НАТО усиливает присутствие в западной части Тихого океана, отправляя военные корабли на новые локации, что может привести к обострению напряженности в отношениях с Китаем, поскольку Пекин обеспокоен ростом влияния Альянса в регионе. Об этом сообщает Bloomberg.
В частности, в регион отправился итальянский авианосец Cavour. Недавно Cavour и итальянский фрегат провели учения с американским авианосцем USS Abraham Lincoln вблизи острова Гуам. А истребители F-35 и взлетевшие с борта Cavour самолеты AV-8B Harrier отрабатывали сбивание воздушных целей.
"Это прежде всего свидетельство нашей способности демонстрировать силу где угодно", - сказал контр-адмирал Джанкарло Чаппина, командующий авианосной ударной группой Cavour.
Немногие аналитики ожидают, что военно-морские силы стран Европы будут играть передовую роль в любом конфликте в Тихом океане. Но рост частоты их присутствия усложняет расчеты Китая, пока Пекин повышает темпы военной активности вблизи Тайваня, а также обостряет конфронтацию с Филиппинами в спорных водах Южно-Китайского моря.
Во время кризиса европейские военно-морские силы могут помочь американским, например, предоставляя дополнительные платформы для самолетов США или увеличивая возможности "охоты" на подлодки. Члены НАТО имеют договор о взаимной обороне, который распространяется только на нападения в Европе и Северной Америке, поэтому они не будут юридически обязаны защищать друг друга в Индо-Тихоокеанском регионе.
Британский авианосец HMS Prince of Wales и его ударная группа должны прибыть в Тихий океан в следующем году, а Франция заявила, что отправит ударную группу авианосца Charles de Gaulle. Ударная группа — это мини-армада, построенная вокруг авианосца, обычно включающая эсминцы, крейсеры и другие корабли, а также истребители и другие самолеты.
Германия и Нидерланды являются еще одними членами НАТО, которые планируют отправить свои военные корабли в регион.
Военные Альянса используют стандартизированное оборудование и тактику, что создает возможности для прочной оперативной совместимости. В Тихоокеанском регионе цель состоит в том, чтобы двигаться дальше и быть способными заменять американские и другие боевые военно-морские группы союзников.
"Я думаю, что в будущем мы должны все больше приближаться к тому, чтобы говорить не об оперативной совместимости, а о взаимозаменяемости", - сказал немецкий генерал Карстен Бройер.
Альянс НАТО остерегался конфронтации с Китаем, но напряженность возросла в этом году, когда союзники назвали Пекин пособником российского вторжения в Украину – обвинение, которое Китай отверг. В 2022 году Альянс впервые включил Пекин в свой руководящий стратегический документ, описав Китай как вызов интересам, безопасности и ценностям организации.
Пекин в свою очередь заявляет, что нестабильность является результатом активности военных из других регионов, действующих у его берегов. В июле представитель китайского МИД Линь Цзянь сказал, что Альянс не должен "создавать хаос в Азиатско-Тихоокеанском регионе после того, как создал беспорядок в Европе".
Поскольку риторика Пекина по отношению к НАТО напоминает российскую, Китай также активизировал военные учения с Москвой, в том числе полеты бомбардировщиков и совместное военно-морское патрулирование.
Развертывание сил НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе происходит в то время, когда несколько европейских стран приняли национальные стратегии с подчеркиванием своих интересов в регионе, в том числе по сохранению свободных торговых потоков.
Италия пыталась балансировать в отношениях с Китаем под руководством премьер-министра Джорджи Мелони. В прошлом году страна вышла из китайской инвестиционной инициативы "Один пояс, один путь", но недавно Мелони посетила Пекин и провела переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином.
После выхода из Италии в июне авианосец Cavour принял участие в многонациональных военных учениях в Австралии. В этом месяце он будет тренироваться с японским флотом, а затем вернется домой через Сингапур и Индию.
Усиление роли европейских военно-морских сил в Индо-Тихоокеанском регионе происходит также на фоне возрастающих требований к американским военным в других регионах, в частности, на Ближнем Востоке.
Некоторые аналитики по вопросам безопасности, однако, считают, что европейские военно-морские силы не смогут заменить сильное военно-морское присутствие США в Индо-Тихоокеанском регионе.
По данным Центра стратегических и международных исследований, Китай имеет только два активных авианосца, но около 234 военных кораблей, что больше, чем к ВМС США, насчитывающих 219 кораблей. Пекин также имеет около половины мировых судостроительных мощностей, что позволяет ему пополнять флот быстрее, чем Штаты.
Страны Индо-Тихоокеанского региона помогают компенсировать этот дефицит, в частности, Япония, которая имеет более сотни военных кораблей и регулярно патрулирует вместе с ВМС США. Токио вместе с Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией налаживают более тесные связи с НАТО, а лидеры так называемой "тихоокеанской четверки" приняли участие в саммите Альянса в Вашингтоне.
Ведущие страны региона понимают непосредственную связь между агрессией России против Украины и существенным повышением напряжения в Восточной и Юго-Восточной Азии. Предпринимаются практические шаги по созданию сети двусторонних и многосторонних альянсов, которые должны предотвратить любую эскалацию — преднамеренную или случайную. Подробнее об этом рассказывал Сергей Корсунский в статье "Эхо войны в Украине. США переходят к новой тактике”.