Почему восьмые классы станут испытанием для реформы НУШ
Почему восьмые классы станут испытанием для реформы НУШ

Почему восьмые классы станут испытанием для реформы НУШ

Почему восьмые классы станут испытанием для реформы НУШ

Реформа НУШ уверенно движется в средней школе и вот с 1 сентября докатится до восьмых классов. Уже сейчас идет пилотирование программ и учебников, готовятся нормативные документы, которые должны четко описать, как именно будут учить восьмиклассников. Казалось бы, ничего особенного, то же было в пятых, шестых, седьмых классах. Но на самом деле реформирование восьмых классов особенное. Ведь до реформы НУШ именно на этой параллели начиналась ранняя специализация обучения — с восьмого класса школы могли открывать классы с углубленным изучением определенных предметов: математики, биологии, иностранных языков, географии, истории и т.п. Словом, тех предметов, на углубленное преподавание которых у школы был ресурс (специалисты, учебники, учебный план), а у школьников и родителей — желание. Но реформа НУШ не предусматривает никакой дифференциации обучения вплоть до десятого класса, поэтому с 1 сентября в школах не будет восьмых классов с углубленным изучением отдельных предметов. А в следующем году, когда НУШ дойдет до девятых классов, они исчезнут и там.

Хорошо это или плохо? По моему мнению, критически важно сохранить углубленное изучение отдельных предметов в восьмом классе. Почему? Приведу несколько аргументов.

Первый. Когда-то, еще до реформы НУШ, в Украине были так называемые специализированные школы, которые отбирали детей с первого класса, — например, специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка или математики. Их отменили, и это было правильное решение — понятно, что в первом классе еще сложно определить способности ребенка и то, какой именно предмет ему понравится настолько, что он захочет изучать его углубленно. Поэтому достаточно логичным выглядит отказ от ранней специализации. Но в восьмом и девятом классе уже есть вполне сформировавшиеся ученики, которые за семь лет учебы в школе более или менее ориентируются в том, какие предметы им нравятся, что дается легче, что интересно.

Восьмой класс — это последние годы обучения в базовой школе, и именно здесь ребенок должен определиться с дальнейшей траекторией: куда ему идти после девятого класса — в десятый класс старшей профильной школы (и какой профиль выбрать) или в профтех. Поэтому возможность углубленно изучать отдельные предметы в определенной степени облегчит этот момент выбора. Возможно, ребенку понравится углубленное изучение предмета, и он захочет его продолжить. А может быть, наоборот, посмотрит и скажет: «Нет, это не мое». Поэтому, когда мы создаем классы с углубленным изучением отдельных предметов, то открываем ребенку возможности. Никто насильно ничего не делает. Но, конечно, в то же время учебные заведения, открывающие классы с углубленным изучением, должны отнестись к их формированию очень ответственно и взвешенно.

Второй аргумент. В НУШ очень много сделали для слабого ученика но, к сожалению, ничего — для сильного. Его надо находить и лелеять задолго до старшей профильной школы. И один из способов — это как раз создание классов с углубленным изучением отдельных предметов, когда мы говорим: «Слушайте, а соберем детей, которым нравится математика, в отдельный класс. Мы можем дать им больше математики, у них будет другой урок, насыщенный сложными задачами и динамичнее по темпу». То есть классы с углубленным изучением отдельных предметов помогут отобрать одаренных детей и дать им больше, чем усредненная школьная программа.

Подростковый возраст — именно то время, когда в мозгу ребенка активно продолжается формирование нейронных связей, дающих успех в сфере обучения (особенно у мальчиков), и именно в это время важно создать все условия для развития.

Напомню, что в нашей стране нет целостной государственной программы работы с одаренными детьми, и вот такие локальные решения очень важны. У нас уже сейчас есть естественно-математические лицеи, целеустремленно отбирающие в восьмой класс детей для углубленного изучения, например математики. И эти школы — кузница наших олимпиадников. Есть классы с углубленным изучением математики, других предметов с восьмого класса… Есть программы и учебники для углубленного изучения, которое продолжается в старшей профильной школе. Потерять эти наработки очень легко в водовороте современных проблем и вызовов… Возможно, именно поэтому в пилотировании программы восьмого класса, которое происходит сейчас, потерялись программы углубленного изучения предметов?

С другой стороны, у нас есть дети, не успевающие за учебной программой уже с начальной школы. Оставить их в разноуровневых классах — означает потерять. Им нужны внимание и комфортная среда. В начальной школе их учительница Мария Ивановна знала, что Петя никогда сам не поднимет руку на уроке, его надо спрашивать, ему нужно дать время. Но когда этот Петя в восьмом классе учится у двадцати учителей, да еще и в переполненном классе, он не успеет на уроке не то что руку поднять, а даже подумать над задачей. Потому что пока он собирался с мыслями, умный Сергей уже выкрикнул ответ или одноклассники уже решили задачу. Поэтому существование классов с углубленным изучением отдельных предметов поможет сделать обучение более индивидуализированным.

Третий аргумент. Углубленное изучение отдельных предметов в восьмом и девятом классах создает базис для будущей профилизации в старшей школе. В десятом-двенадцатом классах это можно будет наращивать. И у нас есть в той же математике профильных старших классов профильная углубленная математика, академический уровень и уровень стандарта.

Если в ближайшее время МОН не озвучит свое видение перспектив углубленного изучения предметов, то потери неминуемы.

Конечно, наши умные и небезразличные учителя еще поборются и будут пытаться правдами и неправдами сохранить углубленное изучение. И МОН дает возможность выделить на изучение отдельных предметов от четырех до семи часов в неделю (сейчас в классах с углубленным изучением предметов есть восемь часов в неделю на каждый такой предмет). Но в классах с углубленным изучением существует и специальное деление на группы. Например на иностранные языки класс делят на группы по восемь учеников. Теперь этого не будет. Как не будет и учебников углубленного уровня, которые печатали специально для таких классов. Конечно, учитель и без учебника может что-то добавить к усредненной программе, чтобы обеспечить ученикам хоть какое-то углубленное изучение. У нас учитель все может сам, и мы уже возложили на него все, что только можно. Только, знаете, когда из школы уйдут эти учителя, которые еще знают математику или естественные науки и могут давать их на углубленном уровне, потому что давно так работают, каким будет качество нашего образования?

В то же время учителю и без углубленного изучения будет чем заняться в средней и старшей школе, потому что ему придется латать дыры в программах и учебниках. Какие дыры? Когда закладывалась идея двенадцатилетней школы, ожидалось, что в новой школе учебные программы будут доступнее для детей, что у них будет предусмотрено время на отработку навыков. Что мы наконец откажемся от галопа, при котором на каждом уроке нужно давать новую тему, в то время, когда как следует еще не усвоена предыдущая. Нет, сейчас все осталось. И даже среди новых учебников очень мало действительно новых, в то же время большинство — это перепечатанные с незначительными правками старые учебники. Почитайте учебник по химии для седьмого класса: апсайклируйте даунсайтинг, апсайтинг… Даже нам, взрослым людям с академическим образованием, тяжело воспринимать эти термины.

Еще одна проблема — учебные программы не согласованы между собой. Например, чтобы решить задачи по химии в восьмом классе, нужно знать действия со степенями (и это не просто квадрат или куб), а на математике их изучают позже. Или, например на уроках природоведения в пятом классе дети должны за два урока научиться решать три типа задач на масштаб, а на уроках математики с масштабом будут знакомиться в шестом классе. Векторы в задачах по физике диссонируют с векторами на математике…

На разных круглых столах и в рабочих группах я неоднократно поднимала вопросы несогласования программ, у меня целая подборка таких несуразностей прежде всего между программами по математике, физике, химии, географии, природоведению. Но воз и ныне там.

Конечно, углубленное изучение отдельных учебных предметов с восьмого класса не решит всех проблем средней школы. Но сохранит те полезные наработки и опыт, которые есть в нашей украинской школе и доказали свою эффективность. Отказываться от этого нельзя.

Учеба в школе не должна превращаться в анимационный спектакль или легкую игру. Учеба — это путь и работа… ежедневная работа. Если не прилагать усилий, не будет результата. А без качественного образования не будет будущего. От того, что мы сегодня «нареформируем» в школе, зависит, будет ли гордиться наша страна в будущем собственными ракетами и технологиями, или наши выпускники будут собирать клубнику. Еще не поздно побеспокоиться об этом. До 1 сентября еще есть время.

Источник материала
loader
loader