Наконец-то фанаты дождались релиза S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl и уже успели перегрузить украинских провайдеров в день релиза. Как и ожидалось, игра получилась неоднозначной, со своими техническими нюансами, поэтому в этом коротком обзоре оценим Stalker2.exe с технической стороны, не вдаваясь в сюжет, потому что чуть позже об этом будет классический материал. Все ли так плохо, как рассказывают критики? Давайте разберемся на примере нескольких ПК.
Плюсы:
качественно переданная атмосфера; реалистичная цветовая гамма; большой открытый мир; высокая детализация базовых текстур; хорошее звуковое сопровождение; поддержка FSR, TSR, DLSS и генераторы кадров для всех видеокарт;
Купить в SteamМинусы:
серьезные проблемы с освещением; текстуры на объектах второго плана оставляют желать лучшего; некачественные анимации лица; нереалистичная физика перемещения персонажа и сильные ограничения взаимодействия с миром; устаревшая физика воды; проблемы с коллизией объектов; мелкие баги с логикой и перемещением NPC; примитивные тени главного персонажа; завышенные требования к процессору и видеокарте;
Купить в SteamСодержание
- 1 Тестовые компьютеры
- 2 Компиляция шейдеров и первый запуск шейдеров
- 3 Поддержка Super Wide и Ultra Wide мониторов Super Wide и Ultra Wide
- 4 Лицо, мимика
- 5 Текстуры
- 6 Взаимодействие с миром, коллизия, физика
- 7 Освещение, тени
- 8 Производительность
Тестовые компьютеры
Искали баги, оценивали качество графики и измеряли производительность S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl на таких системах:
- AMD Ryzen 7 9800X3D + AMD Radeon RX 7900 XTX + 32 GB DDR5 6000CL28 + SSD;
- Intel Core i7-10700K + AMD Radeon RX 7800 XT + 32 GB DDR4 3200CL16 + SSD;
Первый ПК полностью покрывает рекомендованные требования, а второй является золотой серединой, доступной для большинства геймеров. К сожалению, видеокарты MSI RTX 4070 Ti SUPER 16G GAMING SLIM STALKER 2 EDITION уже не было на руках во время написания этого обзора, поэтому не получилось проверить работу DLSS.
Компиляция шейдеров и первый запуск шейдеров
Во время первого запуска игра компилирует шейдеры, причем очень долго. На компьютере с AMD Ryzen 7 9800X3D потребовалось почти шесть минут (при этом процессор нагревается сильнее, чем в стресс-тесте Cinebench 2024). Более старые системы компилируют шейдеры еще дольше. Вроде бы проблемы аж такой нет, так как достаточно один раз пройти эту процедуру, но нет.
При переключении профилей графики S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl просит перезапустить игру, чтобы полностью принять все изменения. После этого компиляция шейдеров заново запускается и приходится ждать еще несколько минут. Так происходит каждый раз. Игру можно и не перезапускать, но тогда останутся текстуры текущего качества.
При первом запуске Stalker2.exe предлагает выбрать язык и базовые настройки экрана. Официально присутствует русский язык, но только для игрового текста и субтитров. Озвучка доступна в украинском и английском вариантах.
Поддержка Super Wide и Ultra Wide мониторов Super Wide и Ultra Wide
Игра без проблем работает на широких мониторах, но с одним нюансом — игровые видеоролики всё равно отображаются в формате 16:9, что оставляет рамки по краям. С одной стороны неприятно, но некоторые игры 2024 вообще не работают с широкими мониторами (Spacemarine 2), а некоторые работают только в соотношении 21:9 (Hellblade 2).
По умолчанию игра не выставляет никакого сглаживания, из-за чего выглядит невероятно искусственно. Резкость такая высокая, что буквально выкалывает глаза. Изображение похоже на фото с какого-то китайского смартфона, с присущим ему овершарпом. Забава так и просит выставить TAA, а еще лучше умное сглаживание AMD FSR, Intel XeSS или Nvidia DLSS, в зависимости какая у пользователя видеокарта.
Поскольку на тесте не было видеокарты Nvidia с поддержкой технологии DLSS, сравнивать будем апскейл AMD против Intel, а также TSR. Забегая наперед, победитель очевиден. XeSS не оставляет никаких шансов FSR с одинаковым уровнем масштабирования. Разница достаточно большая, что после апскейла от Intel уже не хочется переходить на менее качественный.
XeSS UltraQ(66%) vs FSR Q (66%) — Imgsli
Хоть с AMD FSR Quality получаем более высокую частоту кадров на RX 7800 XT, но качество картинки заметно хуже. Intel XeSS Ultra Quality (66% масштабирование) работает лучше, выдает мягкую картинку, но без сильных потерь качества изображения, детализация заметно выше.
XeSS Native(100%) vs FSR Native(100%) — Imgsli
С масштабированием 100% XeSS также работает лучше, выдавая более реалистичную картинку. Края острых объектов правильно сглаживаются. Это хорошо заметно на статичном изображении и во время движения персонажа. С AMD FSR изображение более искусственное.
XeSS Balanced(50%) vs FSQ Balanced(58%) — Imgsli
Чем ниже опускаемся по уровню масштабирования, тем больше становится разница. С профилем 50% Intel XeSS все еще смотрится неплохо на Quad HD 27″ мониторе, но с AMD FSR трава сливается в кашу.
XeSS UltraQ(66%) vs TSR Q(65%) — Imgsli
Апскейл TSR работает почти на уровне XeSS, но в этом примере куда-то исчез туман с использованием этой технологии. XeSS все же более мягкий, субъективно приятнее для глаза, но только в статике, так как во время движения TSR работает стабильнее, дает более четкую картинку.
Итак, скромным обладателям видеокарт Nvidia RTX обязательно в первую очередь пробовать DLSS, а для гордых обладателей AMD Radeon (и старых Nvidia GTX) лучше выбирать между XeSS и TSR, так как FSR в Stalker2.exe реализован слабее. С масштабированием 65-75% мыльной картинка не будет, так как игра по умолчанию имеет завышенную резкость, на которую больно смотреть.
Лицо, мимика
Детализация лица игровых персонажей неплохая, некоторых лучше, некоторых хуже, но на этом достоинства заканчиваются. С этим ситуация S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl идентична Robocop Rogue City. Обе игры на Unreal Engine 5, обе имеют схожий уровень графики и аналогичные проблемы с мимикой. Звук не попадает в губы, да и другие эмоции лица, мягко говоря, слабо реализованы. Это уровень 10-15 летней давности, но не ААА проекта 2024 года.
Можно оправдывать разработчиков, что это игра с открытым миром, а не коридорная, но есть и контраргумент на этот случай. S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl прежде всего атмосферная забава, ориентированная на реализм, поэтому кривые и некачественные анимации лица заносим в жирный минус.
Текстуры
Большинство текстур в игре качественные, а деталей много (например, нестриженные ногти главного героя и грязь под ними), но есть места, где картинка выглядит посредственно. Игра часто будет провоцировать игрока к стелс прохождению, поэтому на некачественные текстуры листьев и окружающих объектов насмотримся достаточно.
Огонь выглядит просто ужасно как из игры для PlayStation 2, зато не является декорацией, а наносит урон персонажу, если игрок додумается стать в него.
Главное, что персонажи сделаны качественно, детализация на уровне современных игр, но из-за того, что S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl занимает 150+ ГБ на накопителе, второстепенные текстуры могли бы быть лучше. После текстур в Star Wars Battlefront 2 (2017) украинской игре нечем удивлять. В том же демо на Unreal Engine 5 The Matrix Awakens детализация объектов окружающей среды выше.
Взаимодействие с миром, коллизия, физика
Подавляющая часть предметов в игре прикованы к своему местоположению, но некоторые мелкие объекты (консервные банки на земле, как пример) можно двигать. Удары ножом по дереву оставляют реалистичные следы, но ветки и кусты никак не реагируют на движение персонажа, что было в легендарном Crysis 2007 года или Lara Croft and The Guardian of Light 2010 года.
С большинством объектов персонаж взаимодействует довольно реалистично. Нога стоит на условной скамейке, шине, камнях, авто, но некоторые предметы все же проходят через текстуру главного героя.
Взаимодействие с водой ужасно в прямом смысле слова. Лужи на асфальте отражают изображение, но представляют собой плоскую текстуру, как небьющееся стекло. Движение по воде ничего не дает, реакцию можете видеть на видео.
Разве это уровень AAA игры 2024 года? Возможно это должен был быть Stalker2.apk а не Stalker2.exe?
В более глубоких водоёмах ситуация несколько лучше, хотя всё ещё далека от реализма. Уровень Cyberpunk 2077, но не Red Dead Repemption. Прыжки создают лишь незначительные брызги, но не волны на воде. Физика на тройку с толстым минусом.
Паркур в игре есть в ограниченных местах, поэтому не удивляйтесь, когда в целом не сможете перелезть забор высотой 90 сантиметров или залезли на крышу автомобиля. Персонаж имеет ограниченное количество движений и взаимодействий с миром.
Интеллект NPC низкий. Они плохо реагируют на игрока, не слышат его шагов, как будто глухие, из-за чего таких противников легко обмануть.
Иногда случаются баги с неигровыми персонажами, которые зациклено идут на месте, или же теряют коллизию.
Stalker2.exe относится именно к тем видеоиграм, которые пытаются затянуть игрока реализмом, но на деле имеем механики лишь немного лучше Counter Strike, перенесенные в современный движок.
Коротко можно выделить такие физические особенности:
- У персонажа почти нет инерции, не чувствуется масса картонного героя;
- Перемещение несколько «деревянное», боковые движения слишком резкие, рваные;
- Невозможно преодолевать небольшие препятствия, ловить за выступы и тому подобное;
- Стрельба неточная, требует старательного прицеливания;
- Открытый мир большой (+-20 квадратных километров), но взаимодействие с ним минимально;
- Вода имеет примитивную физику, особенно если этой воды немного;
Освещение, тени
Игра атмосферная, красивая, но слишком темная. И это не потому, что разработчикам так захотелось, а из-за критических ошибок в процессе создания игры. Просто свет в Stalker2.exe ведет себя не так, как должен.
S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля имеет очень серьёзные проблемы с освещением. Вроде бы движок Unreal Engine 5 не должен этим страдать (ни в одной игре не встречали такого), но некоторые участки не просто темные, а буквально черные. Экспозиция нарушена, а источники света ведут себя нереалистично.
Бесит, когда в нескольких метрах стоит сильный источник света (огонь или лампа), а в углу соседней комнаты тьма, как будто в черной дыре. Давно не было ААА видеоигр с такими багами освещением, как в Stalker2.exe.
Пока стоим в помещении, на улице как будто светлый солнечный день, теплая цветовая температура, светло и ясно, но достаточно выйти за дверь, а там ночь. Подобного в процессе прохождения будет очень много, что сильно портит впечатление от игры, не дает погрузиться в атмосферу.
Проблемными также являются тени. Именно на это в первую очередь обращается внимание при переключении с максимальной графики на минимальную, потому что тени становятся острыми. Но не только в этом недостаток. Помните ужасные тени главного персонажа из Cyberpunk 2077? Здесь они не лучше.
Анимации теней главного героя во время движения выглядят упрощенно, руки как будто заламываются за спину, выворачиваются в другую сторону.
Во время прыжков или ударов ножиком ситуация аналогичная. Хорошо, что игра от первого лица и игрок не видит таких плохих анимаций персонажа, а только на его тенях.
Производительность
На системе с AMD Radeon RX 7900 XTX и AMD Ryzen 7 9800X3D проблем с производительностью не было, но хотелось бы более высокого FPS с такой графикой. Сверхтребовательная игра Alan Wake 2 без трассировки лучей выдает почти вдвое больше кадров, чем аналогичные сцены в Stalker2.exe, хотя последняя имеет открытый мир и другой движок.
В разрешениях Ultra HD и Quad HD использовали Intel XeSS Quality, а для Full HD обошлись без апскейла. Также не забываем, что Wide Ultra HD 5120x2160p содержит на 33% больше пикселей, чем классическое Ultra HD 3840x2160p, поэтому владельцы 16:9 4K мониторов с аналогичной видеокартой могут добавлять минимум 10-15% FPS, чтобы узнать производительность на своей системе.
С такой видеокартой можно уверенно ставить 4K Ultra HD с Ultra настройками графики, но стоит отметить небольшую разницу между минимальной и максимальной графикой. То есть владельцы бюджетных систем почти ничего не теряют.
Генератор кадров от AMD пригодится, но лишь при условии высокого начального FPS. Например, поднимать частоту кадров с 35 до 60 FPS — плохая идея, потому что задержки и визуальные артефакты не дадут покоя, а с 70 до 130 FPS это уже другое дело. Для 4К нужно не так уж и много видеопамяти, зато игра потребляет немало оперативной памяти. Владельцы видеокарт с 8 ГБ VRAM могут вовсе не переживать, если есть 32 ГБ ОЗУ в системе.
Уменьшение разрешения не слишком сильно повышает производительность, по крайней мере для RX 7900 XTX с широкой шиной. Процессор полностью загружает GPU с любыми настройками графики и разрешением. Любопытно, что в 1080p без XeSS/TSR картинка выглядит хуже, чем в 1440p с умным сглаживанием.
AMD Radeon RX 7900 XTX для мажоров, это понятно, а есть ли что-то народное, для обычных компьютерных геймеров? На компьютере с AMD Radeon RX 7800 XT и Intel Core i7-10700K (весь ПК дешевле, чем одна видеокарта RX 7900 XTX) игра работает не хуже. Просто не стоит заходить на территорию Ultra HD 4K и все будет хорошо.
Игра также требовательна к процессору. Если с AMD Ryzen 7 9800X3D никаких проблем не будет, то более старые топовые системы не всегда будут выдавать стабильные 60 FPS. Например, Intel Core i7-10700K часто просаживает FPS ниже 60. Но это не проблема, потому что для таких случаев есть генератор кадров, с которым все еще комфортно играть.
Геймплей Stalker2.exe относительно медленный (далеко не кибеспортивный шутер), поэтому задержки ввода при 90-100 FPS не являются критичными. Frame Generation это спасение не только для GPU, но и для CPU.
А вот владельцы старых систем эпохи DDR3 (даже HEDT) могут забыть о плавном игровом процессе в этой игре. Также не забываем снижать профиль графики, экспериментировать до момента, когда получим лучшее соотношение качества изображения к плавности, потому что ультра графика не стоит своего, в Stalker2.exe тоже.
Вывод:
Stalker2.exe для компьютеров — ещё одна не до конца сделанная ААА игра, которую будут долго шлифовать после релиза, как и Cyberpunk 2077. Если очень хочется, то пройти забаву можно, но впечатления будут двоякие. Посредственная оптимизация и графические проблемы не дадут полностью погрузиться в атмосферу S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl.
Покупать S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl за 1400 гривен можно разве что в знак поддержки украинских разработчиков, ведь рациональнее пройти проект по подписке, либо подождать скидок, с которыми придут новые патчи. Пока что Stalker2.exe можно считать открытым тестом за деньги игроков. Разработчикам еще есть над чем работать, а игрокам стоит присылать найденные баги, ошибки и недостатки игры, чтобы ускорить этот процесс.
Предлагаем в комментариях делиться собственными недостатками, которые нашли за время прохождения, а пока ставим оценку 5.5/10 за техническое состояние игры. Возможно, S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl заслуживает большего, если учесть не только оптимизацию, графику, физику, баги, но и сюжет, геймплей и общие впечатления от прохождения, что обязательно учтем во втором, классическом, обзоре игры.
Купить в Steam