/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fa7dcef93fef93bd8b726784de77c9ff4.jpg)
Украинцев решили бесплатно покатать на поездах: в чем логика программы, и кто за нее заплатит/Президент анонсировал программу УЗ-3000, но она еще дорабатывается
Украинцы получат возможность поколесить 3000 км по железной дороге родной страны совершенно бесплатно. О программе под названием "УЗ-3000" сообщил президент Владимир Зеленский, однако ее концепция все еще дорабатывается. "Апостроф" разбирался в логике анонсированной программы, а также в том, кто заплатит за этот "аттракцион невиданной щедрости".
Президент Владимир Зеленский анонсировал программу бесплатных железнодорожных поездок для украинцев.
"Я поручил проработать специальную программу транспортной поддержки для всех украинцев, и есть уже предложения от "Укрзализныци" – "УЗ-3000", – заявил глава государства в своем очередном видеообращении, которые было опубликовано 1 ноября.
Широка страна моя родная...
Речь идет о том, что каждый украинец сможет совершить бесплатные железнодорожные поездки в пределах страны общим лимитом 3000 км.
Это может быть несколько поездок. Например, расстояние между Киевом и Харьковом составляет около 500 км, соответственно, бесплатно накатать между ними туда-обратно можно будет три раза.
А вот из Харькова во Львов и обратно (расстояние между городами около 1000 км) можно съездить лишь три раза, при этом придется либо платить за четвертый билет, чтобы вернуться в исходный пункт, либо вовсе не возвращаться.
Разумеется, можно использовать бесплатный лимит для поездок в разных направлениях, например, из Киева в Одессу, Винницу, или те же Львов и Харьков.
Кстати, почему именно 3000 км? В "Укрзализныце" говорят, что это расстояние самого длинного маршрута в стране туда-обратно – между Запорожьем и Ужгородом.
А если не выбрать весь километраж по лимиту? Об этом в УЗ тоже думают.
Важное уточнение - программа "УЗ-3000" не будет действовать на пригородных маршрутах, а также при поездках в вагонах СВ и 1-го класса поездов "Интерсити".
Когда будет запущена программа? Как ожидается, уже с 1 декабря.
По словам главы "Укрзализныци" Александра Перцовского, программа будет действовать в период низкого сезона, предположительно, в течение четырех месяцев (каких именно, он не уточнил).
Понятно, что летние месяцы не подпадают под определение низкого сезона, и многие украинцы в этот период активно путешествуют, даже несмотря на войну. Однако конец декабря и начало января также сложно назвать низким сезоном – обычно на это время даже назначаются дополнительные поезда.
Но, как было сказано выше, детали программы еще дорабатываются, а потому, вероятно, о них мы узнаем позже.
Идея без концепции
Откуда вообще взялась идея бесплатных железнодорожных поездок? Что это – пиар власти, которая пытается заработать побольше очков перед возможными выборами (войне пока конца и края не видно, но к ним уже все вовсю готовятся) или хорошо просчитанное экономическое решение?
Руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский считает, что пока что мы имеем дело с плохо продуманной концепцией, при этом в самой идее не стоит искать политику.
Эксперт предположил, что руководитель "Укрзализныци", придя к президенту с докладом, рассказал о том, что сейчас, во время низкого сезона, во многих поездах есть свободные места.
"И президент или, возможно, кто-то из советников, предложил бесплатно раздавать эти места, - сказал Несходовский в комментарии "Апострофу". – Соответственно, после этого президент эту идею озвучил в своем очередном видеообращении. И теперь они пытаются эту идею каким-то образом оформить, чтобы она выглядела более-менее пристойно".
Удастся ли? Пока сказать сложно.
"Из того, что известно, можно понять, что есть два варианта реализации этой программы, – рассказывает изданию координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. – Если это – (бесплатные) билеты на те места, которые не заполнены, то есть, когда поезд везет “воздух”, то в этом есть смысл. Но, если это билеты для тех, кто и так бы заплатил деньги, то это уже вредная история. Поэтому важны детали - все будет зависеть от дизайна программы".
Кто платит за банкет
Как известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а потому за "бесплатные" железнодорожные билеты кто-то все равно должен заплатить.
Это точно будет не "Укрзализныця", которая глубоко убыточна. Для поддержания компании на плаву в проекте бюджета 2026 года предусмотрено финансирование в размере 16 млрд грн.
"В то же время нужно понимать, что 16 млрд грн поддержки на следующий год не равно программе в 3000 км", - уточнила на днях премьер-министр Юлия Свириденко.
Представители "Укрзализныци" вообще утверждают, что дополнительных бюджетных средств на реализацию программы "УЗ-3000" не потребуется.
Более того, во многих поездах продается разная еда и напитки, и, когда поезда курсируют порожняком, продавать все это некому, тогда как "бесплатные" путешественники, хоть, возможно, и не все, что-нибудь да купят.
"Это - пусть небольшой, но, все-же, какой-то плюс", – отмечает Олег Гетман.
Однако без финансовых потерь, похоже, не обойдется.
"Там, где будут бесплатные билеты, места, скорее всего, будут быстро заполняться, – объясняет Илья Несходовский. - Если будет возможность поехать бесплатно, человек покупать билет не станет - он поедет на следующий день, через день (если он может отложить поездку – "Апостроф"). Как результат мы получим "ноль" дохода от таких маршрутов".
Конечно же, это не 16 млрд грн и даже не 8 млрд грн, которые уже передали "Укрзализныце", предварительно отобрав их у столичного бюджета.
"По моим очень приблизительным оценкам, это где-то 4 млрд грн", - говорит Илья Несходовский и добавляет, что более точный прогноз можно будет сделать лишь после того, как станут известны все условиях программы.

