В новом документальном фильме "Культура vs Война" украинские режиссеры, актеры, писатели и музыканты, вступившие в ряды ВСУ, делятся личными историями о своем участии в российско-украинской войне, рассказывая, как их изменили эти события.
На фестивале Bouquet Kyiv Stage, который прошел на минувших выходных, состоялась премьера докфильма "Культура vs Война" режиссера Кадима Тарасова. В нем свои личные истории о начале войны и о том, как они стали солдатами рассказывают многие украинские звезды: режиссер и актер Ахтем Сеитаблаев, питатель Сергей Жадан, рок-певец, лидер группы "Антитела" Тарас Тополя, оператор Александр Михальчук и другие. Наиболее интересное в ленте – это трансформации: как война поменяла звезд и как изменилась за это время сама страна.
Год назад режиссер Кадим Тарасов стал выпускать киноновеллы о селебрити, которые ушли добровольцами в ВСУ. Герои проекта, помимо названных выше — Дмитрий Линартович (актер, военнослужащий), Евгений Нищук (актер, военнослужащий), Ярослав Пилунский (кинооператор, военнослужащий), Тарас Компаниченко (кобзарь, военнослужащий). Одесситы Константин и Влада Либеровы, поведавшие, как из свадебных фотографов они стали военными документалистами.
Затем Тарасов удачно объединил все эти новеллы в единое полотно, получив на выходе полуторачасовой динамичный фильм, который не может не зацепить.
Звонок с "Азовстали"
Сразу четко вспоминаешь – начало широкомасштабной войны 24.02.2022. В ленте запечатлены не только события того времени и знаменитости, но и простые люди – свидетели и жертвы вооруженного вторжения РФ в Украину: страшные кадры февраля и марта 2022.
Рок-музыкант Тарас Тополя вспоминает: "Первые обстрелы в Киеве. Ракетный удар по телебашне. Семья сгорела в автомобиле…Потом я увидел погибшего украинского военного, это был мужчина лет пятидесяти. Наверное, тогда дошло – что смерть рядом, можно погибнуть в любой момент".
Тарас делится трогательными подробностями, как они с женой (певица Алеша) пытались скрыть от своих детей информацию о начале войны и хотели эти срочные сборы представить просто новым, неожиданным путешествием. Да только огромная масса встревоженных, бегущих по улице людей не дала в полной мере детей ввести в заблуждение.
Режиссер Ахтем Сеитаблаев: "Для меня эта война – уже девять лет. Я был в Симферополе 27 февраля 2014. У своих родных. Вышел в 9 утра в город – и улавливаю, что-то не то? Как вдруг понимаю: в городе нет людей. В том городе, который я знаю как свои пять пальцев. Вижу, группа милиционеров. А возле них эти – так называемые казаки. Я спрашиваю: "А что произошло?". И один из группы, он выше меня, значительно так процедил: "Скоро вы узнаете, что произошло".
Еще у Ахтема была совершенно удивительная история – телефонного звонка. Как ему в разгар боев в Мариуполе на мобильный позвонил замкомандира полка "Азов" Святослав Паламар с позывным "Калина". И попросил разрешения, чтобы с режиссером поговорил врач Асан. Оказывается в тот день Асан сделал 20 операций на "Азовстали" — он спасал раненых: как гражданских, так и военных. "Это был не крик и не вой уставшего человека, а такой "выдох", — говорит Ахтем о начале разговора с парнем. Тот признался: "Я видел все ваши фильмы". Они поговорили. "Обещай мне быть здоровым" — завершил Сеитаблаев диалог, который его потряс.
Паламара и медика Асана Зиядинова (позывной "Ромео") освободят из российского плена по обмену.
Ахтем так описывает шок, который вызвала война: "Бородянка, Буча, Ирпень – не может быть такой реальности. Это же какой-то апокалипсис, но ты — в нем".
"В начале мы не хотели снимать смерть"
Супруги Либеровы, которые до войны были свадебными фотографами в Одессе, начали с того, что Константин снял, как на вокзале мужчины прощались со своими семьями, отправляя их на Западную Украину. Получилась пронзительная серия снимков. Бывшие свадебные фотохудожники с трудом привыкали к военной реальности. "В начале мы не хотели снимать смерть, — говорят они в картине. – А потом мы увидели, как на нашу деятельность стали ссылаться российские пропагандистские каналы: мол, там были профессиональные украинские фотографы и на их снимках нет погибших. Тогда мы поняли, что важна еще и документальная составляющая нашей работы — и стали снимать все.
Писатель Сергей Жадан делает радикальный вывод: "С этого момента жизнь поделилась: ты или за Украину, или против".
Преображение страны
В ленте много кинохроники и снимков. И видно, как в фильме меняются герои проекта: из растерянных и шокированных превращаются в собранных и готовых с оружием в руках отстаивать свою страну. А затем к ним приходит уверенность, что Победа будет за Украиной. И в фильме образ самой страны меняется: с отчаявшейся и травмированной – на волевую, четкую, слаженно-военную.
Конечно, Тарасов многое сократил из новелл и, наверное, что-то добавил, но целое произведение производит гораздо более сильное впечатление, чем отдельные части: тут есть объемное видение заявленной темы. Все полтора часа хронометража нельзя оторваться от ленты: хорош почти клиповый ритм, темп, музыка, эффекты. "Носитель культуры, творец культуры стал ее защитником, служа в рядах ВСУ. Если такое количество художников и творческих людей на войне, то это еще один показатель, что это народная, всеобщая война. Это необычный случай даже для мировой истории", — констатирует продюсер проекта Андрей Ризоль.