Дизель в фокусе: цены, дефицит, глобальные изменения и прогнозы
Дизель в фокусе: цены, дефицит, глобальные изменения и прогнозы

Дизель в фокусе: цены, дефицит, глобальные изменения и прогнозы

Дизель в фокусе: цены, дефицит, глобальные изменения и прогнозы

Дизтопливо — самое востребованное моторное топливо. В 2024 году его импорт вырос на 8%, до 6,65 млн тонн, что составляет 75% украинского импорта моторных топлив (кроме дизеля, это бензин и сжиженный газ). Другими интересными тенденциями стали сокращение источников поставок, количества импортеров и вместе с тем их укрупнение.

В прошлом году украинские компании импортировали дизтопливо из 16 стран, а на первую пятерку пришлось 93% поставок (см. рис. 1). Для сравнения, в 2023 году топливо завозили из 20 стран, а на ТОП-5 приходилось только 75% импорта.

Греческо-румынская борьба

По итогам прошлого года, 54% импорта, или 3,56 млн тонн, пришлось на поставки с южного направления. Основная борьба развернулась между поставщиками из Греции и Румынии. Это обострение произошло благодаря фактическому запрету со стороны СБУ на импорт дизтоплива с ряда болгарских нефтебаз, молдовского терминала в Джурджулешты, а главное, из турецких портов в Мармаре и Мерсине.

Больше всего от этого выиграли румыны — импорт оттуда увеличился на 34%, до 1,98 млн тонн. Заработал на этом в первую очередь всемирно известный трейдер Vitol, в прошлом году увеличивший продажи с 104 тыс. до 660 тыс. тонн и подвинувший прошлогоднего лидера Euronova Energies, который уменьшил поставки с 716 тыс. до 532 тыс. тонн. Большие объемы из Румынии отгружали также Oscar Downstream (134 тыс. тонн), Socar (123 тыс.) и Alkagesta (103 тыс. тонн).

Но наибольшая динамика роста все же наблюдается у греков, качнувшим больше в 2,7 раза — 1,36 млн тонн.

Топливо греческих производителей Hellenic Petroleum и Hellas поставляли два десятка трейдеров, но более 50% объемов пришлось на AGTG SA и Cantarell Trading.

Несмотря на такой скачок, будущее поставок из Греции сейчас туманно из-за довольно высоких цен продажи, которые во второй половине года начали капитально проигрывать предложениям из Румынии.

В свою очередь импорт дизтоплива из Турции обвалился втрое, до 196 тыс. тонн. Фактически оттуда доступен импорт только с завода STAR, принадлежащего азербайджанской Socar. С сентября по ноябрь там проходил масштабный ремонт, что сказалось на объемах. Кроме того, в прошлом году завод заявил о начале переработки нефти российского «Лукойла», что создало вокруг него токсичный шлейф.

С асфальта на рельсы

Самым мощным направлением импорта ДТ остается западная граница, где в свою очередь лидирует Польша. Объемы оттуда увеличились на 21%, до 1,72 млн тонн.

Первая половина года прошла в условиях противостояния польским перевозчикам и фермерам, блокировавшим границу с Украиной. Для обхода этого препятствия украинцы активно переориентировали поставки топлива с авто на железную дорогу. Как следствие, «железнодорожный» импорт вырос в полтора раза, до 1,59 млн тонн, а «автомобильный» упал почти втрое — до 131 тыс. тонн (см. рис. 2).

Проделки аграриев также ударили по объемам автопоставок из Латвии и Литвы, что логически способствовало росту спроса на железнодорожные объемы от крупнейшего польского производителя Orlen и частных польских трейдеров.

В прошлом году самые большие объемы дизтоплива из Польши привезла «Укрпалет-систем» (управляет сетью АЗС UPG), являющаяся совладельцем морского терминала в Щецине. Игрок нарастил поставки с 436 тыс. до 598 тыс. тонн.

Поставки Orlen увеличились с 447 тыс. до 608 тыс. тонн. Росту продаж способствовала активная работа с «Укрнафтой», которая в частности обеспечила массированный импорт морозостойкого дизтоплива для потребностей армии, а также часто была спасительной палочкой-выручалочкой для «Укрзалізниці», пока та не изменила условия закупки топлива в конце 2024 года.

Очень продуктивным выдался прошлый год для Unimot — крупнейшего частного энерготрейдера Польши. Его поставки дизтоплива выросли с 107 тыс. до 348 тыс. тонн. Трейдер оптимизировал железнодорожную логистику, что позволило значительно усилить ценовое предложение.

Укрупнение польского направления демонстрирует ослабление небольших трейдеров. Так, продажи Anwim упали почти вдвое, до 24 тыс. тонн. BP Polska смогла продать всего 3 тыс. тонн против 59 тыс. тонн в 2023 году. Указанные компании предлагали в основном автомобильные партии, вылетевшие с рынка из-за упомянутых забастовок.

Поставки из Литвы сократились на 8%, до 577 тыс. тонн. Это произошло вследствие ухода небольших трейдеров, в то время как литовский НПЗ Orlen Lietuva увеличил поставки в Украину с 444 тыс. до 527 тыс. тонн. Опять же, благодаря росту продаж железнодорожных объемов почти вдвое. Для этого производитель завершил реконструкцию нефтеперевалочного комплекса в Моцкаве (граница Литвы и Польши), после чего пропускная способность терминала по железной дороге увеличилась с 90 тыс. до 170 тыс. тонн в месяц.

Большие становятся еще больше

Прошлый год отметился уменьшением количества импортеров дизтоплива и увеличением закупок крупными компаниями (см. рис. 3). Если в 2023 году дизтопливо импортировали в среднем 318 компаний, то в 2024-м — 185. На ТОП-10 импортеров приходился 51% поставок, в 2024-м — 56% объемов.

Вершину рейтинга заняла ОККО — 789 тыс. тонн. Объемы лидера розничного рынка практически не изменились по сравнению с 2023 годом, но произошла некоторая диверсификация, в частности за счет поставок с Гданьского НПЗ.

С третьей на вторую ступеньку поднялся крупнейший оптовый трейдер страны — «АТ Энерго Трейд». В прошлом году компания увеличила импорт ДТ на 60%, до 678 тыс. тонн.

Третья ступенька за «Укрпалет-систем» — 631 тыс. тонн. Нетрудно заметить, что оператор пытается максимально загружать терминал в Щецине, откуда UPG получала 95% объемов.

Большие объемы также завозили компании WOG (445 тыс. тонн), «Пейд» (426 тыс.), «Мартин Трейд» (210 тыс.) и «Арстак» (161 тыс. тонн).

В 2024 году из ТОП-10 вылетели «Континенталь Трейд» и группа «Приват». Первая наделала много шума из-за фактического банкротства, показав ключевую проблему оптового рынка — минимальную маржу вследствие высокой концентрации трейдеров, имеющих разное представления о налоговой дисциплине в частности.

Звезда топливной империи Игоря Коломойского начала угасать с момента национализации «Укрнафты» и «Укртатнафты» осенью 2022 года, а в начале 2025-го наибольшая заправочная сеть страны уже стояла без топлива. Но это тема для отдельного материала.

***

Построенная в 2022 году новая система поставок нефтепродуктов из Европы продолжает надежно функционировать и укрепляться.

Изменения в структуре и направлениях импорта дизтоплива наглядно демонстрируют эволюцию рынка, который после шока 2022 года определяется с надежными источниками поставок в новых реалиях. На смену куче разноцветных зарубежных фирм и фирмочек, неплохо заработавших на хаосе 2022–2023 годов, приходят ключевые производители и международные трейдеры.

В свою очередь падает количество украинских импортеров, что является иллюстрацией сверхтяжелой и часто недобросовестной конкуренции на оптовом рынке. Именно на внутреннем рынке продолжатся основные изменения в 2025 году. Дальнейшее сокращение количества импортеров будет продиктовано введением закона о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов, создающего порог входа на этот стратегически важный рынок, вводя не только права, но и обязанности.

Весь мир и Украину в частности интересует, какой будет цена на топливо? Все внимание сейчас сосредоточено на действиях нового американского президента, который среди ключевых приоритетов своей политики провозгласил снижение цены на бензин для американцев путем увеличения добычи нефти американскими компаниями.

Если такое удастся, это повлияет на весь мировой рынок и действительно может привести к довольно ощутимому снижению цен. В 2024 году были все признаки профицита сырья, доказательством чего является сползание цен до средних 75 долл. за баррель, тогда как в 2022-м это было почти 100 долл., а 2023-м — 82 долл. за баррель.

Если добавить на рынок новые объемы, это может обвалить цены, потому что никто из добытчиков не хочет терять свою долю рынка. Борьба между Россией и Саудовской Аравией в начале 2020 года привела к падению цен до 20 долл. за баррель.

Единственный вопрос: действительно ли Трамп сможет обеспечить увеличение объемов добычи нефти? Сейчас мнения специалистов по этому поводу очень разнятся. В любом случае повышения цен, похоже, уже не ожидает никто.

Источник материала
loader
loader