С 10 октября в кинотеатрах начался показ триллера/ужасов с элементами постапокалиптического фильма о выживании «Хищный лес», в котором главную роль исполнила Хэлли Берри. Режиссировать ленту взялся известный французский хоррормейкер Александр Ажа, поэтому зрители могли надеяться на качественного представителя жуткого жанра. В рецензии ниже рассказываем, можно ли «Хищный лес» считать именно таким.
Плюсы:
попытки заинтриговать зрителя; неплохие актерские выступления (Хэлли Берри по-прежнему замечательная); несколько пугающих моментов;
Минусы:
фильм оказывается банально скучным; неудачные попытки напустить тумана; концовка откровенно разочаровывает;
«Хищный лес» / Never Let Go
Жанр триллер, ужасы
режиссёр Александр Ажа
В ролях Хэлли Берри, Перси Даггс IV, Энтони Б. Дженкинс, Кристин Парк, Стефани Лавин, Мэтт Андерсон, Мила Морган
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb, официальный сайт
В темном-темном лесу, в темной-темной хижине… Ну ладно, давайте без этих примитивных детских страшилок. Мать-одиночка Джун воспитывает двух маленьких сыновей, Нолана и Сэмюэля, в старой хижине посреди мрачного леса. Ну как воспитывает — буквально держит на привязи. Суть в том, что выходить на улицу можно только привязанными веревкой к дому, потому что если этого не сделать, из-за угла вынырнет страшное нечто, и больше не будет ни увлекательной охоты на белок, ни веселых танцев под старую пластинку.
Кстати, это таинственное и такое страшное «нечто» способна видеть только сама Джун. По ее же словам, весь мир погиб, потому что его охватило безжалостное зло, и только веревки спасут от смерти. Но кроме того, что странной отшельнической семье костлявая с косой все равно грозит, как минимум от голода, один из двух братьев начинает сомневаться — а вдруг многострадальная мать просто потеряла здравый смысл?
Глядя на краткое описание здешнего сюжета, становится очевидно, что это материал явно шьямалановского толка.
Таинственная мистическая угроза для героев в мрачном сеттинге в абсолютной изоляции от внешнего мира — есть. Неясность того, что из показанного правда, а что — плод больного воображения — пожалуйста. Намеки на иносказательность и фирменную неожиданную концовку, которая способна шокировать (а способна ли?) — получите и распишитесь. Это как будто бы «Таинственный лес» встретился со «Стуком в дверь», в котором главные герои также стали заложниками обстоятельств в лесной хижине.
И это не говоря, что сам Шьямалан продюсировал недавний мистический хоррор своей дочери Ишаны «Наблюдатели», которая пыталась, чтобы получилось как у папочки, но что-то там пошло не так. С этим представителем жанра «лесная чертовщина» у «Хищного леса» также немало общего, и это не комплимент.
Беда в том, что Александр Ажа — не Шьямалан даже в этапы его худшей формы, а у Шьямалана она продолжается, с определенными оговорками, лет эдак 20. Но речь идет не о сопоставлении их талантов, а, что французу лучше удается материал несколько иного сорта. Сюжеты не о мифологическом таинственном зле, когда не всегда есть понимание того, что конкретно имеется ввиду, а вполне себе о реальной, физической угрозе во плоти. В голливудском дебюте Ажа, римейке «У холмов есть глаза» Уэса Крейвена, это были мутанты-убийцы. В полушутливом «Пиранья» — смертоносная доисторическая рыба, еще и в модном тогда 3D. В «Хищниках» с воинственной Каей Скоделарио — голодные аллигаторы.То есть Ажа — это не столько о напускании тумана и постепенном нагнетании атмосферы, сколько о кровавой динамике и отрубленных (или отгрызенных, тут уж как карта ляжет) концовках. А вот устроить игру со зрителем в ложные ожидания, в частности, в кульминации, это француз также время от времени практикует — вспоминаем «Кровавая жатва», «Зеркала» или «Кислород».
В «Хищном лесу» режиссеру приходится отойти от привычного для себя кровопускательного драйва и буквально включить Шьямалана, что оказалось явно не лучшей затеей.
Оно бы и хотелось проникнуться главной интригой — что есть правда — у нас тут настоящая смертельная угроза, или героиня Хэлли Берри просто сумасшедшая тетка, которая мордует и мучает голодом собственных детей. Но этого сделать не получится, ведь каким бы ни был ответ, он априори не способен удивить и удовлетворить ввиду вторичности идеи как таковой.
Так же, как и вряд ли у кого-то возникнет желание серьезно разбираться в потенциальной иносказательности этого сюжета. Возможно, это о гиперопеке взбалмошной мамаши. Быть может, о преимуществах французской кухни (поедание ропух в кадре прилагается). А может, чем черт не шутит, старательная экранизация строки «я на цепкие веревки привяжу твое тело» из песни «Веревки» поп-группы NikitA. Вспомнилось же такое.Как с креста снятая Хэлли Берри читает детям, которым уготовано смаковать чипсы из коры дерева (зато натуральные!), символическую сказку о Гензель и Гретель. А накануне премьеры в американском прокате признается, что создатели имеют на руках готовые истории для сиквелов и приквела, и в случае успеха «Хищного леса» все это может превратиться во франшизу. Что-то подсказывает, что у «Хищного леса» не будет франшизы.
Авторы этого депрессивного и серого фильма пытаются сильно заинтриговать зрителя, но не так, чтобы это у них получалось, да и таких ответов, чтобы действительно удивляли, не предполагает. В отдельные моменты делают попытку напугать, но как-то уж слишком лениво, будто для галочки. Предлагают проникнуться судьбами несчастных персонажей, но единственный, за кого здесь действительно страшно — это их пес. Смотреть этот фильм все равно что жевать здорово обжаренные куски коры — вроде и жуется, но какое-то оно совсем несъедобное.
Вывод:
«Хищный лес» — это шьямалановщина на минималках, которая пытается взять зрителя малой кровью.