Как изменилось отношение и доверие украинцев к медиа в 2024 году - исследование Internews Network
Как изменилось отношение и доверие украинцев к медиа в 2024 году - исследование Internews Network

Как изменилось отношение и доверие украинцев к медиа в 2024 году - исследование Internews Network

Как изменилось отношение и доверие украинцев к медиа в 2024 году - исследование Internews Network

Ежегодный опрос позволяет лучше понять, насколько украинцы способны отличить правду от фейков и манипуляций

Ежегодный опрос USAID/Internews о медиапотреблении позволяет лучше понять привычки украинцев в потреблении новостей и показывает изменения с 2015 года. Интересно также сравнить результаты различных исследований по этому поводу.

На этот раз результаты исследования «Украинские медиа, отношение и доверие в 2024 году» сделала организация Internews Network, оно опубликовано в четверг, 7 ноября. Сами опросы и фокус-группы с мая по июль. Результаты опроса достаточно масштабные, но основными являются следующие.

Большинство украинцев знают о попытках манипуляций и вмешательства в информационную сферу и уверены, что могут их идентифицировать. Заметно возросло количество тех, кто считает это насущной и актуальной проблемой в своей жизни - 49% по сравнению с 38% в прошлом году. Фактическая способность украинцев распознавать дезинформацию не изменилась по сравнению с предыдущими тремя годами - 75% правильно ответили на один или более из трех вопросов. Однако, по сравнению с прошлым годом, большее количество украинцев было склонно верить нарративам, которые усиливались Россией с целью подорвать моральный дух в Украине. Более трети украинцев сказали, что знают о таких сервисах фактчекинга, как StopFake, «Детектор медиа», «Без лжи» и «По ту сторону новостей».

Количество украинцев, которые используют смартфоны для доступа к новостям и информации, выросло до 90%, а количество людей, использующих социальные сети как основной источник новостей, теперь составляет 84%, по сравнению с 30%, которые упомянули новостные сайты и телевидение.

Третий год полномасштабного российского вторжения внутренне перемещенные лица (ВПЛ) и граждане, перемещенные за границу, отдают предпочтение украинским новостям, особенно из родного города, чтобы следить за тем, что там происходит. Большинство респондентов отметили, что национальные новости потребляют через социальные сети, онлайн-медиа и телевидение, но отдают предпочтение региональным газетам и радио.

Использование Telegram продолжает расти, и большинство украинцев отметили, что предпочитают этот источник для получения новостей (73%). YouTube также демонстрирует небольшой рост (19% по сравнению с 16% в 2023 году), а потребление Facebook продолжает уменьшаться (16% по сравнению с 19% в прошлом году). Лишь 4% украинцев поддерживают запрет Telegram, 51% - против, а треть соглашается с тем, что определенное государственное регулирование необходимо.

Хотя осведомленность населения о телемарафоне «Единые новости» выросла до 86%, фактическое регулярное потребление (минимум раз в неделю) снизилось до 37%. Уровень доверия среди всех респондентов является низким - только 37% сказали, что частично или полностью доверяют телемарафону, и только 32% считают, что он должен продолжаться и в дальнейшем. Даже среди тех людей, которые смотрят телемарафон регулярно, доверие к нему и убеждение, что он должен продолжаться, снизились по сравнению с 2023 годом. Респонденты сказали, что телемарафон является слишком односторонним, положительным, контролируемым, и что, по их мнению, он не является эффективным использованием государственных средств. Военнослужащие, которые смотрели телемарафон, сказали, что он не отражает их точку зрения или их опыт.

Доверие к официальным источникам значительно снизилось по сравнению с 2023 годом. Хотя 63% украинцев доверяют Генеральному штабу Вооруженных сил Украины как источнику информации, этот показатель снизился с 80% в прошлом году. Доверие к Офису Президента как источнику информации также снизилось с 69% в прошлом году до 44% в этом году, а доверие к правительству Украины и местным органам власти как источникам информации также уменьшилось до 41% (по сравнению с 59% и 53% в 2023 году).

Уверенность в достоверности, точности и полноте новостей о войне снизилась с 65% в 2023 году до 51% в 2024 году.

В 2024 году уровень осведомленности о существовании заказных материалов остается стабильным на уровне 81%. Среди осведомленных 71% декларирует, что может различить такой контент. По мнению участников исследования, наиболее частыми признаками правдивости новостей является надежность источника информации и представление различных точек зрения - на это обращают внимание 41% и 30% респондентов соответственно. Эти показатели продемонстрировали значительный
рост.

Украинцы продолжают больше всего доверять друзьям (76%) и семье (85%) как источникам новостей и информации. Большинство также доверяет коллегам (60%) и социальным сетям (55%). Однако впервые с начала полномасштабного вторжения уровень доверия к медиа опустился ниже 50% (47%). Доверие к большинству видов медиа, включая социальные сети и онлайн-медиа, снизилось за последний год - за исключением национального и регионального радио и печатных медиа, где оно выросло. Также Украинское радио Общественного вещателя Украины в год празднования своего столетия стало популярнее: 39% респондентов (по сравнению с 21% в прошлом году) отметили, что чаще всего слушают его для получения новостей.

Что касается российских медиа, то 11% респондентов сообщали о личном потреблении российских медиа в 2024 году, а 15% указывали, что их потребляет кто-то из окружения. Главная причина использования российских медиа - понять, что они говорят об Украине - 41%, и получить альтернативную или другую точку зрения - 22%. Среди источников новостей украинцы все еще используют российские социальные сети - 6% и новостные сайты - 5%, но уровень доверия ко всем этим медиа остается достаточно низким.

Увидеть полную презентацию можно ЗДЕСЬ.

Исследование «Украинские медиа, отношение и доверие в 2024г.» было выполнено исследовательской компанией InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews Network, реализующей «Медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Основная цель исследования - изучить привычки украинцев относительно потребления медиа, измерить их доверие к медиа и уязвимость к иностранным информационным манипуляциям и вмешательствам. Представители InMind опросили 3 000 респондентов в городах Украины с населением 50 000+ в Киевской, Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской и Черновицкой областях. Погрешность выборки не превышает 2,5%. Были проведены очные интервью, а также фокус-группы и интервью с такими группами украинцев: жители небольших населенных пунктов, расположенных вблизи боевых действий; внутренне перемещенные лица; военнослужащие Вооруженных сил Украины; украинцы, перемещенные в Польшу, Германию, Чехию, Италию, Испанию, Литву, Латвию, Эстонию, Великобританию, Ирландию, Нидерланды, Румынию и Болгарию; жители временно оккупированных территорий и/или территорий, где ведутся активные боевые действия (Луганская, Донецкая, Запорожская и Херсонская области).

Internews Network - международная неприбыльная организация, которая поддерживает независимые медиа в 100 странах. Internews Network обучает журналистов, противодействует дезинформации и предлагает бизнес-экспертизу, чтобы помочь медиа стать финансово независимыми.

Опрос был осуществлен при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Как уточнили участники исследования, содержание исследования является исключительно ответственностью Internews Network и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США.

Источник материала
loader
loader