Понятно, что стабильной гривня может быть только ограниченный период. Поэтому вопрос заключается в самом периоде. Например, уже сейчас, зимой 2024/2025 годов, «черный» рынок и валютные обменники могли бы работать на курсах, приближающихся к 50 грн за доллар. Ведь гигантский тройной дефицит: платежного баланса, торговли и госбюджета, в сочетании с существующим курсом гривни к доллару США, — это мина замедленного действия, которая могла сработать на валютном рынке еще в текущем году. Но пока это не произошло. И на то были весомые причины.
Амортизатором девальвационных процессов служили внешние финансовые транши. По подсчетам международного агентства Fitch Ratings, в 2025 году «потребности во внешнем финансировании существуют на уровне 38 млрд долл. США по сравнению с 41 млрд долл. в 2024 году. Неопределенность с внешним финансированием в ближайшей перспективе уменьшилась, поскольку G7, вероятно, предоставит приблизительно 50 млрд долл. в виде займов, обеспеченных доходами от замороженных российских суверенных активов».
Медленная девальвация или турборежим
Хотя разговоры о вышеупомянутом кредите велись еще с прошлого года, настолько быстрой его финализации мало кто ожидал. Именно скорость соответствующих решений партнеров обеспечила относительную стабильность валютного рынка в последние месяцы текущего года. В ином случае уже под новогоднюю елку-2024 валютные курсы могли бы быть просто шокирующими.
Финансовые дисбалансы 2025 года таким образом в значительной степени были решены. Поэтому гривня почти гарантированно могла чувствовать себя более-менее спокойно минимум на протяжении двух первых кварталов 2025 года. Но уже начиная с третьего риски турборежима в девальвационном процессе резко вырастут.
Сейчас, в декабре 2024 года, национальная денежная единица находится на подступах к отметке 42 грн за доллар. То есть сегодняшний курс почти точно соответствует курсу осени 2022-го.
А можно ли было бы удерживать именно такой курс в течение последних двух лет? Конечно, причем такая задача выполнялась бы элементарно. Регулятору только бы оставалось выкупать излишек валюты в случае слишком резких ревальвационных колебаний. Но это при условии сохранения фиксированного валютного курса (с коррекцией время от времени), который был надежным инструментом макрофинансовой стабильности, прогнозируемости рынка и служил антидотом для покупки валюты бизнесом и населением на все свободные средства.
То есть в таком случае НБУ меньше бы «засевал» и больше выкупал в валютную казну государства. Поэтому вполне реально, что золотовалютные резервы Украины по состоянию на осень 2024 года составляли бы не около 40 млрд долл. (как сейчас), а ненамного меньше 100 млрд долл. И тогда...
- О рисках курса 50 грн за доллар можно было бы забыть на много лет.
- В стране был бы стабильный фиксированный курс на годы, а значит, постоянная привлекательность гривневых инструментов (депозитов и т.п.) и четкий курсовой ориентир для всех участников рынка.
- Страна имела бы лучшее торговое сальдо и экономическую устойчивость.
- Вопрос дополнительных налогов не стоял бы так остро.
Конечно, это не исчерпывающий перечень пунктов несостоявшейся валютной стабильности.
Но доллар «почти даром» только стимулировал аппетиты покупателей после перехода страны с фиксированного валютного курса к режиму управляемой гибкости обменного курса гривни. Ведь процессы, происходящие сейчас на валютном рынке, не несли бы угрозу курсовой устойчивости национальной денежной единицы (а фактически экономической безопасности страны) только в том случае, если бы валютный дождь извне постоянно усиливался и не заканчивался никогда.
Однако уже сейчас понятно, что ливень долларов и евро от партнеров уже в конце следующего года превратится в относительно редкий дождик.
МВФ доверяет гривне
Вместе с тем осенью текущего года МВФ несколько улучшил свои же весенние валютные прогнозы по гривне. Например, курс 50 грн за доллар теперь отсрочен вплоть до 2028 года. В докладе «Перспективы мировой экономики» (WEO) указано, что среднегодовой курс гривни к доллару в Украине составит:
— в 2024 году: 41 грн за доллар (без изменений);
— в 2025-м: 45 грн за доллар (снижение на 0,8 грн с 45,8 грн);
— в 2026-м: 46,8 грн за доллар (без изменений);
— в 2027-м: 48,6 грн за доллар (снижение на 1,8 грн с 50,4 грн);
— в 2028-м: 50,2 грн за доллар (снижение на 1,9 грн с 52,1 грн);
— в 2029 году: 51,7 грн за доллар (снижение на 2,4 грн с 54,1 грн).
Похоже, и госбюджет-2025 сверстан именно под видение МВФ. Ведь расчетный курс в нем указан именно на уровне 45 грн за доллар в среднем по году.
В конце концов, расчетные курсы бюджета достаточно часто не совпадали с реальными. Обычно курс НБУ в итоге оказывался меньше.
В 2025-м гривне сладко не будет
Скажем сразу, валютного апокалипсиса, по крайней мере в первые два квартала года, точно не будет. Валютную казну НБУ не пополнял, скорее, наоборот, но достаточно валюты «налили» финансовые партнеры.
Разные аналитические команды прогнозируют курс 45–46 грн за доллар США на финише 2025-го, но в первой половине года слабость гривни будет ограниченной.
Драйвером девальвации гривни, как и в этом году, будет население, для которого с будущим гривни все стало понятно еще осенью прошлого года, сразу после старта новой стратегии НБУ.
Все еще относительно низкий курс доллара будет стимулировать потоки импорта в страну. Валюту на закупку некритического импорта также «будет засевать» регулятор.
Соответственно, ускорится опустошение золотовалютных резервов, но некоторое время их уровень будет сбалансирован уже запланированными и расписанными на следующий год внешними траншами.
2024 год разрушил валютную стабильность в видении профессиональных участников рынка и населения. Валютные ожидания раскачаны и разбалансированы, что обходится бюджету в десятки миллиардов гривен, а валютной казне — в многие миллиарды долларов.
Возникла инфляционно-девальвационная спираль. То есть постоянная девальвация подталкивает инфляцию. И бизнес, и население будут находиться под двойным ударом за счет как потери курсовой разницы, так и стремительного роста цен. Будут дорожать все товары, а не только импорт, поскольку доля импортных составляющих в товарах украинского производителя высокая.
Ситуация на востоке страны, политическая неопределенность, фактор Трампа, своевременность траншей, инфляционное давление, снижение инвестиционной привлекательности, отток капитала, доходность гривневых и валютных депозитов, размер ключевой ставки, состояние энергетической инфраструктуры, газовых активов, портов Черного моря, погода и урожай сельхозкультур будут определяющими для валютных колебаний.
Но основными маркерами валютного рынка будут оставаться достаточный или, наоборот, ограниченный в конце года объем внешнего «макрофина» и доля дефицита бюджета, которую удастся с его помощью перекрыть.
Антибиотики для финансовой системы пока обеспечивают международные финансовые организации и отдельные страны. Но подушки безопасности для того, чтобы удерживать ситуацию под контролем, когда рано или поздно международные транши будут ограничены, у нас до сих пор не созданы. Почти вся поступающая валюта расходится с колес.
При этом 2025-й может стать последним годом, когда валютные потоки извне «зашли» в особо крупных размерах. Тем более не стоит забывать о высокой вероятности фактора заключения ускоренного мирного соглашения под давлением Трампа. В этом случае, по крайней мере поначалу, энтузиазм финансовых партнеров может уменьшиться. Ведь приостановка острой фазы войны — это некоторым образом охлаждающий фактор для внешних финансов.
И если эффективность валютных расходов, в частности валютных интервенций, не улучшится, мы можем стать еще беднее, производство зайдет в стагнацию, а люди и капиталы (корпоративные и личные) продолжат оставлять страну и оседать в предсказуемой европейской экономике.