Мечты о науке. Как украинские подростки писали нашим полярникам
Мечты о науке. Как украинские подростки писали нашим полярникам

Мечты о науке. Как украинские подростки писали нашим полярникам

Мечты о науке. Как украинские подростки писали нашим полярникам

Когда вы были подростком, что бы вы почувствовали, если бы вам выпала возможность написать людям-суперпрофи в том, чем вы увлекаетесь? И не просто написать, а набраться смелости и предложить свои идеи? Ученые Национального антарктического научного центра Украины (НАНЦ) спросили подростков, как они представляют будущее Антарктиды и нашей антарктической станции «Академик Вернадский» в 2096 году. И не просто спросили, а объявили конкурс «Вернадский-2096». Почему именно в 2096-м? Потому что в этом году исполнится ровно 100 лет с тех пор, как Великобритания передала Украине свою антарктическую станцию «Фарадей», ныне — «Академик Вернадский».

По условиям конкурса, в нем могли принять участие подростки в возрасте 12–18 лет. Они должны были рассказать, как в будущем изменится станция и сама Антарктида, какие исследования здесь будут проводить и какие проблемы нужно будет решать. То есть, чтобы взять участие в конкурсе, нужно было провести настоящую научную разведку.

На конкурс подались 29 подростков со всей Украины. Мало? С одной стороны, да. А с другой — много. Ведь узнать о конкурсе можно было только из страницы НАНЦ в соцсетях, а это означает, что конкурсантами стали те, чьи учителя или родители подписаны на страницу полярников, интересуются наукой и приучают к этому детей.

В конкурсе приняли участие дети из разных регионов, но лидер здесь — Черниговская область, откуда прислали 11 работ. Честь и хвала учительнице, которая так вдохновила своих учеников. Также заметно, что многие конкурсанты учатся в научно-естественных лицеях. И это еще раз доказывает, насколько важна профилизация. Очень круто, что в некоторых конкурсных роботах были ссылки на научно-популярные блоги по естественным наукам. Тем самым наукам, с которыми у школьников обычно большие проблемы (посмотрите на результаты PISA, ВНО и НМТ, вступительную кампанию).

Этот конкурс увлеченных наукой подростков сломал и другие стереотипы. Во всех образовательных исследованиях и мониторингах дети из городов всегда дают фору сельским ученикам. А на конкурсе работы детей из села ничем не отличались от работ киевлян или львовян, а победительницей стала девочка из села Конятин Черниговской области — Диана Горбач. Второе место — у Евгения Братицы из Борисполя Киевской области, третье — у Тимофея Хобты из города Городок Хмельницкой области. Приз зрительских симпатий и настоящий шеврон полярной экспедиции получила одна из самых молодых участниц конкурса — Полина Вовкула из села Софиевская Борщаговка Киевской области.

Каждая конкурсная работа была по-своему интересной. Кто-то делал презентацию с иллюстрациями ИИ. Кто-то писал фантастический рассказ. Кто-то снимал видео. А главное — они прислали свои работы ученым и очень радовались, что кумиры увидят их, прочитают письма. Именно с таких вещей и надо начинать популяризацию науки. И за это отдельный респект нашему антарктическому центру.

Мне запомнилось видеообращение 16-летней Вероники Дибровы, которая сначала очень основательно и по-взрослому изложила свои идеи о будущем Антарктиды и станции «Академик Вернадский», а потом вдруг отложила папку с докладом и показала на камеру сердечко. И сказала: «Я бы хотела обратиться к сотрудникам станции «Вернадский». Вы невероятно крутые люди. Работать в таких сложных условиях, да еще когда у тебя в стране война, — это очень стрессово. Вы невероятно храбрые. Несмотря на такие условия, наука в моей стране продолжает развиваться». А Марийка Полищук дописала в конце своего фантастического эссе: «Берегите себя».

Во многих конкурсных роботах украинские ученые — это чуть ли не киборги, самые крутые и самые лучшие люди на планете. И пусть в глазах 29 подростков, а не всего общества, но это обнадеживает. Да, в будущем наши ученые спускаются в подземные озера для уникальных исследований (работа Евгения Братицы), спасают человечество от новых вирусов и бактерий с помощью суперкрутого антибиотика (Диана Горбач). И даже создают союз «Вернем жизнь Земле» для решения экологических проблем человечества (Доминика Старченко), к которому потом присоединятся коллеги из других стран. А за исследование магнитных явлений на станции «Академик Вернадский» украинцы получат в будущем Нобелевскую премию по физике. «Развитие идет, и у Украины замечательные результаты. Будущее за нами!» — написала в своей конкурсной работе Доминика Старченко. Кстати, во всех роботах звучит бесконечная вера в будущее и Украину.

Но война, к сожалению, все равно прокрадывается в мечты наших детей. Вот отрывок из фантастического конкурсного эссе Евгения Братицы: «К нашей современной станции с крутым оборудованием двигался дряхлый крейсер со знакомым опостылевшим триколором. В радио прозвучало восклицание: «Предлагаю сдаться! В противном случае по вам будет нанесен удар! Как поняли меня?». Говорили те, кому ни закон, ни договор не писаны». Но читатели могут не волноваться — по сюжету рассказа украинская научная станция не только выстояла, но и ответила потрёпанному крейсеру современным вольфрамовым снарядом, который бесшумно вылетел из магнитной колеи и «послал крейсер вместе с экипажем на корм рыбам». «Теперь, дай Бог, после расчистки дна от обломков, на станции «Академик Вернадский» в 2096 году можно жить спокойно…» — подводит итог юный автор.

Почти все конкурсанты пишут о том, что в будущем все народы должны жить в мире и сотрудничать, и только так человечество сможет избежать глобальных проблем. В Антарктиде будут современные международные лаборатории и коворкинги. «Антарктида сохранит свой статус континента мира и безопасности, демонстрируя, что даже в самых отдаленных местах человечество может найти общий язык и работать на благо всей планеты», — пишет Анна Руденко из Чернигова, города, который беспощадно обстреливает враг.

Конкурсанты прислали много научных и технологических идей: о машинах-быстроходах и высокотехнологичных вездеходах, летающих лабораториях, чудо-роботах и домах с прозрачными крышами. Не забыли и об изменениях климата. Ведь Антарктида — природный охладитель планеты, и если из-за глобального потепления снега растают, это приведет к проблемам для человечества. И Михаил Бабич знает, как с этим справиться. Он предлагает вырабатывать просто на месте искусственный лед. А электроэнергию для этого получать из большой сферической линзы, наполненной водой. Так Антарктида превратится во всепланетный холодильник и не пострадает от потепления.

Аня Руденко и Вика Тишенко предлагают создать в Антарктиде климатические купола, под которыми будет поддерживаться комфортный для людей и животных микроклимат.

Вика считает, что вполне реально построить подводные города, расположенные под толщей льда. Там люди смогут жить и работать. «Эти города будут использовать геотермальную энергию для обогрева и освещения, а также будут иметь свои фермы для выращивания еды», — мечтает Вика.

Диана Горбач хочет сделать в Антарктиде 3D-заповедник, где с помощью 3D-принтеров можно будет воссоздать исчезающие виды растений и животных.

Полина Вовкула беспокоится, чтобы животные не пострадали от изменений климата и от людей (особенно если в Антарктиде будет много туристов). Поэтому Поля считает, что в будущем появится новая профессия — переводчик с языков животных. Этот человек с помощью особого устройства сможет понимать чувства животных и то, в безопасности ли они.

Кстати, об устройствах. Станислав Лысенко предлагает, чтобы научное оборудование ремонтировали просто в Антарктиде, а для этого на 3D-принтерах можно печатать детали и запчасти. А Вика Тишенко считает, что в Антарктиде нужно создать космические лифты, которые будут доставлять людей и грузы на орбиту Земли. «Это значительно упрощает космические путешествия и делает их более доступными», — объясняет девушка.

Может быть, сейчас все эти идеи похожи на сказку, но человечество знает много примеров, когда открытия и технологические изобретения, описанные фантастами, становились реальностью.

Эти конкурсные работы пробирают до костей. С одной стороны, невероятно радует, что у нас есть такие дети, есть идеи, есть будущее. С другой — не хочу думать, сколько из них решат стать учеными и останутся в стране, когда вырастут. И все же хочу оставаться оптимистом.

Источник материала
loader
loader