Друг, враг или так? Кто для нас Азербайджан после визита Путина
Друг, враг или так? Кто для нас Азербайджан после визита Путина

Друг, враг или так? Кто для нас Азербайджан после визита Путина

Друг, враг или так? Кто для нас Азербайджан после визита Путина

Кто для Украины Азербайджан?

Друг? Враг? Или так?

Азербайджан умудряется усидеть на двух стульях, сохраняя пусть и формальное, но все же «стратегическое партнерство» одновременно и с Украиной, и с Россией.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем письме Владимиру Зеленскому по случаю Дня Независимости Украины написал, что две страны «связывают дружеские отношения с богатыми традициями». Но слова о том, что украинцы и азербайджанцы «исторически поддерживали друг друга», не мешают азербайджанскому лидеру развивать тесные отношения с Москвой: находясь в конфронтации с Западом, декларируя дружбу с Украиной, Азербайджан сближается с Россией.

В феврале 2022 года, за два дня до начала широкомасштабного вторжения России в Украину, Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали в Москве декларацию о союзническом взаимодействии. А на минувшей неделе в Баку заявили о том, что официально подали заявку на вступление в БРИКС — организацию, объединяющую страны, которые недовольны существующим миропорядком и политикой Запада. Это произошло на следующий день после визита в Азербайджан Путина, которого Украина и весь цивилизованный мир считают преступником, и на которого Международный уголовный суд выдал ордер на арест.

Да, после 24 февраля 2022 года Баку предоставлял Киеву гуманитарную помощь, высказывал «солидарность в вопросах территориальной целостности и суверенитета в соответствии с нормами и принципами международного права» и не признавал выборы на оккупированных территориях. А в первые месяцы после широкомасштабного вторжения России в нашу страну представительство азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR в Украине бесплатно заправляло автомобили «Скорой помощи» и ГСЧС.

Но украинцы ожидали большего от страны, которой Украина продавала оружие и военную технику во время первой и второй карабахских войн.

В девяностые годы, в трудный момент строительства собственной армии, Киев поставлял Азербайджану оружие, помогая ему выжить как государству. В 2005–2010 годах Украина отправляла в южнокавказскую страну основные комплексы вооружений — от артиллерии до танков, от систем залпового огня до ударных вертолетов Ми-24. Киев не только поставил Баку МиГ-29 (договорившись об их совместной модернизации и подготовке летчиков для ВВС Азербайджана), но даже разрабатывал совместный космический проект с воздушным запуском космических ракет с нашего самолета «Мрія» (с приходом к власти Януковича проект был свернут).

В трудный же момент для нас Азербайджан ограничился гуманитарной помощью, отказав не то что в военно-технической поддержке, но даже в экономической (не присоединившись ни к одному пакету санкций против России) и дипломатической (не проголосовав в ООН за резолюции, осуждающие агрессию России против Украины, и не приняв участие в Саммите мира). Это вызывало разочарование у украинцев, еще с девяностых годов прошлого века видевших в Азербайджане союзника в противостоянии политическому и энергетическому прессингу России.

Новость же о том, что SOCAR и «Газпром» достигли «договоренности о расширении разнопланового стратегического партнерства», вызвала у значительной части украинских граждан возмущение. Зазвучали призывы бойкотировать SOCAR.

Эксперты в разговоре с ZN.UA отмечают: в действиях Баку, руководствующегося своими интересами, нет ничего удивительного. Да и встреча SOCAR и «Газпрома» прошла не просто так, а вследствие возникшей в Киеве идеи о замене российского газа азербайджанским. Напомним: в июле Зеленский заявил, что Украина ведет переговоры о поставках газа из Азербайджана в ЕС, поскольку стремится сохранить роль транзитной страны.

Конечно, основные союзники Азербайджана — Турция и Израиль. Но начиная с десятых годов, Баку также начал активно сближаться и с Москвой.

Главной причиной подобного сближения, как пояснил в комментарии ZN.UA директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, было стремление азербайджанского руководства минимизировать риски при решении проблемы «Нагорно-Карабахской республики» и использовать Россию при восстановлении территориальной целостности страны. Еще одной причиной стала обида на Запад за то, что тот не поддержал действия Баку по возвращению под свой контроль Карабаха.

Кстати, следствием раздражения от поведения Запада, прежде всего Франции, активно развивающей военно-политическое сотрудничество с Арменией, стала и поддержка Азербайджаном движений за независимость заморских территорий Франции — Новой Каледонии, Гваделупы, Карибских и Антильских островов. В середине июля в Баку при поддержке азербайджанской власти прошел съезд около 20 движений, борющихся с французским «неоколониализмом». При этом Алиев пообещал заморским территориям Франции помощь в обретении независимости.

В свою очередь, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отметил в беседе с ZN.UA, что азербайджанское руководство проводит политику, основанную на прагматизме, стремясь получить максимальную выгоду для своей страны. Прежде всего, при решении карабахской проблемы. Кроме того, отмечает Гончар, как и любая другая авторитарная страна, Азербайджан тяготеет к себе подобным, и Баку более комфортно развивать отношения с Анкарой, Москвой и Пекином, нежели с Брюсселем и Вашингтоном.

Не последнюю роль в сближении Баку и Москвы сыграл проект транспортного коридора «Север—Юг», предусматривающий сокращение пути доставки товаров из Индии и стран Персидского залива в Россию и Западную Европу. И если в условиях международной изоляции и санкций Москва рассматривает коридор «Север—Юг» как еще один канал доступа к новым рынкам, то для Баку этот проект — инструмент по реализации транзитного потенциала Азербайджана, что должно принести в казну дополнительные доходы.

После решения карабахского вопроса Баку продолжает развивать тесные отношения с Москвой. Несмотря на то, что влияние России на Азербайджан падает, его руководство не стремится совершать резкие движения, способные вызвать негативную реакцию Кремля. Но Баку не собирается и слишком уж сближаться с Россией: Алиев осторожен и не допускает в Азербайджане усиления центров влияния Кремля.

Нынешние отношения Баку и Москвы ставят перед Киевом вопрос о том, какой должна быть политика в отношении государства, названного в украино-азербайджанских документах «стратегическим партнером»: российско-украинская война упростила восприятие мира, подталкивая украинцев к черно-белой оценке действий наших партнеров.

Партнерство Киева и Баку активно развивалось в девяностые и нулевые, когда Азербайджану требовались союзники в вооруженном противостоянии с Арменией, получившей в то время поддержку России. Одновременно Киев, озабоченный проблемой диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоносителей, связывал с Азербайджаном надежды на освобождение от энергетической зависимости от России. Увы, энергетические проекты так и не были реализованы. Но не только это отдаляло партнеров по ГУАМ.

На двусторонние отношения оказывал влияние и страх Баку перед «экспортом революции»: в Азербайджане с подозрением наблюдали за Помаранчевой революцией 2004 года и Революцией Достоинства 2013–2014 годов. Да и ценностные ориентиры у наших стран разные. Если Украина стремится стать частью демократического сообщества государств, вступив в будущем в Евросоюз и НАТО, то Азербайджан пошел по пути строительства авторитарного государства, где все решает слово семьи Алиевых, а критики их режима попадают в тюрьмы.

В результате у Киева и Баку оказалось не так уж и много точек соприкосновения, а пропасть между ними расширялась. «Шансы были упущены, и сегодня в отношениях Киева и Баку нет ничего стратегического. Сейчас Азербайджан для Украины — всего лишь один из торговых партнеров», — отмечает Михаил Гончар. При этом, перед широкомасштабным вторжением России в Украину, очень активно пошли и азербайджанские мигранты, и азербайджанские деньги: открылось не только множество качественных ресторанчиков и точек общепита, но и состоялась покупка украинского Vodafone.

И все же, для Киева Азербайджан продолжает представлять интерес как страна, располагающая нефтегазовыми запасами. Она также важна с точки зрения логистики при перемещении товаров в Центральную Азию и Китай. Однако реализация этих проектов возможна после завершения российско-украинской войны и превращения Черного моря из театра военных действий в обычную зону морской торговли.

С учетом этих интересов, равно как и того, что изменить политику Баку Киев не в силах, возможно, лучшая модель поведения Украины в отношении Азербайджана — не делать резких движений и продолжать нынешнюю политику ситуативного сотрудничества. Ведь импульсивные действия могут вызвать раздражение у Алиева, а симпатии простых азербайджанцев к Украине — стремительно перерасти в ненависть. И тогда страна, занимающая позитивный нейтралитет, превратится в еще одного врага, через территорию которого Россия будет стремиться обходить международные санкции.

У Украины есть страны-партнеры. И есть страны, такие как Северная Корея, Иран, Йемен, которые искренне ненавидят и нас, и Запад.

Азербайджан не относится ни к тем, ни к другим.

Азербайджан прагматично развивает отношения с Украиной и Россией, стремясь получить от этого сотрудничества максимальную финансовую и политическую выгоду. Впрочем, как и огромное количество государств. Поэтому Киеву нужно выработать линию отношений, поведения с подобными странами, которых в мире больше, нежели наших открытых партнеров, и гораздо больше, чем наших врагов. Уж точно мы не должны множить количество врагов только потому, что страны не поддерживают нас так, как нам бы хотелось.

Источник материала
loader
loader