История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК
История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК

История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК

История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК - Фото 1

Игровую приставку Sony PlayStation 3 так ждали, что на релизе за нее буквально боролись в очередях и спешно несли домой, чтобы попробовать гейминг нового поколения. И это все было не зря, ведь PS3 стала настоящим технологическим феноменом того времени. Она была не просто очередной игровой консолью, а самым производительным домашним компьютером того времени — ни один x86 CPU не мог сравниться и невероятным POWER процессором Sony PlayStation 3.

Содержание

  • 1 Новая эпоха видеоигр
  • 2 Удивительный процессор на вымирающей архитектуре POWER
  • 3 Графический ускоритель и оптимизация графического ускорителя
  • 4 «Синий луч» и повелитель мультимедиа
  • 5 Версии PlayStation 3
    • 5.1 PS3 Fat (оригинальная модель)
    • 5.2 PS3 Slim
    • 5.3 PS3 Super Slim
  • 6 Очереди, как за Apple
  • 7 Выводы

Новая эпоха видеоигр

11111

PlayStation 3 стала ключевым этапом в истории развития видеоигр, известным своей передовой начинкой, мультимедийным возможностям, превосходной периферии и качественным эксклюзивным играм, которые доходят до ПК только через 14 лет после релиза.

Приставка была выпущена в далеком 2006 году и стала частью седьмого поколения игровых консолей. Это был достойный ответ Sony на Xbox 360 (которые уже тогда успешно продавались) от Microsoft и Wii от Nintendo. Если Nintendo пошли другим путем (казуальные игры для детей и семьи), то Xbox составил сильно конкуренцию, особенно в США, но сегодня история не про американскую консоль.

PS3 впервые ввела понятие «HD гейминга» и Blu-ray дисков, а также давала возможность играть онлайн через PlayStation Network (PSN), где пользователи могли получать доступ к PvP, PvE, загружать цифровой контент и использовать сервисы стриминга. Это было начало золотой эпохи онлайн-видеоигр и беспроводной периферии.

Огромный успех Sony PlayStation 2 дал хорошую мотивацию для компании сделать новое поколение консолей еще лучше. Хоть повторить количество продаж PS2 так и не удалось, но в плане технологий PS3 получилась не менее удивительной, чем предшественник. На момент релиза самые мощные ПК того времени за несколько тысяч долларов США были ничтожными и слабыми против этого «чуда-техники».

Удивительный процессор на вымирающей архитектуре POWER

111

Процессор Cell, разработанный совместно с IBM и Toshiba, обеспечивал PS3 уникальной multi-core архитектурой, которая тогда казалась чем-то невероятным. Это позволяло обрабатывать сложную графику и физику, о которых ПК могли только мечтать.

Хотя его нетрадиционный «дизайн» создавал трудности для разработчиков игр, впоследствии консоль предложила иконические тайтлы вроде Uncharted, The Last of Us и God of War III, которые полностью раскрыли потенциал феноменальной начинки PS3. Что же здесь такого удивительного?

Cell BE включает один основной процессор Power Processing Element (PPE) на 3.2 ГГц і восемь вспомогательных процессоров — Synergistic Processing Elements. SPE работают автономно, обрабатывая специфические задачи, такие как физические эффекты или обработка графики, что делает консоль эффективной для параллельной обработки.

Такая архитектура была чем-то странным для фанатов отсталых на то время ПК, но это принесло лишь сплошные преимущества. Несмотря на вымирание POWER на рынке десктопов эта архитектура занесла себя в историю именно благодаря PlayStation 3. Однозначно, тогда это был лучший процессор, с которым не могли сравниться никакие флагманы Intel или AMD.

PS3 позволяет выполнять несколько процессов одновременно благодаря своей архитектуре, ориентированной на распределение вычислительных задания. Это обеспечило высокую производительность в ААА забавах, сложных физических симуляциях и реалистичной анимации, что было трудно достичь для ЦП предыдущих поколений консолей.

Это развязало руки талантливым разработчикам и подарило невероятно качественные механики, реалистичную физику и тому подобное. Стоит вспомнить GTA IV, которая вышла в 2008 году — тогда это был настоящий прорыв и пока владельцы крутых ПК играли в 10-20 FPS с бешеными фризами по полсекунды, владелец PS3 имел стабильный видеоряд.

SPE элементы могут обрабатывать задачи независимо друг от друга, что позволяет геймдевелоперам распределять нагрузки между потоками. Это снижало загруженность главного PPE и обеспечивало стабильную работу в играх. Например, один SPE мог заниматься физическими вычислениями, а другой — обработкой звука и т.д.

Именно PS3 заложила основы параллельной обработки данных и способна воспроизводить видеоигры, которые на игровых ПК 2006-2009 годов изрядно подтупляют. Именно эта консоль сдвинула прогресс, показала правильное направление развития и заставила разработчиков компьютерного аппаратного обеспечения двигаться вперед, разрабатывать многоядерные ЦП, а разработчиков ПО писать код для утилизации многих потоков.

С другой стороны необычная структура Cell BE сделала разработку для PS3 более сложной (более высокий порог вхождения) по сравнению с предыдущими консолями. Геймдевелоперам приходилось адаптировать код для работы с параллельной обработкой, что требовало дополнительных затрат и обучения персонала. Это стало причиной того, что некоторые ранние игры на PS3 не смогли полностью реализовать возможности Cell BE (да, на консолях тоже бывают неоптимизированные игры).

Графический ускоритель и оптимизация графического ускорителя

В PlayStation 3 использовался графический процессор RSX (Reality Synthesizer), который был специально разработан для консоли компанией NVIDIA в сотрудничестве с Sony. Чип построенный на основе графических архитектур NVIDIA, имел ряд особенностей, выделявших его на фоне других графических процессоров того времени.

RSX базировался на архитектуре, подобной GeForce 7800, но был адаптирован под специфические потребности PS3. Он получил тактовую частоту 550 МГц и 256 МБ видеопамяти типа GDDR3 с пропускной способностью 22.4 ГБ/с. Главным отличием является оптимизация, ведь там, где десктопная GeForce 7800 выдавала слайд-шоу, в PS3 игры «летали».

Почему так? RSX взаимодействовал с процессором Cell в PS3, благодаря чему задачи обработки графики могли частично перекладываться на ядра SPE процессора Cell, что помогало в решении вычислительных задач, таких как обработка физики и анимационных эффектов.

Отсюда и появились анекдоты о плохой оптимизации видеоигр на ПК. Идеальный симбиоз компонентов PS3 позволил использовать их на полную, а в аналогичном компьютере будет «bottleneck». Кстати, некоторые игры для ПК, как Mortal Kombat, дают возможность в настройках перекладывать нагрузку с GPU на CPU при обработке частиц, но это огромная редкость.

Фризы, плохое изображение и 20 FPS на PC:

Благодаря мощным шейдерам и текстурным блокам, RSX обеспечивал высококачественное освещение, тени и текстуры, что позволяло достичь уровня графики, близкого к современным стандартам HD, которые были новыми для того времени. Конечно, в 2024 году качество картинки посредственное, но все еще неплохое, особенно, если играть на телевизоре за 2-3 метра с дивана.

Плавный геймплей, великолепная картинка на PS3:

GPU поддерживал разрешение на вывод до 1080p, что было важно не только для игр (немногие игры работают в таком разрешении), но и для просмотра фильмов. Благодаря интеграции с Cell, RSX также мог использовать до 256 МБ оперативной памяти системы PS3 (XDR RAM) в качестве дополнительного буфера, что позволяло расширять возможности GPU в ААА играх.

RSX поддерживал современные графические стандарты того времени, такие как OpenGL ES и частично DirectX 9.0, что позволяло реализовывать сложные графические эффекты. Это способствовало появлению на PS3 таких игр, как Uncharted, God of War III и The Last of Us, которые демонстрировали удивительный уровень детализации и реалистичности.

Игра, использовавшая все возможности PS3:

Под конец жизненного цикла PS3 игры получались очень красивыми — не верится, что начинка приставки способна на такое, потому что для идентичного игрового опыта нужен компьютер в разы производительнее и значительно дороже.

«Синий луч» и повелитель мультимедиа

11

Помимо видеоигр PlayStation 3 предлагала впечатляющие мультимедийные возможности, которые сделали ее не только игровой консолью, но и домашним развлекательным центром. Как в случае с PS2, новую приставку покупали еще и ради воспроизведения оптических дисков.

Как первая консоль со встроенным Blu-ray приводом, PS3 могла воспроизводить фильмы в формате Blu-ray с поддержкой Full HD (1080p), что сделало ее популярным выбором среди кинолюбителей. Таким не мог похвастаться Xbox 360, а владельцы топовых ПК того времени хорошо, если имели DVD-привод с поддержкой RW, а не устаревший CD из 90-х.

PS3 также поддерживала воспроизведение DVD-дисков, благодаря чему пользователи могли наслаждаться своей классической коллекцией DVD-фильмов и музыки. Консоль также предлагала функцию масштабирования (все новое это хорошо забытое старое), которая улучшала качество изображения стандартных DVD.

Кроме этого Sony PS3 могла воспроизводить обычные аудио CD, которые были обязательным атрибутом каждого водителя авто 2000-х, а также поддерживала популярные цифровые форматы аудио, например MP3, AAC и WMA.

Пользователи могли хранить музыку на жестком диске консоли или проигрывать файлы с USB-накопителя или внешнего жесткого диска, превращая PS3 в полноценный музыкальный центр. Владельцы могли также расширить внутреннюю память, заменив HDD на больший. PS3 позволяла просматривать файлы сетевых источников, в частности серверов DLNA!

Пользователи имели возможность просматривать фотографии в виде слайд-шоу с различными визуальными эффектами и настройками, а также увеличивать изображения и организовывать их в фотоальбомы.

Приставка поддерживала множество видеоформатов, включая MP4, AVI, MPEG, DivX и Xvid, что позволяло воспроизводить большие видео со сверхвысоким битрейдом с HDD или Blu-ray. Более поздние обновления программного обеспечения добавили поддержку Netflix, YouTube, Hulu и Amazon Prime Video, позволяя PS3 транслировать видеоконтент из Интернета, что расширяло ее возможности как мультимедийного центра.

На этом возможности лучшего домашнего компьютера (да нет, не те, что в ATX корпусах) не заканчивались: PS3 имела встроенный веб-браузер, поддерживающий HTML, JavaScript и Flashпозволяя просматривать веб-сайты, смотреть видео и слушать музыку онлайн. Хотя браузер не поддерживал все современные стандарты и был несколько ограниченным, он все равно был полезен для просмотра контента из Интернета.

Благодаря функции Remote Play, владельцы PS3 могли транслировать изображение на PlayStation Portable (PSP) и позже PlayStation Vita. Это позволяло получить доступ к музыке, видео и некоторым играм на PS3 с портативных устройств через локальную сеть или Интернет. Эта технология актуальна и сегодня с PlayStation Portal для PS5.

В дополнение еще и имеем беспроводной геймпад для удобного управления, не вставая с дивана. Эти мультимедийные возможности и уровень их реализации были просто недостижимыми для любых ПК 2006, 2009, 2012 или 2014 годов выпуска. Такого удобства и комфорта при работе с мультимедиа не давало ни одно другое устройство.

Версии PlayStation 3

1

В течение жизненного цикла PS3 Sony выпустила три основные версии консоли: Original (Fat), Slim и Super Slim. Оригинальная версия консоли включала жесткий диск на 60 ГБ, а также поддерживала обратную совместимость с играми PlayStation 2, хотя эта функция была позже удалена, что стало большим разочарованием.

Модель Slim вышла аж через три года, имела более компактный дизайн и более низкое энергопотребление. Последняя версия Super Slim, выпущенная в 2012 году, стала еще легче, имела накопитель объемом до 500 ГБ и новый привод. Даже через шесть лет после релиза это была очень актуальная приставка, которую выбирали люди несмотря на наличие игровых ПК.

PS3 Fat (оригинальная модель)

  • Выпуск: 2006 год.
  • Емкость HDD: 20 ГБ, 40 ГБ, 60 ГБ, 80 ГБ и позже 160 ГБ.

Первые модели PS3 имели большой размер (относительно предшественников), характерный изогнутый дизайн и поддерживали обратную совместимость с играми для PS2. Однако обратная совместимость была ограничена лишь некоторыми моделями, в частности 20 ГБ и 60 ГБ, которые имели дополнительные чипы для совместимости с PS2. Более поздние модели Fat с 40 ГБ и 80 ГБ выпускались без поддержки игр для PS2 для удешевления производства.

PS3 Slim

  • Выпуск: Сентябрь 2009 года.
  • Емкость HDD: 120 ГБ, 160 ГБ, 250 ГБ и 320 ГБ.

Модель Slim была на 33% меньше и на 36% легче оригинальной. Он имел более низкое энергопотребление и не поддерживал обратную совместимость с PS2. Эта версия также имела более приятный дизайн и матовое покрытие, которое меньше отпечатков пальцев, но на этом преимущества заканчивались.

PS3 Super Slim

  • Выпуск: Сентябрь 2012 года.
  • Емкость HDD: 250 ГБ и 500 ГБ, а также модель с 12 ГБ флэш-памяти (на рынке Европы).

Super Slim была еще компактнее и легче, чем Slim, имела новый дизайн со скользящей крышкой для дисковода и глянцевым покрытием. Эта версия PS3 была оптимизирована для снижения себестоимости, сохраняя при этом те же технические характеристики, что и Slim. Несмотря на шестилетний возраст ее разбирали как горячие пирожки.

Существовали также специальные издания PS3, выпущенные в партнерстве с определенными играми, например Final Fantasy XIII, Metal Gear Solid 4, God of War III и Gran Turismo 5. Такие консоли часто имели уникальный дизайн корпуса и были выпущены ограниченными тиражами. С тех времен и зародилась мода на комплекты «игра + консоль», а также тематический вид корпусов.

Очереди, как за Apple

Когда мы слышим в новостях о километровых очередях за электроникой, то сразу приходит на ум Apple iPhone (самый популярный в мире смартфон 17 лет подряд), но на самом деле еще до появления яблочного телефона люди разбивали палатки на ночь и бронировали место в очереди ради игровой приставки Sony.

Запуск PlayStation 3 в 2006 году вызвал невероятный ажиотаж и уже за несколько дней до выхода консоли фанаты стояли в длинных очередях, несмотря на высокие цены: $499 за 20 ГБ версию и $599 за 60 ГБ, что было очень дорого на то время. С учетом инфляции это как PS5 Pro в 2024 году.

Но даже высокая цена не сдержала покупателей — в Соединенных Штатах покупатели занимали очереди еще с вечера, иногда даже случались споры и драки из-за ограниченного количества консолей, доступных для покупки. В Японии запуск PS3 также привлек много внимания, хотя значительную часть очередей заняли перекупщики, которые планировали перепродать консоль с прибылью.

В Европе Sony даже устроила специальные акции, чтобы стимулировать интерес, например, покупатели PS3 в магазине Virgin Megastore в Лондоне получали бесплатный 46-дюймовый телевизор HD. Однако европейская реакция была значительно сдержаннее из-за высокой цены консоли (599 евро), и ажиотаж был меньше, чем в США или Японии.

Об Украине и говорить не стоит — в 2006-2007 году только избранные украинцы могли получить PS3. Тогда в лучшем случае отечественный геймер мог иметь PS2, Sega или Nintendo 16-bit, в худшем — подделку Dendy 8-bit или семейный домашний компьютер за бешеные деньги на Intel Pentium IV. Пройдет еще пол десятилетия когда ПК наконец-то смогут соревноваться с PS3, и то борьбу они проигрывали, о чем свидетельствовали продажи консоли через много лет после релиза.

В целом, ажиотаж и дефицит PS3 побудили перекупщиков массово скупать консоли и перепродавать их на онлайн-аукционах по завышенным ценам (тактика работает и по сей день), особенно в первые дни после запуска. Однако со временем, когда PS3 стал более доступным продуктом и производство увеличилось, спрос нормализовался, а Sony сделала устройство более доступным с помощью выпуска новых моделей и снижения цен.

Компания Sony продавала PS3 в убыток, потому что себестоимость компонентов была выше официальной стоимости, но знала, что отобьет цену на комиссионных с видеоигр и онлайн-сервисах. Тактика сработала, потому что за 500 долларов тогда не существовало лучшего компьютера еще много лет спустя. Что там, даже за 1500-2000$ (процессор Intel Core 2 Quad 1000$ на релизе) тогдашние ПК были слабыми на фоне PlayStation 3, которые физически не могли воспроизвести игрушки уровня The Last of Us или GTA V с таким уровнем плавности, стабильности и реалистичной физикой.

Эстетика компьютеров, собранных собственноручно, и дизайн PS3:

11111

В дополнение имеем еще и лучшие мультимедийные возможности, низкое энергопотребление и качественные беспроводные геймпады. Неудивительно, что успех PS3 был неизбежным, закономерным и заслуженным. С другой стороны, хоть ПК вовсе не были конкурентами PlayStation 3, то немалую часть аудитории все же забрал Microsoft Xbox 360, а «казуалов» переманила к себе Nintendo Wii.

Выводы

Sony PlayStation 3 стала знаковой консолью в истории видеоигр, благодаря своим мощным техническим характеристикам, отличной мультимедийности и инновациям в процессорной архитектуре, которая стала пиком эволюции ЦП POWER. Идея параллельных вычислений сработала и это позволило в полной мере реализовать возможности производительного процессора.

Несмотря на высокую стартовую цену, запуск PS3 вызвал огромный интерес и ажиотаж, особенно в США и Японии. Первые версии были мгновенно распроданы, что привело к очередям и даже конфликтам среди покупателей. Некоторые фанаты ждали несколько дней в очередях, чтобы стать одними из первых владельцев новой консоли, а перекупщики пытались получить максимальную прибыль, перепродавая PS3 по завышенным ценам на аукционах

Не сугубо игровой, а максимально удобный компьютер для всех: использование Blu-ray и широкие мультимедийные возможности превратили консоль в универсальное развлекательное устройство, которое использовалось не только для игр, но и для просмотра фильмов, музыки и просмотра фотографий, что укрепило ее позицию на рынке консолей.

История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК - Фото 18

Если в современных реалиях игровой компьютер составляет неплохую конкуренцию игровым консолям, то покупка ПК для забавы в эпоху PS3 была полным безумием и незнанием всех возможностей консоли. Неудивительно, что после PlayStation 3 на ПК уже больше не делают ААА игры, вовсе, а лишь портируют их после первичной разработки на игровые консоли.

Sony PlayStation 3 была лучшей по всем параметрам (в том числе мультимедиа) и втаптывала в землю самые мощные флагманские решения с Intel Core 2 Duo, 2 Quad и AMD Phenom X2, X3, X4, которые не имели хорошей программной поддержки (игры использовали одно ядро), быстро устаревали и стоили неадекватно дорого.

Однозначно, технологически Sony PlayStation является лучшей игровой приставкой за все время существования индустрии, хотя и по популярности она не сумела превзойти предшественника. PS3 стала символом технологического прогресса и больших амбиций Sony в сфере игровой индустрии. Это был сложный, но успешный путь разработки сложного устройства, который закончился более 87 миллионами проданных единиц, мировой славой и очередной победой над ПК.

История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК - Фото 19

Рекомендуем ознакомиться с нашими материалами о других консолях Sony:

  • История Sony PlayStation 1: как CD-диск победил Nintendo и изменил мировую индустрию видеоигр
  • История Sony PlayStation 2: самая популярная в мире игровая консоль, установившая новые стандарты видеоигр
История Sony PlayStation 3: революция для консолей, поражение для ПК - Фото 20
Теги по теме
Sony
Источник материала
loader
loader