Политолог Владимир Фесенко: За 5 лет Рада утратила свое влияние, но списывать ее рано
Политолог Владимир Фесенко: За 5 лет Рада утратила свое влияние, но списывать ее рано

Политолог Владимир Фесенко: За 5 лет Рада утратила свое влияние, но списывать ее рано

Верховная Рада 9-го созыва работает уже 5 лет. 28 августа 2019 года народные депутаты официально приступили к работе, присягнув на верность Украине. Что произошло за это время и как изменился главный законодательно орган страны, мы узнавали у политолога и руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.

Такого падения влияния украинский парламент никогда не переживал

Владимир Фесенко. Фото: kanaldom.tv

Владимир Фесенко. Фото: kanaldom.tv

- Раде этого созыва – 5 лет. Как она изменилась за это время, какой была и какой стала?

- Так и хочется вспомнить классические строки из старой советской песни: «Каким он был, таким и остался». Но на самом деле, конечно, изменения есть. И они в большей степени касаются ситуации во фракции «Слуга народа». Ну и, конечно, важный фактор изменений – это война и военное положение. Это очень сильно ударило по украинскому парламентаризму и по состоянию, и по статусу, и по влиянию Верховной Рады. Пожалуй, такого падения влияния украинский парламент никогда не переживал за всю свою 30-летнюю историю.

- В чем главное отличие? Было монобольшинство, а теперь?

- Формально однопартийное большинство сохраняется. В начале работы нынешнего парламента был так называемый турборежим, когда как минимум месяц-полтора штамповали законы, решения. Фракция «Слуг» выглядела монолитной и был полный тотальный контроль над ситуацией в Верховной Раде, чего раньше никогда не было.

Сейчас же - ничего подобного. Мы видим, что большинство хотя формально и сохраняется, реального большинства нет. И как это часто бывало раньше, сейчас президентской фракции нужно пользоваться услугами ситуативных партнеров. Благодаря этому офис президента сохраняет некий общий контроль над Верховной Радой, но тотального контроля, в отличие от того, что было в 2019 году, нет.

– Какие главные проблемы встали перед парламентом?

- Самое, пожалуй, проблемное для президентской партии и для монобольшинства в том, что целый ряд депутатов этой партии ушли в оппозицию. В прямой оппозиции группа Разумкова, а это был фактически второй номер партийного списка, бывший председатель Верховной Рады. Часть депутатов в косвенной оппозиции, кто-то вообще отстранился и хочет уйти из Верховной Рады, а кто-то, как, например, Дмитрук, сбежал.

Распад «Слуг народа» был неизбежен

- А почему начались такие центробежные процессы в «Слугах народа»?

-Это было неизбежно, потому что фракция была с самого начала такой пестрой, хаотично и поспешно собранной. Партийный список формировали поспешно, стихийно. Там были люди с очень разными идеологическими взглядами. От людей с пророссийскими взглядами до проевропейских и либеральных парламентариев. И весь этот пестрый состав набирали разные люди в окружении Зеленского.

А теперь часть депутатов начали самостоятельную политическую карьеру. Стали работать на себя, а не президента, как тот же Разумков, за что он и поплатился в итоге постом спикера парламента.

Ну и, наконец, банальный традиционный для украинского парламента фактор – деньги. Когда крупные украинские олигархи начали перетягивать целые группы этой фракции под свой контроль. Это тоже подорвало внутреннее единство. Вместе с этим нарастали внутренние противоречия личностные, политические, идеологические.

Статус депутат утратил свою значимость

- Одна партия вообще исчезла из парламента…

- Да, одна из партий, которая преодолела 5-процентный барьер и имела самую большую фракцию – ОПЗЖ прекратила свое существование в результате войны. Вот это тоже очень существенное изменение.

И, конечно, проблемы «Голоса», который почти под копирку повторяет проблемы «Самопомощи» в предыдущем парламенте. Это партия и депутатская фракция состоит из молодых прозападных либералов, которые оказываются очень неустойчивыми. У них был ситуативный лидер (Вакарчук – ред.), и когда он отошел во фракции началось внутреннее брожение, противоречия и потерялось внутреннее единство.

Но самая главная проблема и самое главное изменение, которое произошло с этим парламентом – это самый серьезный кризис украинского парламентаризма. Резко сократилось влияние Верховной Рады и на процесс принятия решений, и в целом влияние на политическую ситуацию в стране. Это, конечно, не только следствие однопартийного большинства. Из-за войны и военного положения парламент оказался в тени. Он оказался как-то таким вспомогательным инструментом в законодательном обеспечении сопротивления российской агрессии и в обеспечении европейской интеграции. И опять уровень поддержки Верховной Рады резко снизился.

- Не кажется ли вам, что за 5 лет этого парламента, статус депутат потерял свою значимость?

- Однозначно, депутаты стали терять свое влияние, свой статус. Недаром впервые за всю историю украинского парламентаризма многие депутаты сейчас хотят уйти из Рады. Всегда это было исключением из правила, а сейчас это уже тенденция. А это как раз следствие резкого снижения влияния парламента и девальвации статуса народного депутата. А сейчас депутатов не воспринимают всерьез ни в министерствах, и в органах исполнительной власти, не в местных администрациях, ни в их регионах.

И, конечно, к этому еще надо добавить, что появились дополнительные проблемы и ограничения. Самые, пожалуй, проблемные – это пожизненный финансовый мониторинг состояния депутат и ограничения на выезд за рубеж. В итоге, пожалуй, никогда за всю историю украинского парламентаризма народные депутаты не были такими маловлиятельными как сейчас.

Рада должна возродить свое влияние

- Но хоть что-то хорошее этот парламент показал?

- Естественно, все-таки живет, несмотря на все проблемы. И все понимают, что в условиях демократии парламент - это необходимый значимый институт, без которого не может работать демократия. Поэтому многие парламентарии, особенно эксперты, политики вне нынешней Верховной Рады ожидают возрождения украинского парламентаризма после завершения войны. Что в стране будет парламентско-президентская модель не только формально, но и де-факто. Все-таки про парламент не забывают, его не собираются отправлять в архив, в утиль. Все надеются на то, что парламент воспрянет в своем влиянии.

Верховная Рада сыграла очень важную роль в обеспечении процесса европейской интеграции, в законодательном обеспечении военно- политического сопротивления российской агрессии. Абсолютно большинство народных депутатов при всех внутренних противоречиях объединяются, когда речь идет о ключевых национальных интересах. Это очень важная и позитивная тенденция в нынешней Верховной Раде.

- Какой опыт парламент приобрел за эти 5 лет?

- В первую очередь опыт однопартийного большинства. Он неоднозначный, но, все же, опыт. Там были и положительные моменты. У нас многие всегда мечтали, чтобы в едином порыве депутаты не тратили месяцы на решение разных сложных задач, быстро принимали законы. Ну вот попробовали.

Оказалось, иногда это хорошо, иногда не очень. И над законами надо работать тщательнее. Поэтому этот опыт однопартийного большинства, на самом деле, был полезным. И полезный урок на будущее, каким образом избегать нынешних проблем.

- Какие самые важные законы приняла эта Рада?

- В довоенный период – самыми значимыми и резонансными были законопроекты по земельной реформе. Потому что с точки зрения экономической политики они имели очень большое значение. Но вместе с этим не удалось завершить процесс децентрализации. Первые шаги были сделаны, но, к сожалению, эта задача не была решена в полном объеме.

А в период войны, конечно, самые значимые решения касались обеспечения процесса европейской интеграции. Например, вот этот пожизненный мониторинг депутатов и чиновников. Это требование по антикоррупционной политике, которое связано как раз с европейской интеграцией Украины.

И эти законы будут очень сильно влиять на кадровую политику, на процесс отбора будущих депутатов, будущих министров, губернаторов и так далее. Далеко не все захотят идти в публичную политику или на высокие государственные должности.

Да, понятно, коррупционные искушения всегда были и будут. Тем не менее созданы такие очень сильные инструменты финансового контроля за депутатским корпусом. Поэтому это тоже неоднозначное, но очень значимое решение.

Звезда «Слуг народа» постепенно закатывается

- Когда будут парламентские выборы, нынешняя конфигурация сохранится, Зеленский получит опять большинство в парламенте?

- Думаю, что скорее всего, нет. Есть целый ряд факторов, которые можно назвать неизвестными и неопределенными. Сейчас Президент сохраняет достаточно высокие личные рейтинги - около половины населения доверяют ему. А вот рейтинги «Слуг народа» значительно ниже. И если бы выборы сейчас проводились, то точно большинство бы он не получили. Другое дело, что все в ожидании, что выборы будут после войны. А после войны, почти наверняка уже не будет «Слуг народа», а будет новый президентский проект.

Но самое главное ожидание связано с так называемой условной партией Валерия Залужного. Это ожидание очень распространено и если Залужный придет в политику, то учитывая его достаточно высокую популярность, его партия может стать победителем будущих парламентских выборов. Но каким победителем каким, относительным или получит абсолютное большинство. Сейчас нельзя точно спрогнозировать. Многое будет зависеть от послевоенной ситуации.

Тимошенко и Порошенко – из прошлой эпохи, но могут остаться

- А старые «мастодонты» сохранятся - Тимошенко, Порошенко?

- Порошенко, скорее всего, да. Его партия имеет шансы остаться в Верховной Раде, хотя, возможно, с меньшим результатом. У него устойчивое электоральное ядро. Юлия Тимошенко - опытный политик и держит нос по ветру. И сейчас она примеряется на две ниши, которые у нас постепенно формируются в нашем электорате.

Одна ниша – это сторонники мира. И она явно начинает тестировать миротворческую риторику, особенно когда обсуждался законопроект о мобилизации.

Второе, это ее классическая фишка - социальный популизм. Надо учитывать, что послевоенный период будет очень тяжелым в социально-экономическом плане. Это может появляться и по налогам, и по ценам, и по многим другим параметрам. Уровень жизни, к сожалению, упал существенно во время войны. И Юлия Владимировна — будет это использовать.

Другое дело, что Порошенко и Тимошенко, действительно воспринимаются молодым избирателем как «мастодонты». Они из прошлой политической эпохи. И молодое, и среднее поколение будут искать кого-то новых. Но Тимошенко и ее партия может быть и зацепится за 5% -й проходной барьер. То есть пока ее не стоит списывал со счетов, но ей это будет сделать тяжелее. Может быть, тяжелее всего за всю ее политическую карьеру.

КОНКРЕТНО

После избрания в 2019 году было создано 5 фракций и одна депутатская группа. Это "Слуги народа", «Оппозиционная платформа – За жизнь", "Европейская солидарность", ВО «Батькивщина», партия "Голос" и депутатская группа "За будущее".

Сейчас конфигурация изменилась. После запрета в 2022 году «Оппозиционной платформы – За жизнь", ее члены создали депутатскую группу «Платформа за жизнь и мир». И кроме сейчас в парламенте действует 4 фракции и 3 депутатские группы. Это «Слуги народа», ВО «Батькивщина», «Европейская солидарность», «Голос», депутатские группы «Партии «За будущее», «Доверие», «Восстановление Украины» и вне фракционные депутаты.

Интересные факты о Верховной Раде 9-го созыва

Количество поданных за 5 лет законопроектов приближается к 6 тысячам. А принято за это время было 1218 законов.

В новом созыве парламента Украины в зале зарегистрировались 405 нардепов из 424 зарегистрированных ЦИК. По состоянию на 1 августа 2024 г. в ВР работает 401 нардеп.

Впервые в истории независимой Украины большинство Верховной Рады получает одна партия. В 2019 году "Слуги народа" провели в Раду 252 народных депутата. После того, как свое монопольное положение в политике потеряла Компартия СССР, сформировать в парламенте монобольшинство не удавалось ни одной партии. Теперь количество «Слуг» сократилось до 233 депутата.

  • За пять лет сменился спикер ВР. Первым возглавлял Совет – Дмитрий Розумков. 8 октября 2021 на смену Разумкову назначили Руслана Стефанчука;
  • 215 избранников пришли через многомандатные избирательные округа, а 186 – избранные в одномандатных избирательных округах;
  • Среди нардепов 316 – это мужчины, 85 – женщины;
  • Доля молодежи (до 35 лет) составляет 9,22% – 37 нардепов;
  • Высшее образование имеет 389 народных депутатов Украины;
  • Научная степень доктора наук имеют 38 народных депутатов Украины, кандидата наук – 79;
  • Звание Герой Украины присвоено 3 народным депутатам Украины.
Источник материала
loader
loader