Защита прав военнослужащих: почти 4000 обращений за 20 дней - Решетилова
Защита прав военнослужащих: почти 4000 обращений за 20 дней - Решетилова

Защита прав военнослужащих: почти 4000 обращений за 20 дней - Решетилова

Защита прав военнослужащих: почти 4000 обращений за 20 дней - Решетилова

Рекордсменами по количеству стали обращения по ненаправлению на ВВК и лечение и проблема перемещения между подразделениями.

Уполномоченная по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей Ольга Решетилова отчиталась за первые 20 дней пребывания в должности. О своих первых впечатлениях, задачах и делах она написала на своей странице в Фейсбуке.

«За 20 дней в должности уполномоченного Президента Украины по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей ко мне поступило 3876 обращений. Они поступают различными способами: на опубликованные телефонный номер и почту, сообщениями в личные мессенджеры, официальными письмами на Офис Президента, через Министерство обороны, во время встреч или посещения госпиталей», - написала Решетилова, отметив, что 302 обращения не касаются защиты прав военнослужащих - они были направлены в соответствующие ведомства.

Рекордсменами по количеству стали обращения по ненаправлению на ВВК и лечение и проблема перемещения между подразделениями, отметила уполномоченная.

«Относительно первого. Забегая вперед, скажу, что да, я знаю, что некоторые военнослужащие злоупотребляют возможностью прохождения ВВК, что командиры в условиях катастрофического дефицита личного состава не могут себе позволить отправлять на лечение при малейшей жалобе.

Но. Среди обращений, которые получила я, - ненаправление на лечение после ранений, на срочные и плановые операции, последствия тяжелых контузий, панические атаки и острые посттравматические расстройства и тому подобное. Несложно понять, что в таком состоянии эффективность выполнения боевых задач низкая, а уровень смертности среди военнослужащих в связи с заболеваниями будет расти. Кроме того, в случае нелеченного психического расстройства военнослужащий может представлять опасность или для себя самого, или для побратимов.

Однако из обращений видно, что не выполнять рекомендации медиков даже собственного подразделения - очень часто является позицией командира. Никакого индивидуального подхода и рассмотрения. Военнослужащие месяцами страдают от болезней и в конце концов очень часто просто идут в СОЧ, чтобы получить медицинскую помощь», - подчеркнула Решетилова.

«Перемещение. Думаю, здесь вы и сами все знаете, - продолжила омбудсмен, - В ноябре военнослужащим было обещано быстрое и понятное перемещение через Армию+. Но очень часто командиры не выполняют приказ о переводе или специально переводят военнослужащих вопреки их воле на другие должности, что затрудняет выполнение приказа. Вчера мне один офицер прямым текстом сказал: «Мы не позволим воровать у нас людей». Но военнослужащие - не товар. Они идут служить туда, где чувствуют уважение к себе. Поэтому укомплектованность подразделения - это самый первый показатель лидерских качеств командира.

Кстати, о качествах командира. Яркий пример из одного обращения. У военнослужащего на фронте погибли брат и отец. Он имеет полное право уволиться из армии. Но он не хочет увольняться, единственное, о чем он просит, - перевести его в тыловую часть, чтобы было спокойнее маме. Командир не согласовывает, тянет время. В конце концов утверждает план перемещения его в пехотное подразделение. Как охарактеризовать такого командира?»

Каждый вопрос команда омбудсмена пытается решить в индивидуальном режиме. Но, отмечает Решетилова, нужны системные решения, которые бы сделали невозможным появление многих нарушений.

Очень важной и тяжелой является проблема СОЧ. Ее уполномоченная называет комплексной и такой, которая, в определенной степени, является следствием необеспечения прав военнослужащих, постоянной ситуации неопределенности для личного состава, истощения, а в отдельных случаях - страха смерти, что вполне естественно для живого человека.

«Моя последовательная позиция, - пишет Решетилова, - когда речь идет о таких эмоциональных состояниях, никакой страх уголовной ответственности их не пересилит. И решение этой проблемы надо искать в другой плоскости, где речь идет о мотивации, доверии к командиру и страхе его подвести, братстве и моральной ответственности за предательство побратимов. Я уже вижу, как часть военных, прочитав эти слова, скептически улыбнулись. Потому что, к сожалению, для большинства подразделений нашего войска слова «доверие» и «братство» звучат как пафосное ничто. Но есть и другие примеры, которые доказывают, что там, где командиры, главные сержанты - настоящие лидеры, где работает психологическая поддержка и ГВС, проблема СОЧ практически решена».

Но, к сожалению, даже когда люди решили воспользоваться законом о возвращении, это им не удается. Есть обращения от военнослужащих, которые уже более четырех месяцев, вернувшись после СОЧ, находятся в подразделениях, но до сих пор не восстановлены на службе, до сих пор не имеют денежного обеспечения и фактически находятся в рабском положении в своих частях. Дело в том, что Государственное бюро расследований затягивает с рассмотрением ходатайств военнослужащих о возвращении на военную службу, получением необходимых документов, оформлением и последующей передачей в суд ходатайств об освобождении от уголовной ответственности.

Но даже после вынесения судом постановления о закрытии уголовного производства и освобождения от уголовной ответственности, военнослужащим военную службу не возобновляют, поскольку отсутствует механизм такого возобновления. Для решения этой проблемы необходимы изменения в Положении о прохождении военной службы. Насколько мне известно, они уже разрабатываются в Вооруженных силах. Относительно изменений в положениях других военных формирований - пока вопрос открыт, будем выяснять", - написала она.

Рассказала Решетилова и о проблемах с обращениями по военнопленным и пропавшим без вести - это третья по количеству категорий обращений.

Поскольку в государстве существует целая «инфраструктура» по работе с семьями пропавших без вести - Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными, Ирина Верещук координирует эту работу от Офиса Президента, Уполномоченный ВР по правам человека, Уполномоченный по вопросам пропавших без вести, Гражданско-военное сотрудничество ВСУ, этим вроде есть кому заниматься. Но есть вопросы, на которые родным никто не отвечает, поэтому обращаются к омбудсмену по правам военнослужащих. Чаще всего - это вопрос коммуникации с воинскими частями.

Самыми страшными и сложными из обращений омбудсмен назвала обращения о пытках, избиениях и жестоком обращении.
За 20 дней их поступило шесть. Вроде бы мало, но они есть, и далеко не все обращаются.

«По одному из них, где заявители предоставили видео, мы оперативно установили личность человека, который перед строем пытал электрошокером военнослужащего. Им оказался командир батальона. Выяснилось, что издевательства и избиения, очень часто вообще без причины, - систематическая практика в этом батальоне. По моему заявлению ГБР открыло уголовное производство, продолжается также служебное расследование, командир отстранен от исполнения должностных обязанностей», - сообщила Решетилова.

«Но у меня остаются вопросы, - написала уполномоченная. - О ситуации в этом батальоне ориентировочно с сентября знали все. Избитые военнослужащие писали жалобы в ВСП и на высшее командование, ситуацию фиксировала контрразведка. Но никто не принял никаких мер. И это заслуживает отдельной проверки, результатом которой должен быть сигнал всем соответствующим службам и органам - за бездействие тоже придется отвечать».

И добавила, отвечая на возможные комментарии:

«Предвидя комментарии, что, мол, это, видимо, "аватаров" воспитывали, и они жалуются. В вышеупомянутом случае с командиром батальона - да, сначала с его стороны это было публичное наказание «аватара». Потом он начал пытать других «нарушителей». А потом, почувствовав безнаказанность и неограниченную власть, он начал применять насилие «под настроение», к любому из военнослужащих. И это очень показательная история. Сегодня вы оправдываете насилие к кому-то, а потом это насилие может вернуться к вам. Не поступайте так. Какая бы ситуация ни была, всегда поступайте по закону, не терпите насилие. Это не только о правовом поле, в котором обязаны действовать Силы обороны, это о достоинстве и уважении к себе каждого военнослужащего.

При этом я понимаю глубину проблемы алкоголизма и употребления наркотиков в армии».

Всего двадцать дней работы, которые выявили огромный пласт проблем, стоящих перед украинской армией, так сказать, внутри. Чем меньше их останется, тем сильнее будут ВСУ. Но это задача не только (и не столько) омбудсмена, а всей армии.

Напомним, пока не было должности военного омбудсмена, обращались к уполномоченному Верховной Рады Дмитрию Лубинцу.

В течение прошлого года на горячую линию уполномоченного Верховной Рады по правам человека поступило 109 417 телефонных звонков, сообщил омбудсмен Дмитрий Лубинец. По его словам, среди основных вопросов больше всего касались прав военных. В частности, Лубинец отметил, что основными вопросами, с которыми обращались граждане, были:

права военных - 16 973;
процессуальные права и права в местах несвободы - 8 111;
социальная защита и пенсионное обеспечение - 3 108;
информационные права - 2 657;
права потребителей - 2 582.
«Всего заявители в обращениях подняли 66 339 вопросов», - добавил Лубинец.

Источник материала
loader