Теневой отчет: Из предыдущей стратегии развития системы правосудия Украине удалось реализовать только один пункт
Теневой отчет: Из предыдущей стратегии развития системы правосудия Украине удалось реализовать только один пункт

Теневой отчет: Из предыдущей стратегии развития системы правосудия Украине удалось реализовать только один пункт

Теневой отчет: Из предыдущей стратегии развития системы правосудия Украине удалось реализовать только один пункт

И хотя государство в рамках переговоров о вступлении в ЕС должно и дальше внедрять ряд реформ в правовой сфере, концепции или плана такого развития нет.

Из утвержденной указом президента Владимир Зеленского Стратегии развития системы правосудия и конституционного судопроизводства на 2021-2023 годы, на практике полностью удалось только запустить работу новых составов Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины, говорится в докладе «Теневой отчет 2023 году», подготовленном рядом общественных организаций.

Срок реализации Стратегии завершился 31 декабря 2023 года и уже ясно, что большинство положений не были выполнены из-за ряда внутренних и внешних факторов.

К внешним логически относятся пандемия COVID-19 и полномасштабное вторжение России.

Внутренние факторы, повлиявшие на ситуацию, – остановка работы органов судейского управления – ВСП и ВККС, самоустранение созданной президентом Комиссии по правовой реформе от этой же реформы под предлогом войны, а также отсутствие политической воли к реформам и иногда даже откровенное их саботирование.

В общем, кроме возобновления работы ВСП и ВККС, уже в конце 2023 удалось запустить конкурсы на избрание судов первой и апелляционной инстанций, Конституционного Суда Украины, Высшего антикоррупционного суда и Службы дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия.

В свою очередь, новой стратегии развития системы правосудия в Украине на данный момент не утверждали, хотя одобренный правительством в начале года плана Ukraine Facility содержит, среди прочего, ряд важных положений в части судопроизводства. И хотя в Офисе президента заявляли о разработке концепции развития системы правосудия на 2024-2026 годы, в публичном пространстве ее проект отсутствует.

Эксперты отмечают, что, несмотря на очевидный прогресс в реформировании судебной власти в связи с возобновлением работы ВСП и ВККС в 2023 году, остается немало проблем как в реализации стратегии реформирования судебной власти, так и воплощения отдельных элементов реформы.

В частности:

  • отсутствует единая стратегия развития судебной власти как базового документа, регламентирующего ключевые задачи и ожидания от последующих этапов реформирования в этой сфере. Реформа рассеяна в различных документах, принимаемых разными органами;
  • нет анализа предварительных этапов реформы, их успехов и ошибок;
  • реформы в основном приходится осуществлять под давлением международных партнеров или общественности;
  • одну и ту же реформу могут внедрять несколько команд параллельно без обмена опытом и унификации подходов;
  • сроки определенных этапов реформирования с реальной способностью ответственных государственных органов в их внедрении не согласованы.

Аналитики рекомендуют руководству государства принять стратегический документ развития судебной власти на следующие пять лет, в котором учесть все международные обязательства, и утвердить четкий план их выполнения. А также провести анализ результатов уже проведенной судебной реформы в предыдущие периоды для определения ее эффективности.

Как отмечала эксперт по судебной реформе Лаборатории законодательных инициатив Карина Асланян в материале «Переговоры о вступлении в ЕС: правосудие и права человека», вопросы верховенства права, основополагающих прав и свобод, а также юстиции в переговорном процессе скрининга украинского законодательства на соответствие правовым нормам Европейского Союза будут главными на протяжении всего процесса переговоров до вступления Украины в ЕС, и ни один переговорный раздел ЕС не будет закрыт, пока не будут выполнены контрольные показатели в рамках этих разделов.

ZN.UA в рамках совместного проекта с Лабораторией законодательных инициатив публикует серию новостей из «Теневого отчета», созданного коалицией общественных организаций – Лаборатория законодательных инициатив, Transparency International Ukraine, Центр прав человека ZMINA, Адвокат будущего и Ассоциация юристов Украины – в котором приведены результаты анализа текущего положения дел, достигнутого Украиной прогресса или имеющихся проблем в сферах верховенства права, борьбы с коррупцией и защиты основных прав и свобод человека.

Раздел "Верховенство права" подготовили совместно Лаборатория законодательных инициатив, ОО "Адвокат будущего" и Ассоциация юристов Украины.

Руководитель сектора верховенства права и борьбы с коррупцией Представительства ЕС в Украине Манфредас Лиманта во время презентации «Теневого отчета» отметил, что в ЕС его будут использовать для скринингового отчета и формирования дорожной карты реформ в сфере верховенства права Украины.

Источник материала
loader
loader