«Фабрика экранных идиотов»: известный нейробиолог о роли гаджетов в снижении IQ детей
«Фабрика экранных идиотов»: известный нейробиолог о роли гаджетов в снижении IQ детей

«Фабрика экранных идиотов»: известный нейробиолог о роли гаджетов в снижении IQ детей

«Фабрика экранных идиотов»: известный нейробиолог о роли гаджетов в снижении IQ детей - Фото 1

В заголовок вынесено название книги Мишеля Демюрже, нейробиолога и директора по исследованиям национального института здоровья Франции, о негативном влиянии гаджетов на способности детей.

В интервью BBC Демюрже, который работал в MIT и Калифорнийском университете, рассказывает о влиянии гаджетов на IQ. Он отталкивается от зафиксированного факта уменьшения коэффициента умственного развития молодежи за последние два десятка лет.

В успешных странах интеллект ухудшается

Ученый рассказывает о «эффекте Флинна» — известный ученым факт постоянного увеличения показателя интеллекта человечества. Он говорит, что в последнее время наука наблюдает противоположную тенденцию в некоторых странах. В первую очередь в тех, где социальная и экономическая жизнь является стабильной в течение многих лет.

«Фабрика екранних ідіотів»: відомий нейробіолог розповів про зниження IQ сучасних дітей
Мишель Демюрже (Michel Desmurget) / Benoît Prieur, Wikipedia

«Появились так называемые «цифровые аборигены» — первые дети, у которых IQ ниже, чем у их родителей. Эту тенденцию зафиксировали в Норвегии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Франции и многих других странах».

Есть много факторов, которые влияют на IQ. В частности, это медицина, питание, школа, загрязнение окружающей среды, влияние гаджетов и тому подобное. По словам Демюрже, наука пока не может точно определить роль конкретного фактора. Но точно известно, что даже с учетом других обстоятельств, время перед экраном значительно влияет на ухудшение IQ. Несколько исследований доказали — чем больше ребенок проводит времени со смартфоном, телевизором или в видеоиграх, тем сильнее негативное влияние на IQ и когнитивные способности. Ухудшаются память, концентрация, речь, культурный уровень, который помогает знать и понимать окружающую действительность.

Как именно гаджеты влияют на детей

Ученый объясняет механизм влияния цифровых устройств. Умственные способности лучше развиваются в процессе живого общения. нейроны мозга реагируют гораздо меньше, если информация поступает не от человека, а с экрана.

«Если вы говорите маленькому ребенку название цвета, например, «зеленый», три раза подряд, то он выучит это слово. Если он слышит то же слово с экрана, то, по разным исследованиям, ребенку необходимо от двадцати до шестидесяти раз, чтобы выучить новое для него слово… Детям, которые учатся писать на компьютере с помощью клавиатуры, труднее запоминать и распознавать буквы, чем тем, кто учится с помощью руки, карандаша и листа бумаги».

Также на развитие влияют смежные факторы. Например, когда ребенок пользуется гаджетами, он меньше двигается. Голубой свет экрана ухудшает сон.

Спецпроекты

Замедление развития мозга

Характеристики мозга человека зависят от его опыта. Такие факторы, как работа, окружение, проблемы, которые необходимо решать, меняют его функционирование и структуру. Это происходит через создание и укрепление одних нейронных связей и потерю других. Не любая деятельность будет эффективно развивать мозг.

«Ученые заметили: время, проведенное перед экраном с развлекательной целью, задерживает анатомическое и функциональное созревание мозга в зонах, связанных с речью и вниманием… Обучение, интеллектуальная работа, чтение, музыка, искусство, спорт — все это значительно лучше структурирует и питает мозг, чем экраны».

Мозг чрезвычайно пластичен и пригоден для развития в детстве и в юности. Со временем он «твердеет», то есть становится менее пригодным для изменений. «Экраны» затормаживают развитие мозга в наиболее продуктивный для этого период.

Нужно ли детям пользоваться технологиями

Мишель Демюрже далек от общего отрицания «цифровизации» общества. Он активно пользуется цифровыми инструментами и учит их использованию свою дочь. Ученый убежден, что ученики школ должны получать базовые навыки пользования компьютерами, а цифровые технологии эффективно помогают учителям.

Однако чаще всего использование «экранов» — это развлечения. Телевидение, фильмы, сериалы и другие видео. Еще это игры и социальные сети «где царит безумное бессмысленное самоутверждение». Ученый считает, что дети слишком много времени проводят со всем этим.

«Двухлетние в среднем почти три часа в день, восьмилетние — около пяти, подростки — более семи часов. Это означает, что к 18 годам наши дети проведут перед экранами 30 школьных лет или 16 рабочих, работая полный рабочий день! Это просто безумие и безответственность».

До шести лет ученый рекомендует вообще избегать пользования детей экраном. Возможно время от времени (не нон-стоп) смотреть с ребенком мультфильмы. Он советует полностью избегать гаджетов утром перед школой, вечером перед сном, во время общения с людьми. Также никаких экранов не должно быть в спальне.

Цифровая индустрия предоставляет искаженную информацию о влиянии гаджетов

Демюрже считает информацию о цифровых технологиях, которую имеют современные родители, недостаточной и необъективной. Так называемые эксперты, которые рассказывают о технологиях, часто являются ангажированными. В книге ученый приводит много конкретных примеров такого влияния.

«Цифровая индустрия ежегодно приносит миллиарды долларов. А дети и подростки — очень прибыльный ресурс. Поэтому богатым технологическим компаниям легко найти лоббистов. Так, один психолог, вроде бы эксперт по видеоиграм, рассказывал в различных СМИ, что видеоигры имеют положительный эффект и их не стоит демонизировать. Что отказ от игры может даже негативно сказаться на будущем ребенка. А самые жестокие игры могут иметь терапевтическое действие и способны унять детский гнев. При этом никто из журналистов, которые брали интервью у этого «эксперта», не упомянул, что он работает в индустрии видеоигр».

Ученый отмечает, что подобное случается не впервые в истории человечества. Ранее активно отрицалось негативное влияние табака, пестицидов, сахара, глобального потепления и тому подобное. Но, по его словам, со временем действительность становится все труднее отрицать.

Имеют ли «цифровые аборигены» какие-то преимущества

Ученый отрицает утверждение, что якобы дети, которые активно пользуются гаджетами, имеют замедление одних навыков, но улучшение каких-то других.

«Исследования показывают, что, вопреки распространенному мнению, они не очень хорошо владеют компьютером. В докладе Европейского союза объясняется, что низкая цифровая компетентность препятствует внедрению образовательных технологий в школах. Эти дети также не очень хорошо справляются с обработкой и пониманием огромного количества информации, доступной в интернете».

Исследователь констатирует, что фактически дети лучше умеют только то, чем непосредственно занимаются: пользоваться программами, смотреть фильмы и слушать музыку, покупать товары в интернете и тому подобное. Он сравнивает их «развитие» с жителями «Прекрасного нового мира» Олдоса Хаксли: «Одурманенные бессмысленными развлечениями, лишенные речи, неспособные мыслить, они при этом абсолютно довольны своей жизнью».

Нужно ли запрещать пользование гаджетами

Мишель Демюрже — не сторонник запретов. Он не хочет, чтобы кто-то указывал ему или другим родителям, как воспитывать детей. Но информация, которую получают родители о гаджетах, должна быть «честной и полной».

Ученый считает уместным проведение открытых информационных компаний, в частности с четкими тезисами: «никаких гаджетов до шести лет, а затем не более 30-60 минут в день».

прогноз

Если «цифровая оргия» не прекратится, Демюрже видит последствия, подобные роману Хаксли. Какая-то группа населения избежит негативного влияния и будет иметь все необходимые инструменты, чтобы адекватно делать выводы в жизни. Однако большинство не сможет стать «образованными гражданами». Первые, так называемые «альфы», будут учиться в дорогих школах с настоящими учителями. Другие же будут получать ограниченные навыки с ограниченным участием человека, а также базовые технические навыки.

«Это будет печальный мир, в котором, по словам социолога Нила Постмана, они будут развлекаться до смерти. Мир, в котором, благодаря постоянному и изнурительному доступу к развлечениям, они научатся любить свое рабство. Извините за пессимизм. Возможно (и я надеюсь на это), я ошибаюсь. Но тому, что мы делаем с нашими детьми и как ставим под угрозу их будущее и развитие, просто нет оправдания».

«Cause I’m a 21st century digital boy, I don’t know how to live, but I’ve got a lot of toys», Bad Religion

«Фабрика экранных идиотов»: известный нейробиолог о роли гаджетов в снижении IQ детей - Фото 3
Теги по теме
Дети Интернет Смартфоны Гаджеты
Источник материала
loader
loader