Да-да, он не только еще жив, но и снова новый, переживший очередную липосакцию. И пусть «спорта» в нем по-прежнему не более чем поедание суши на скорость, Pajero Sport убедителен как никогда. Он такой обновленный, что его фото еще нет на официальном сайте. И ему по колено на все эти обновления, этот бейдж-маркетинг, эти дороги и их отсутствие.
Врут антропологи, врут! Вымерли далеко не все динозавры. И пусть можно пересчитать оставшиеся на нашем рынке рамные внедорожники по пальцам левой руки опытного фрезеровщика. Однако они наверняка переживут и кроссоверный бум, и нашествие электричек, как выстояли под натиском сразу двух нефтяных кризисов. Всех этих предков ящеров отличает возведенный в абсолют рационализм пополам с нездоровой тягой к консерватизму. Шутка ли, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser и Mercedes-Benz Gelandewagen суммарно на рынке более двух веков. На их фоне Pajero Sport — студент-переросток, но и он за свои 28 годиков изменился не больше, чем рецепт саке. С другой стороны, благодаря относительной молодости Pajero Sport лишен старомодной нелепости «Рэнглера» и шкафоподобности «гелика».
С самого своего рождения наш герой не был оспортивленной модификацией Pajero и вообще не имел к флагману особого отношения. Фактически Sport был и остался версией тайского пикапа L200 с закрытым кузовом и более комфортной подвеской. Выкладки маркетологов, что «дакаровской» славы Pajero хватит на двоих, так и остались их влажными фантазиями.
Бриллианту прощаются острые грани
Его метрика неизменна. Все та же кондовая конструкция с несущей лестничной рамой, «откровенным» полным приводом с понижающим рядом трансмиссии, блокировкой межосевого и заднего межколесного дифференциалов. В свое время японцы неплохо заработали на модели, полученной по дешевке из пикапа, но сегодня миром правят паркетники. Почил в Бозе флагманский Pajero, малолитражки и минивэны Mitsubishi остались лишь на локальных рынках. И хотя продажи «спорта» с каждым годом падают, а финансовая картина компании с 2017 года похожа на кардиограмму астматика, бегущего токийский марафон, создатели продолжают в него свято верить.
Судите сами, третье поколение Pajero Sport появилось в 2015-м и уже пережило и полноценный рестайлинг, и несколько файслифтингов. В следующем году ожидается уже четвертая генерация, однако 18 марта в Таиланде увидела свет обновленная версия «спорта». Или, если говорить языком технологов, очередной унификационный пакет.
Вслед за L200 внедорожник обзавелся новой радиаторной решеткой, накладками на бамперы и новым дизайном дисков ну и получил цифровую 8-дюймовую «приборку» с более современной графикой. Другим рынкам достанется чуть больше обновлений, как новый руль от того же пикапа плюс различные опции вроде откидного потолочного монитора (HDMI/USB, Ø12,1) для задних пассажиров.
Иными словами, вред жизненно важным органам минимальный. Приятно и то, что нововведение не особо сказалось на цене — на малой родине, в пересчете с тайских бат, за него просят $38,6-47,1 тыс. Да и у нас прайс-листы неизменны: 1,879-1,999 млн. грн.
Устаревшая конструкция? Как сказать. Скорее другая концепция. Ведь если развитие модели идет исключительно эволюционным путем, не оглядываясь на моду, это означает, в том числе, многолетнюю и последовательную «работу над ошибками». Так было, например, со скачущей козлом задней «рессоркой», которую при первой же возможности поменяли на пружинную подвеску.
В свою очередь 2,5-литровый атмосферный дизель 4D56, совсем не тянул, то и дело замедляя дорожный поток? Ничего удивительного, он помнит еще Олимпиаду в Саппоро. Окей, вот вам турбокомпрессор VGT с изменяемой геометрией, впрыск common rail и балансировочные валы — все это вместе увеличило отдачу с 99 л.с. и 240 Нм до 178 л.с. и 350 Нм.
А чтобы фанаты оффроуда и кантрисайда в первой же связке скоростных поворотов не купили «билет в кувейт», пропорционально росту производительности дизеля, раму «спорта» заметно усилили на кручение, плюс перенастроили подвески.
Весь мир оказался не готов к ободранным аркам колес и причудливой оптике кормы? Все тут же перерисовали в более привычном ключе. Шины Bridgestone Dueler H/T 205/60 R18 оказались чрезмерно жесткими и шумными? Вот вам Toyo A32 Open Country 265/60R18.
Вот так, шаг за шагом, японцы пришли к «золотому сечению» внедорожника, который едет тем лучше, чем хуже дорога. Так что не стоит переживать, что Sport в следующем поколении превратится в очередной беззубый кроссовер. Нет, он еще как минимум лет на 10-15 останется таким же всеядным хищником с большой дороги. Это его главный козырь. И, к счастью, не единственный.
Перерисованные накладки на бамперы сделали их немного изящнее, но все равно массивы бамперов словно вытесаны из цельных кусков каррского мрамора. Из-за их новой формы длина внедорожника увеличилась на 5 см. Ровно на столько же, до 22,2 см увеличился дорожный просвет.
Абсурдность ситуации в том, что это последняя возможность купить настоящий, пуристский внедорожник. Во-вторых, флагманская модель (Pajero приказал долго жить) предлагается со всеми своими наворотами по цене компакт-кроссовера. Сейчас за него просят 1,879 млн грн — как за какой-нибудь Mini Countrymen, который застрянет уже на съезде с асфальта на грунтовку.
Под капотом — та самая «турбочетвёрка» 4N16, безбожно вибрирующая на холостых и инфицирующая танцем святого Витта руль и педали. Пожалуй, это старческое ворчание — единственное, что японцам не удалось вылечить в «спорте». С другой стороны, на первых двух поколениях дрожало так, что водителям со слабой вестибуляркой не рекомендовали вглядываться в показания приборов.
Пожалуй, из четырех предложенных цветов наиболее изящно Sport выглядит в белом цвете W85 (White Diamand). Если в случае с творением дизайнерской школы Mitsubishi уместен такой эпитет.В отличие от пикапа, «спорту» положен только «средний» вариант с отдачей 184 л.с. и 430 Нм. В городе этого не то чтобы мало, но старенький 8-ступенчатый АКП Aisin по-прежнему не впечатляет шустростью. Помогают разве что подрулевые скобы переключения передач. Но такой способ щелкать ступеньки — на любителя. Жаль, нам не попалась более современная «шестиступка» от того же L200 с укороченной (с 3,69:1 до 4.09:1) главной парой, которая на некоторых рынках заменит такой же древний, как и мотор, тойотовский «автомат».
В середине изменений немного больше. И в первую очередь — новая приборная панель на 8 дюймов со свежей графикой, как экран старого трансформера. И информацию передает в ограниченном количестве. Проводные протоколы Apple CarPlay и Android Auto как были, так и остались. Но от флагманской модели ожидаешь хотя бы одну станцию беспроводной зарядки. Хотелось бы, чтобы кнопки на небольшом мониторчике мультимедиа тоже наконец-то увеличили, ведь во время раскачки нажать нужную просто нереально.
Все почти так же, как и у предшественника. На месте и дефицит регулировки руля с малым диапазоном. Эргономика как была, так и осталась слабым местом, поэтому лично мне приходилось тянуться к рулю. Немного компенсирует неудобство широкая гамма настроек кресла, даже с поясничной поддержкой. С точки зрения пространства и емкостей все без изменений поэтому остается большим преимуществом этого внедорожника. Да и вообще, Sport покупают за его проходимость и надежность, и вдали от цивилизаций приличная печка и хорошая защита днища ценятся гораздо выше дизайнерских и мультимедийных изысков.
Наоборот — стоит съехать с асфальта, как автомобиль превращается в царя зверей. Вот где понимаешь его истинное предназначение. Проверенная всеми типами бездорожья и самыми зубодробительными гонками мира Super Select — одна из лучших полноприводных трансмиссий, рядом с которой может стать разве что ингольштадский quattro. Если у флагманского Pajero был несимметричный межосевой дифференциал, то в «спорте» он по умолчанию делит момент между осями поровну.
Как и раньше, здесь одна моноприводная (2H) и сразу три полноприводных преднастройки: обычный 4×4 (4H), с заблокированным межосевым дифференциалом (4HLc) и с активированным понижающим рядом (4LLc). Улучшать тут что-то — как играть в футбол на минном поле. К тому же Super Select идет уже в базовой комплектации, в которую теперь входят системы контроля слепых зон, адаптивного круиз-контроля и автоматического торможения.
Отдельная благодарность за веру в водителя. Когда другие бренды отдают все на откуп электронным имитациям, в «спорте» внедорожным арсеналом по-прежнему распоряжается тот, кто за рулем. Что вселяет дополнительную уверенность — с похожим джентльменским набором можно выезжать в любом направлении, не сверяясь с картами и прогнозом погоды. Именно это ощущение всесилия примеряет с огрехами Pajero Sport. Тем более если относиться к ним как к обратной стороне преимуществ.
Слабая эргономика, значительные крены, отбойная подвеска, задумчивость тандема «дизель-автомат» — обратная сторона медали вседозволенности вне дорог.
Да, трясет на неровностях нещадно, но другие бы совсем притормозили. И пока кроссоверы кивают каждой ямке, Sport летит без сброса и намека на пробой. Да, руль не блещет информативностью, но легко гасит удары. И не нужно ждать от внедорожника легковой управляемости, кроссоверной динамики и добродетелей семейного минивэна. Действительно, вы никогда не узнаете, «есть ли жизнь за двести» — уже после 120 км/ч он словно упирается в невидимую стену и дальнейший разгон превращается в мучение. Но лететь на такой же скорости по грунтовке, восхищаясь артикуляцией подвески, просто бесценно.
Казалось бы, эра таких динозавров давно ушла на «далекий закат». Но если вы вдруг захотите непременно догнать садящееся за горизонт солнце — Pajero Sport в ту же секунду устремится вслед за вашим желанием. Не разбирая дорог. Трудно описать литературным языком выражения лиц соседей по потоку на М-03, когда политкорректно моргнув поворотниками, Sport со скоростью дрона перескочил с трассы на извивающуюся в «зеленке» грунтовку. Это бесценно и безальтернативно. Другого семейного внедорожника, меньшего за 2 млн, не найти. Как и дорог без ям, которых у нас с каждым днем все больше и больше.
Технические характеристики Mitsubishi Pajero Sport
Кузов, тип | SUV |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4840/1815/1835 |
Колесная база, мм | 2800 |
Заявленный клиренс, мм | 222 |
Объем багажника, л. | — |
Снаряженная масса, кг | 2065 |
Двигатель | 2.4 |
Мощность, л.с. | 184 |
Крутящий момент, Нм | 430 |
Тип привода | полный |
Подвеска | независимый/независимый |
КПП | 8AT |
Динамика 0-100, с | 12,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Потребление топлива, л (смешанный) | 8 |
Стоимость, грн | от 1 935 000 |
Стоимость тестового авто, грн | 2 099 000 |
Конкуренты | Toyota Land Cruiser Prado |
Jeep Wrangler | |
Mercedes-Benz G-Class |