уровне Верховной Рады, ни на уровне Генштаба.

Перед этим спикер МОУ Дмитрий Лазуткин в интервью New Voice рассказал, что такой потребности сейчас в Украине нет. Следовательно, вопрос условно остается в повестке дня.

Источник материала
loader