В шаге от поражения: почему отказ Шольца поддержать план победы Украины не спасет его?
В шаге от поражения: почему отказ Шольца поддержать план победы Украины не спасет его?

В шаге от поражения: почему отказ Шольца поддержать план победы Украины не спасет его?

В шаге от поражения: почему отказ Шольца поддержать план победы Украины не спасет его?

Позиция канцлера Германии и лидера СДПГ Олафа Шольца в отношении военной помощи Украине и перспективы ее членства в НАТО всегда была слишком осторожной. А сейчас стала еще более осмотрительной и неуступчивой. Немецкий канцлер принципиально выступает против поставок Украине дальнобойных ракет Taurus и отбрасывает возможность пригласить Киев в НАТО.

Эволюция взглядов Шольца в не очень благоприятную для нас сторону проходит на фоне крайне низкого уровня поддержки его политической силы и правительства светофорной коалиции. По последним опросам, у СДПГ рейтинг доверия около 15%. Это вдвое меньше, чем у блока ХДС/ХСС. У партнеров Олафа Шольца по коалиции дела еще хуже. «Зеленые» набирают около 10%, а «Свободные демократы» вообще не преодолевают проходной барьер в 5%. Параллельно растет популярность таких политических сил, как Союз Сары Вагенкнехт (ССВ) и «Альтернатива для Германии» (AдГ), которые занимают пророссийскую внешнеполитическую позицию и весьма скептически относятся к поддержке Киева. Сейчас эти партии пользуются поддержкой около 8 и 18% избирателей соответственно.

В сентябре в Германии прошли выборы в трех федеральных землях — Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге. Их результаты были, мягко говоря, не очень хорошими для социал-демократов. Партию Олафа Шольца разгромили в Тюрингии и Саксонии. Правда, в Бранденбурге ей удалось получить первое место. Но эта победа была очень неубедительной: СДПГ опередила АдГ всего на 1%. А еще сентябрьские выборы в ландтаги стали началом эры формирования неестественных коалиций на местном уровне. Поскольку правоцентристский ХДС/ХСС и левоцентристская Социал-демократическая партия Германии выразили принципиальное нежелание создавать большинство с ультраправой «Альтернативой для Германии», у них не осталось иного выбора, кроме как начать переговоры с леворадикальным Союзом Сары Вагенкнехт, получившим третье место. Но слишком радоваться тому, что «Альтернатива для Германии» оказалась за бортом власти, не стоит. Поскольку позиция Сары Вагенкнехт еще более пророссийская, чем у АдГ.

Сара Вагенкнехт уже пытается шантажировать немецкую власть и требует корректировать внешнюю политику ФРГ в направлении радикального уменьшения поддержки Украины и поиска компромиссов с Россией. Политик, имеющая в Германии реноме «подруги Путина», выступает за полное прекращение вооруженной помощи Киеву, мирные переговоры с учетом позиции РФ по оккупированным территориям, отказ Украины от членства в НАТО и запрет размещать на территории ФРГ американские ракеты.

Возможно, Олаф Шольц, перед которым стоит очень непростая задача спасти его политическую силу от разгрома на парламентских выборах в следующем году, решил частично прислушаться к словам Сары Вагенкнехт. Канцлер может считать, что демонстрация большей благосклонности к компромиссам с РФ поможет ему улучшить свои рейтинги. На самом деле чрезмерная осторожность в вопросе поддержки Украины и принципиальное нежелание давать Киеву разрешение на использование немецкого оружия для ударов по России не спасет партию Шольца от поражения. Рост популярности крайне правых и крайне левых сил в Германии — это закономерное следствие внутриполитической ситуации в государстве, а не внешней политики немецкого правительства. Падение рейтинга светофорной коалиции обусловлено объективными причинами — стагнацией экономики, непродуманной миграционной политикой, ростом преступности, радикальным «зеленым курсом» и его последствиями.

Экономика Германии, которая когда-то считалась двигателем Европы, страдает от ряда структурных проблем, дефицита квалифицированной рабочей силы, жесткой климатической политики и чрезмерной забюрократизированности. Еще никогда с 1949 года ВВП Германии не рос так медленно, как в последние пять лет. В 2023 году экономика страны сократилась на 0,3%. В текущем году аналитики также прогнозируют отрицательный показатель ВВП. В государстве фиксируется довольно высокий уровень безработицы — около 6%. А также стагнация реальных доходов населения.

Продолжается падение в секторах промышленности, которые зависят от ископаемых энергоносителей. Негативно влияет на индустриальную мощь Германии усиление конкуренции со стороны Китая. Особенно это чувствуется в секторе автомобилестроения. Бизнес неудовлетворен слишком жестким регулированием в рамках борьбы с изменением климата и высокими налогами. Также он обеспокоен слишком медленным ростом производительности труда. Германия отстает от других стран ЕС в предложении онлайн-услуг для бизнеса. Получения бизнес-лицензии нужно ждать 120 дней, в то время как в других государствах — членах ОЭСР этот показатель вдвое меньше.

Особую опасность представляет несбалансированная энергетическая политика. С одной стороны, Германия еще во времена Ангелы Меркель активно подсела на российские энергоносители и не учла геополитических рисков такой зависимости. С другой — страна реализует один из самых амбициозных планов внедрения возобновляемой энергии в мире, который критикуют за игнорирование экономической реальности. Скорейший отказ от ядерной энергии и ископаемого топлива находится в центре политической повестки дня Партии зеленых. Но переход на возобновляемые источники энергии превратился в идеологическое дело. Из-за этого технологические и рыночные ограничения игнорируются в пользу нереалистичных стремлений и догм. Даже вторжение России в Украину и скачок цен на энергоносители не заставили правительство Шольца отказаться от планов закрыть последние атомные станции, что и было сделано в апреле 2023 года. Чтобы компенсировать эту потерю, стране пришлось больше полагаться на угольные и газовые электростанции, когда возобновляемые источники энергии недоступны. Это лишь усилило общую экономическую неэффективность и сделало стоимость электроэнергии крайне высокой для промышленности.

Наконец немецкие избиратели упрекают правительство Шольца в неспособности остановить нелегальную миграцию и связанный с ней серьезный рост уровня преступности. В сентябрьском опросе ARD-Deutschlandtrend 77% немцев заявили о необходимости принципиально иной политики по предоставлению приюта и беженцам. Почти три четверти респондентов заявили, что выступают за введение постоянного контроля на границах Германии, а 72% поддерживают расширение полномочий органов безопасности. Для 48% респондентов тема беженцев и иммиграции сейчас самая важная политическая тема. Это на 22% больше, чем в апреле этого года. Также 44% респондентов ответили, что чувствуют себя в опасности в общественных местах, что вдвое больше, чем семь лет назад.

Из-за страха гражданского противостояния немецкая власть пытается не акцентировать внимания на таком серьезном побочном эффекте беспорядочной миграционной политики, как рост уровня преступности. Но его все сложнее игнорировать. 23 октября немецкое издание Bild опубликовало материал об увеличении количества актов насилия в отношении женщин в Германии на 89% за последние девять лет. По данным федерального министерства внутренних дел, количество женщин, ставших жертвами изнасилования или сексуального насилия, выросло с 33 021 случаев в 2014 году до 62 404 случаев в 2023-м. За это же время на 18% увеличилось количество женщин, ставших жертвами избиения или нападения. На 41% повысилось количество женщин, ставших жертвами похищений и незаконного лишения свободы. По стечению обстоятельств, именно на этот период приходится рекордный рост количества мигрантов, прибывших в Германию из стран Ближнего Востока, Центральной и Северной Африки. На этом фоне 84% опрошенных респондентов в сентябре были полностью или преимущественно недовольны работой правительства Шольца.

Среди причин роста популярности таких партий, как «Альтернатива для Германии» и Союз Сары Вагенкнехт, нужно отметить и идеологическую составляющую. Сейчас блок ХДС/ХСС и его лидер Фридрих Мерц активно пытаются возродить свою репутацию консерваторов. В обновленной программе партии речь идет о «немецкой идентичности» и «ведущей культуре». И обращается внимание на политический ислам и вероятные негативные последствия иностранного влияния на ислам в Германии.

Также ХДС/ХСС заявляет о намерениях вернуть контроль над миграцией, полностью остановить нелегальную миграцию и значительно усилить контроль на границах. Это оказывает определенный эффект, поскольку относительно долгое время рейтинги АдГ почти не растут, хотя и находятся на стабильно высокой отметке.

Вместе с тем СДПГ сталкивается с атакой как справа, так и слева. Последние заявления Шольца о намерениях увеличить количество депортаций и введении в сентябре проверок при пересечении границы — запоздалые меры. Социал-демократам, которые длительное время придерживались политики мультикультурализма и очень толерантно относились к массовой миграции, будет тяжело объяснить избирателям, что они непричастны к негативным побочным последствиям этих явлений. Также СДПГ и ее ближайшим союзникам «Зеленым» нужно реагировать на выпады со стороны Сары Вагенкнехт, которая обвиняет эти партии в демонтаже немецкого социального государства, измене интересам «нормальных людей», работников и бедных прослоек населения. А еще упрекает их в чрезмерной концентрации на правах разных меньшинств, мигрантов и в агрессивном продвижении политики гендерной идентичности.

Рост поддержки Союза Сары Вагенкнехт и «Альтернативы для Германии» — следствие системных ошибок традиционных политических сил. Их оторванности от реальных запросов общества и отхода от классического идеологического фундамента. Олафу Шольцу следовало бы в первую очередь сосредоточиться на решении внутренних проблем Германии и провести коррекцию внутриполитического курса и программных принципов своей партии. А не надеяться, что за счет отказа от поддержки Украины или более лояльного отношения к компромиссу с Москвой без учета украинских интересов удастся поднять свои политические рейтинги на будущих выборах.

Источник материала
loader
loader