Украинский экспорт. Рост есть, но и проблем немало
Украинский экспорт. Рост есть, но и проблем немало

Украинский экспорт. Рост есть, но и проблем немало

Украинский экспорт. Рост есть, но и проблем немало

Хорошая новость: экспорт в августе значительно вырос. Этой новостью поделился Институт экономических исследований в сентябрьском месячном мониторинге.

Нетрудно догадаться, что одна из главных составляющих роста — начавшийся экспорт зерновых нового урожая, который не мог бы состояться без Украинского морского коридора. Также увеличению экспорта в долларовом выражении способствовали выгодные экспортные цены за счет уменьшения логистических затрат по сравнению с предыдущим годом.

Одним из важных стимулов для роста украинского экспорта/импорта стало обращение ВТО к правительствам государств-членов избегать тарифов и других барьеров в международной торговле, поскольку это может разрушить тридцатилетний прогресс в уменьшении разрыва между богатыми и бедными странами.

Эксперты также отмечают важность для Украины завершения переговоров об ACAA (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of industrial products), или о «промышленном безвизе». Соглашение призвано снизить влияние нетарифных ограничений, играющих чрезвычайно важную роль в сфере торговли промышленными товарами. Это помимо ввозных пошлин, обнуление которых предусмотрено в Соглашении об ассоциации с ЕС.

Экспорт

В августе, по данным таможни, экспорт вырос на 27% к предыдущему году — до 3,42 млрд долл. США в месяц. Это один из самых высоких показателей этого года. При этом экспорт агропродукции увеличился на 24% г/г — до 1,91 млрд долл. Частично повышению показателей поспособствовала низкая база сравнения — в прошлом году украинский коридор для морского экспорта действовал минимально. Также к росту экспорта в долларовом выражении привели выгодные экспортные цены за счет уменьшения логистических затрат по сравнению с предыдущим годом.

Августовскому скачку способствовало и более раннее завершение уборки рапса, пшеницы и ячменя — спасибо жаркому лету. В результате объемы экспорта этих культур значительно выросли: в целом на 91% г/г.

При этом снизился экспорт кукурузы и подсолнечного масла — на 12 и 45% соответственно. Действительно, кукурузу еще предстоит убрать, а подсолнечное масло — произвести. Также одна из причин падения экспорта — более низкие переходящие запасы по сравнению с прошлым годом.

Экспорт продукции металлургии в августе вырос на 47% по сравнение с аналогичным периодом прошлого года — до 438 млн долл. Один из позитивных факторов — стабилизация поставок электроэнергии на ряд металлургических предприятий.

Экспорт минеральной продукции, прежде всего железной руды, увеличился на 35% г/г — до 251 млн долл. Рост по сравнению с предыдущим годом отражает возобновление экспорта руды через одесские порты. Впрочем, темпы роста по сравнению с предыдущим годом замедлились, и в долларовом выражении объемы продаж были наименьшими в этом году из-за снижения экспортной цены на руду в августе. Физические же объемы экспорта железной руды остались на уровне 2,5 млн тонн.

Экспорт других товаров увеличился в августе на 26% г/г: 817 млн долл. в августе по сравнению с 535 млн долл. в среднем за январь—июль.

Импорт

Импорт в августе увеличился на 8% г/г — до 5,89 млрд долл. Замедление роста импорта частично отражает высокую базу сравнения. В августе, как и в предыдущие месяцы, больше всего рос импорт энергоносителей — на 43% г/г и повысился до 926 млн долл. Физические объемы импорта бензина выросли на 34% г/г из-за формирования запасов перед повышением акциза с 1 сентября. Импорт электроэнергии, по данным таможни, увеличился в августе до 136 млн долл. по сравнению с 120 млн долл. в июле, хотя данные из других источников показывают резкое снижение физических объемов импорта. Это может указывать на расхождение во времени между фактическим импортом и таможенным оформлением электроэнергии.

Также вырос импорт машин и оборудования на 18% г/г — до 2,07 млрд долл. По-прежнему повышался потребительский импорт. Импорт аккумуляторов, генераторов и других электротоваров увеличился из-за льгот на импорт, которые начали действовать 1 августа. Поэтому на импорт электротоваров не повлияло уменьшение отключений электроэнергии. Импорт автомобилей оставался ниже прошлогоднего.

Импорт химических продуктов упал на 9% г/г — до 915 млн долл. В частности, снизился импорт лекарств и удобрений со сравнительно высокой базы прошлого года.

Но важно другое — ощутимо сократился разрыв в объемах экспорта и импорта. Год назад импорт превышал экспорт в полтора раза, что закладывало невероятные валютные риски. Сейчас же показатели почти сравнялись и динамика воодушевляющая.

Бизнесу дали немного отдышаться, но — дефицит кадров!

Препятствия для деятельности бизнеса в августе несколько изменились, причем к лучшему. Это стало следствием меньших отключений от электросетей, что снизило потребность покупать дорогой импортный газ. Тем не менее отключения остаются самой большой проблемой для бизнеса: в августе почти 59% экспортеров сообщили о ее важности (для сравнения, в июле — 80%).

В то же время как для всего бизнеса, так и для экспортеров в частности возросла значимость нехватки кадров: соответственно на 63 и 58%.

Еще одной проблемой стала структурная безработица: навыки безработных не соответствуют потребностям бизнеса. Именно поэтому актуальна и важна инициатива правительства с международными партнерами SkillsAlliance, призванная запустить процессы переквалификации и обучения для взрослых, ищущих работу.

В августе усилились также логистические сложности, что отметили 20% опрошенных экспортеров. Это может быть связано с более низкими объемами перевозок через дунайские порты вследствие низкой воды. Впрочем, во второй половине сентября проливные дожди над Центральной и Восточной Европой наполнили главную водную артерию Европы. Даже с избытком.

Что нового в торговой политике Украины

Продолжается работа по скринингу законодательства для последующей его синхронизации с законодательством Евросоюза. В целом официальная процедура скрининга происходит по 33 переговорным главам (разделам), которые сгруппированы по шести кластерам (тематическим блокам). Процедура включает два этапа: пояснительные сессии и двусторонние встречи. Также начаты сессии по подготовке украинской делегации к встречам в рамках официального скрининга Еврокомиссии по переговорному разделу «Экономических критериев», который состоится 8 октября. Будет создано 36 рабочих групп по подготовке переговорных позиций Украины по соответствующим разделам переговорной рамки ЕС.

Было обнародовано первое пособие по переводу законодательства ЕС (EU acquis) на украинский язык. Пособие охватывает основополагающие принципы права ЕС, терминологию, юридический английский язык ЕС, а также содержит обзор вызовов и подходов к переводу нормативно-правовых актов ЕС на украинский язык.

«Транспортный безвиз», предусматривающий либерализацию грузовых перевозок, продлится до конца июня 2025 года. Велика вероятность, что его действие будет продлено и после июня 2025-го.

Парламент 22 августа принял Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по имплементации некоторых положений Таможенного кодекса Европейского Союза» (№10411). Соответствующий законопроект был разработан как раз для выполнения взятых Украиной обязательств по гармонизации украинского таможенного законодательства с законодательством ЕС.

В августе Верховная Рада ратифицировала Соглашение об участии Украины в программе ЕС по борьбе с мошенничеством (EUAF). Соглашение предусматривает внедрение IТ-инструментов, направленных на усиление транснационального сотрудничества с Еврокомиссией.

Кроме того, Кабинет министров Украины утвердил в новой редакции план мероприятий по дерегуляции. Документ предусматривает около 100 задач и 140 пошаговых мероприятий, направленных на упрощение условий осуществления предпринимательской деятельности в строительстве, энергетике, аграрной отрасли, сферах земельных отношений, транспорта, логистики, информационных и электронных технологий, внешнеэкономической деятельности, производства.

Наконец, 1 сентября вступило в силу Соглашение о цифровой торговле между Украиной и Великобританией. Соглашение будет способствовать развитию малых и средних предприятий и обеспечит более тесную связь украинских ІТ-компаний с цифровыми рынками Великобритании.

***

С одной стороны, все неплохо — предприниматели адаптируются к вызовам войны, дипломаты делают все возможное, чтобы сблизить украинский и европейский рынки, международные партнеры оказывают всяческую поддержку. С другой стороны, на первый план выходят глубокие и системные проблемы, которые быстро и просто не решаются, даже если все будут прилагать максимум усилий. И дефицит квалифицированных кадров, и перебои с энергоснабжением — вызовы не месяцев, а лет. Что уж говорить о том, что сама структура нашей внешней торговли на сегодняшний день является системным риском. Если ты преимущественно продаешь сырье, а покупаешь готовые товары, это уже рисковая модель. Но если твое сырье еще и не диверсифицировано — сплошь зерновые, а с урожайностью, посевными площадями, удобрениями и климатом одни проблемы, то риски вырастают в разы. Снизить их без структурной трансформации всей экономики невозможно. А это, как вы понимаете, задача на годы, если не на десятилетия.

Источник материала
loader