Выход S.T.A.L.K.E.R. 2 логично поднял вокруг себя большой хайп, без преувеличения, во всем мире. Конечно, больше всего долгожданный миллионами игроков проект ждали в Украине. Однако речь в этом классическом обзоре пойдет о самой игре. На ITC.ua уже был материал о техническом состоянии игры. Я тоже затрону этот вопрос и поделюсь собственным опытом, а также расскажу как играется в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl не только на ПК, но и на консоли Xbox Series S.
Плюсы:
визуальная часть; невероятная атмосфера; полноценный украинский язык повсюду; музыка, звуки и радио; тот самый S.T.A.L.K.E.R., в которого мы играли и ждали 15 лет
Купить в SteamМинусы:
технические проблемы и плохая оптимизация; это точно не современный «классический» ААА-проект, который ведет игрока за руку; сюжет — не самая сильная сторона игры
Купить в SteamСодержание
- 1 История и мир S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
- 2 Игровой процесс
- 3 Боевая система
- 4 Графика, баги, оптимизация S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
- 5 Музыка, атмосфера и язык S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
История и мир S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
С выхода предыдущей игры прошло 15 лет, но события в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl происходят вскоре после истории первой трилогии. Мы играем за сталкера по кличке Скиф, дом которого на Большой Земле уничтожил необычный артефакт. В поисках причин этого события, и с помощью знакомого всем ученого, протагонист пробирается в Зону, чтобы зарядить артефакт. Однако ряд определенных событий заставляют Скифа немного изменить планы и окунуться в здешний мир.
История и сюжет S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl однозначно стали дружественнее к игроку. И хоть нам существенно больше разжевывают информацию, чем в старых играх, но этого все равно очень мало для современных ААА-проектов. В основном это происходит через диалоги с NPC, дополнительные вопросы и найденные КПК с записями или аудиофайлами. Но мы здесь не в игрушки играем, поэтому полчаса чего-то похожего на вступление и ознакомление с Зоной рассчитывать можно. Однако дальше уже будьте добры разбираться сами. Хорошо, что хоть начинаем не посреди поля, уже прогресс.
Сценаристы игры почти не отходили от жестких рамок предыдущих частей, потому имеем знакомый реализм, простые, но часто интересные, задания, максимально прямые диалоги, загадки, тайны, заговоры и противостояния.
Но разработчики лукавили, когда говорили, что S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl рассчитана на новых игроков. Потому что как раз им будет здесь сложнее всего. Дело в том, что игра почти не объясняет события из прошлых частей, но они постоянно всплывают в сюжете, о них вспоминают, как и о персонажах, местах и т.д. Да, конечно, можно задавать NPC дополнительные вопросы и расширять для себя вселенную игры, выясняя события из прошлого. Но напрямую никто не разжевывает никому предыдущие события, что очень странно для современной ААА-игры, тем более с таким багажом.
Основной сюжет никогда не был сильной стороной серии и здесь, к сожалению, ничего с этим не сделали. Да, проходить его интересно, но история развивается неравномерно и определенными рывками, а иногда в Зоне находятся занятия поинтереснее.
Однако Скиф парень не промах. Отыгрывать роль сталкера за него у игрока не получится, по крайней мере это касается сюжетной линии, потому что здесь у нас не RPG. Да, конечно, именно от геймера зависит решение помочь какому-то сталкеру, застрявшему посреди поля аномалий или пройти мимо, уничтожить бандитов или помочь ей и т.д., но в глобальной истории мы в основном отыгрываем определенный созданный разработчиками историю-шаблон с несколькими концовками. Сюжет частично ломает Скифа под себя, но герой все же пытается бороться с Зоной и ее привычками, пробует делать правильно, но жестокая реальность обычно побеждает.
Зона все еще неприветлива для игрока, как и ее население и ключевые персонажи. Лишь малая часть здешних жителей отнесется к герою-сталкеру с пониманием и дружелюбием. Большинство же захочет ограбить, развести на хабар или заставить работать на себя. Или руками игрока обманом и уловками расправиться с враждебной группой, чтобы потом попытаться убить. Или просто убить и все. И это только люди. А тут еще и полно самых разных мутантов, давно знакомых и новых, но всегда опасных. Ну и куда же без многообразия аномалий со скрытыми в них артефактами.
И если искать мутантов или людей, постоянно пытающихся убить игрока здесь не надо, потому что они всегда находят геймера сами, даже в очень необычных местах, то для поиска артефактов, тем более ценных, надо потратить время, а с ним часто и нервы. Не всем нравится это занятие, но хорошо, что по сюжету, да и через определенные побочные квесты, а еще из-за собственного любопытства, игрок может получить неплохой комплект артефактов не лезя для этого в смертельно опасную аномалию.
Игровой процесс
Как вы наверняка догадались, основной частью игрового процесса S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl является исследование зоны. У нас есть условные 15 локаций, которые составляют 30 квадратных километров Зоны. Между некоторыми частями переходить довольно трудно, а другие просто условно поделены названиями. Однако двигаться здесь всегда придется на своих двоих. Проводники есть, но только в некоторых локациях, да и в начале их услуги будут не дешевые.
«Пылесосить» Зону — наверное, одно из самых любимых занятий любого виртуального сталкера. И для этого эта игра очень подходит. Потому что разработчики разбросали по немалой, но относительно компактной, как для открытого мира, карте множество антуражных и атмосферных мест, просто знакомых, до боли знакомых и новых локаций, от которых будет захватывать дух. Здесь вам и АТП, и заводы, и фабрики, а с ними поселки, секретные лаборатории, заправки, гаражи, свалки техники и тому подобное. И все заброшенное, заброшенное, ржавое и истерзанное временем и самой Зоной. То есть, все как надо, чтобы создать соответствующее настроение.
Во всех этих местах игрока ждут банды преступников или такие же сталкеры, военные формирования, мутанты и аномалии. И конечно, десятки, если не сотни, разбросанных по карте тайников с хабаром, которые постоянно хочется исследовать и узнать что же там лежит.
Часто ради них приходится залезть на какую-то крышу, трубы или буквально в логово мутанта, а перед этим еще и догадаться как это сделать. Но часто в подобных местах спрятаны посредственные «сокровища» в виде бутылки водки «Казак», хлеба, колбасы и немного патронов. А иногда бывает такое, что случайно наталкиваешься на рюкзак в углу, а там целый клад — оружие, или несколько улучшений для него, много патронов и даже артефакт. Зона она такая.
Все это добро можно занести торговцам или спрятать до лучших времен в собственном хранилище. Последний выглядит как обычный металлический сундук и появляется в каждом крупном поселении или на базе у торговца. Сами же они часто очень колоритные и разные, но им далеко до Сидоровича. Торговцы имеют определенные вещи, а еще разные цены как на продажу, так и на покупку. Например, иногда лучше пойти дальше и сдать хабар другому NPC, потому что он даст больше, чем идти к ближнему. Но если помочь этому торговцу и выполнить его задание, то отношение к вам изменится в лучшую сторону, как и цены.
Чтобы у сталкера не было соблазна и возможности вынести на себе за раз все сокровища Зоны, разработчики сделали механику выносливости и ограничили ношение определенного количества веса. В зависимости от выбранной одежды и ее улучшений цифра может быть разной, то большей то меньшей, но ограничения всегда есть, а имеющихся килограммов постоянно мало.
Чем больше нагружен игрок, тем медленнее он может бегать и тем быстрее при этом заканчивается имеющаяся шкала выносливости. А еще она будет медленнее восстанавливаться. Поэтому чтобы не идти реальные 10 минут 500 метров по карте, вес рюкзака не должен залезать за красную зону. Конечно, можно выпить энергетик и сразу ее пополнить, но с перегрузом это почти нет смысла.
Именно поэтому важно всегда тщательно подбирать снаряжение сталкера и не брать лишай, оставляя его в тайнике. Много весит еда и бутылки с водкой и водой, что логично. Также весят патроны и оружие. Лучше брать с собой 2-3 вида оружия и много патронов к нему, это всегда пригодится. Это основной вес. А остальное до зеленого или желтого лимита добивать аптечками, бинтами и немного едой. Потому что последней всегда полно везде, поэтому часто голодный сталкер может поесть и попить то, что найдет у убитых бандитов, или в тайнике в заброшенном доме, или просто на столе во время какого-то задания.
Важно понимать, что выносливость влияет не только на это, но и на буквально все физические действия персонажа. Она используется, когда он машет ножом или прыгает. Поэтому у вас не получится как сумасшедшему скакать с крыши на крышу или крутить ножом, как в американских боевиках — буквально несколько прыжков и надо отдыхать, а персонаж засапанный восстанавливает дыхание. Реализм как он есть.
Боевая система
Важным элементом S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl являются схватки с врагами. Эта часть максимально приближена к предыдущим играм серии, то есть стрелять в новом «Сталкере» поначалу сложно и к этому надо привыкать. Оружие ведет, оно разное и иначе себя ведет, его клинит если оно повреждено и тому подобное. Прикольная анимация доставания оружия и у каждого пистолета, дробовика, снайперки или автомата она своя. Если короткий обрез, то достается он относительно быстро и просто. А если длинное ружье, то видно, как Скиф снимает его с плеча, переворачивает и только потом берет в руки. Круто и реалистично, но это же может бесить, если менять оружие во время боя, потому что у вас закончились патроны.
Несмотря на все эти нюансы и особенности, стрелять в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl очень круто и весело. Шутерная механика, конечно, была, важной составляющей игры, но в прошлых частях я не получал именно такого удовольствия от нее, как здесь.
Все стреляет по своему, с определенной отдачей или особенностью, со своим звуком и тому подобное. Каждое оружие детально вырисовано, на нем есть сколы, царапины, дефекты. Оно мокрое, когда идет дождь, оно клинит, а герой прикольно вытягивает патрон и перезаряжает его отдельной анимацией на каждое оружие.
Бои в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl тяжелые не только из-за условной реалистичности боевой системы. На это влияют и сами враги. И хоть система AI Life 2.0 оказалась не такой инновационной, как нам рассказывали в трейлерах и интервью, но враги часто стреляют не хуже игрока, а значит часто попадают, поэтому кровотечения и низкий уровень здоровья постоянные спутники сталкера.
Понравились эффекты от гранат. Если она разрывается не очень близко, то не ранит, но глушит, на что есть своя анимация, а сталкер на время теряет концентрацию, не может двигаться и т.д.
Что касается интеллекта врагов и упомянутый выше AI Life 2.0, я ожидал большего, но получилось просто нормально. Да иногда враги тупят и идут на пролом, но очень часто все же заходят с разных сторон, прячутся, просят прикрыть друг друга, выкрикивают прикольные фразы и тому подобное.
Недостаток здесь, по моему мнению, не в интеллекте врага при стычках, а в искусственности создания жизни вокруг игрока. Вот ты проходишь какое-то сооружение, там никого нет и ты идешь дальше. И тут буквально через две секунды сзади тебе в спину начинают стрелять трое бандюков, которых там точно не было. То есть игра просто буквально «достала их из воздуха», нарисовала и натравила на игрока. И вот таких моментов было много.
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl дает игроку выбор как начать бой, или избежать его. Или свести к минимуму. Так, вы можете пройти напролом, убивая все на своем пути, или зайти через найденную где-то сбоку брешь, тихонько убить из пистолета с глушителем часовых и выполнить задание. Либо вообще никого не трогать, отрабатывая чистый стелс. Правда, с последним будет сложнее всего, потому что враги очень хорошо слышат, а иногда кажется что «чувствуют» вас даже через стену. Хотя если подумать, то стекла на окнах нет, а игрок просто идет не скрываясь, наступает на мусор, гремит и т.д. Возможно, как раз это очень реалистично.
Что касается битв с мутантами, то они для меня оказались не менее сложными, чем были когда-то, но теперь я уже не пугаюсь кровососа или контроллера. Думаю, это из-за того, что я вырос и в реальном мире нам за эти годы было чего бояться, поэтому виртуальная тварь уже не вызывает мурашек, как прежде. Но сделали мутантов круто, а сражаться с ними тяжело. А иногда большого мутанта завалить проще, чем стаю мелочи, которая просто окружает тебя и буквально сжирает.
Графика, баги, оптимизация S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
Наверное, вы уже и без меня знаете, что самая большая проблема S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — оптимизация. И я думаю, это здорово, потому что это можно исправить и это обязательно будет сделано. Однако я не понимаю, как разработчики могли вступить на те же грабли, что и 15 лет назад.
Как сейчас помню, как горели компьютеры моих друзей и знакомых в 2007 году, когда вышла «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», хотя эти же системы нормально запускали Call of Duty 4: Modern Warfare, Mass Effect или Need For Speed Most Wanted. Я помню, как горел мой первый комп, который появился у меня в 2009 от той же игры двухлетней давности, я уже молчу о «Чистое небо» или «Зов Припяти».
Через 15 лет мы, хвала Богам, имеем Nvidia DLSS, потому что без этой и подобных технологий было бы сложно даже современным игровым монстрам. Я проходил игру на ноутбуке за 90 000 гривен (Intel Core i-7 12650H, 4070 Laptop GPU, 16 ГБ DDR5), который иногда кашлял от S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl.
Я играл на Full HD мониторе, на высоких настройках графики с включенным DLSS на качество и в основном имел 100-120 кадров в секунду. Но здесь главное слово «в основном». Потому что иногда fps падал до 80-90, а иногда и до 30-40. Привет, Залесье. Но главная проблема — постоянные фризы. Именно из-за них опыт игры был часто неприятным. Шагаешь такой себе на задание, у тебя 120 fps, вокруг красотища невероятная. Но бах, и что-то становится не так, что-то как-то не то. И ты смотришь на счетчик, а там 60-80-120-40-40-30-80-80-110 fps.
Веселуха с существенным падением кадров также начинается на базах или в поселениях, где часто мой счетчик падал до 25-35 кадров в секунду. Также fps существенно проседает, когда начинается буря. Это очень зрелищное явление, когда дует ветер, бьет молния, гудит ветер, шелестят и летят листья, мусор на обочине и тому подобное. Но при этом в одном и том же месте частота кадров при солнечной погоде и в бурю может быть на 40-50 fps меньше, а еще фризить.
Несмотря на все это игра выглядит замечательно, конечно, насколько это возможно. Да, есть некоторые проблемы с анимацией лиц NPC, немного корявая тень героя и тому подобное. Но в целом проект выглядит хорошо, по моему мнению. Правда, увидеть это во всей красе пока что могут далеко не все, даже не все обладатели мощных систем.
Также я играл S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на Xbox Series S. После этого, на мой взгляд, самая главная проблема новой игры то, что она вышла на ПК, а не на консолях. Потому что на этой маленькой, бесшумной и дешевой консоли играть было намного комфортнее, чем на дорогом игровом ноутбуке. Не надо ничего подстраивать, крутить настройки, загружать моды на оптимизацию с Nexus Mod и тому подобное. Просто включаешь и играешь. Да, 30 кадров, но для консольных игроков это вообще не проблема, а главное здесь С — стабильность fps. Примеры скриншотов именно с Xbox Series S смотрите ниже.
Ни один ПК за 13-15 000 гривен, то есть за цену этой приставки, не даст подобный игровой опыт. Да, графоний здесь не самый лучший, видны текстуры, шум и так далее. Но если ты играешь на большом 4К телевизоре и лежишь в двух метрах от него, то картинка хорошая, лагов и фризов нет, все просто замечательно. А если все же хочется лучшей картинки, то есть Xbox Series X с двумя вариантами запуска игры при 30 и 60 кадрах. Также консоли поддерживают клавомыш, поэтому это вообще идеальные варианты для тех, кто прям сейчас хочет поиграть в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl без нервов.
Каких-то критических багов или ошибок во время прохождения не было вообще. Игра ни разу не вылетала, но несколько раз мертвые враги нелепо и под странными углами застревали в земле. Это все. Также отмечу, что игра очень темная, особенно это заметно в помещениях. Из-за этого я никогда не выключал фонарь и вам не советую. Наверное, это связано с тем, что разработчики хотели сделать некую мрачную атмосферу Зоны. С этим они однозначно справились, но все же немного перемудрили.
Поэтому ждем патчи и смотрим, как разработчики постепенно доводят игру до состояния «конфетки». Хотелось бы, что это сделали еще до релиза? Конечно, да. Но имеем, что имеем. Главное, что это не критично, что это исправляется, а сама игра невероятная.
Музыка, атмосфера и язык S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
Атмосфера S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl перекрывает почти все упомянутые выше проблемы с оптимизацией. Буквально с первых кадров, с первых шагов по Зоне игра пробирает до самых внутренностей, заставляет кожу покрываться сиротами и вспоминать те времена, когда все было лучше, а трава зеленее.
Отдельно отмечу, что GSC GameWorld удалось вывести игру из постсоветчины. Конечно, эта эстетика здесь присутствует и имеет важную визуальную составляющую. Но теперь мы видим, что Зона находится не в какой-то условной постсоветской стране, а именно в Украине.
Разработчики насытили нового «Сталкера» украинской культурой, элементами декора, отсылками к нынешней войне, важными мелочами и интересными деталями. Вон там стоит горелый российский танк Т-90, тут мы проходим мимо невероятно красивой остановки с изображениями кобзаря, на столе лежит уже известная пачка желто-голубых спичек, а главное, что все и все к нам говорят на украинском.
Это невероятный опыт, когда в игре есть полноценный украинский язык. Он буквально пропитывает каждую деталь игры, будь то инвентарь, разговор двух бандюков или передачу по радио. Последнее вообще что-то невероятное, потому что с радио доносится знакомая и незнакомая замечательная и разная украинская музыка.
Вывод:
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — не идеальная, но наша, украинская, игра, в которую обязан поиграть каждый, кто хоть как-то может назвать себя геймером. Сейчас проект имеет проблемы с оптимизацией на ПК, поэтому об этом надо помнить. Но на консолях Microsoft с ним уже все прекрасно, поэтому это доступный и надежный способ погрузиться в игру без негативных эмоций.
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl удивляет своей атмосферой, визуальным стилем, аудиоэлементами и музыкой. Здесь неплохой сюжет и много интересных побочных заданий. Здесь невероятная сама Зона, поэтому именно ее исследование принесет наибольшее удовольствие. Если вы еще почему-то сомневаетесь, то не надо. Знайте о проблемах, готовьтесь к ним или обходите по нашим советам, но вам обязательно нужно в это поиграть.
Купить в Steam