Станет ли ЭКОПФЛ панацеей от беспорядка МСЭК?
Станет ли ЭКОПФЛ панацеей от беспорядка МСЭК?

Станет ли ЭКОПФЛ панацеей от беспорядка МСЭК?

Станет ли ЭКОПФЛ панацеей от беспорядка МСЭК?

С 1 января начался не только новый 2025 год, а и новая жизнь в вопросе экспертизы функциональных нарушений украинцев. До 2025 года вопросами «утраты трудоспособности» занимались медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК). Эти комиссии хорошо или плохо, но профессионально оценивали людей с болезнями. Кому-то продлевали пребывание на листах нетрудоспособности. Кому-то устанавливали инвалидность. А кому-то эту инвалидность не подтверждали.

В конце 2024 года было принято решение ликвидировать МСЭК и заменить их экспертными комиссиями по оценке повседневного функционирования лица (ЭКОПФЛ). Что это принесет пациентам? И что — врачам? Попытаемся разобраться.

Мало кто не слышал о разных скандалах, связанных с МСЭК, особенно во второй половине 2024 года. Фиктивные группы инвалидности целым коллективам чиновников, коррупционные скандалы и т.п. СМИ живо обсуждали все новые и новые информационные поводы, а люди удивлялись достаткам упоминавшихся в новостях руководителей МСЭК.

Единственный выход, который в этой ситуации нашла власть страны, — ликвидировать МСЭК, а их функции поручить лечебным учреждениям и врачам. К сожалению, если единственный инструмент — популизм, то другого решения и ждать нечего.

Через несколько месяцев было принято постановление Кабмина, дан старт принятию соответствующего закона и приказов Министерства здравоохранения. Именно для этой функции была создана электронная система. И начался процесс внедрения изменений.

В конце декабря 2024 года, когда обычные украинцы праздновали Рождество Христово, врачи тех больниц, где были созданы ЭКОПФЛ, день и ночь вводили полученные от МСЭК оцифрованные дела в новую электронную систему.

Электронная система, возмущенная таким бодрым и массовым ее «изнасилованием», отвечала взаимностью: то не давала выбрать дату осмотра, то делала невозможным сохранение введенных данных, то скрывала названия лечебных учреждений, а то и полностью «ложилась», и даже на сам сайт зайти было невозможно.

В то же время в Украине продолжались соревнования: кто больше дел успел ввести в систему. Лечение пациентов стало задачей практически второстепенной, потому что руководящие органы еще и постепенно передвигали дедлайн, оставляя все меньше дней на введение всего массива дел в электронную систему. Если сначала это требовали сделать до 1 января, то через несколько дней — уже до 29 декабря.

С горем и матами пополам героическими усилиями в электронную систему удалось внести дела, которые подавались в МСЭК в декабре, ноябре, октябре и даже в сентябре 2024 года… У кого-то из пациентов в это время закончился срок инвалидности. Кому-то надо было оформляться из-за длительного пребывания на листе нетрудоспособности. Без решения МСЭК врачи уже отказывались продлевать эту нетрудоспособность, потому что боялись получить денежное наказание от государства, которое не слишком беспокоится о качестве лечения или судьбе паллиативных пациентов с хроническими болями и без качественного обезболивания, зато очень эффективно сбивает деньги с врачей, если они что-то напутали с листами нетрудоспособности. Таковы, к сожалению, особенности организации украинской медицины.

Так же, в крайне срочном режиме, запускался процесс обучения врачей новым для них функциям. В спешке организованные вебинары содержали мало конкретной информации, зато бесконечно повторялись, заставляя медиков бросать работу, чтобы еще раз услышать то, о чем несколько дней назад уже шла речь на предыдущем вебинаре. Кроме срочной задачи внести в электронную систему сотни дел по МСЭК, так же срочно врачи должны были еще выучить содержание постановления Кабмина №1338. В нескольких группах, созданных в разных мессенджерах, ежедневно появлялись сотни сообщений, которые очень интересно было бы читать, если бы врачам, и без того работавшим в довольно интенсивном режиме, не нужно было в течение дня еще и оказывать медпомощь пациентам.

Лечебные учреждения (кто как мог) постарались создать все условия для полноценной работы новообразованных комиссий. Как работник онкологического центра могу отметить качественную работу руководства нашего учреждения.

С января 2025 года новообразованные экспертные комиссии начали принимать решения по пациентам, в отношении которых в отдельных случаях МСЭК не принимала решений с сентября 2024-го. Сформировались очень длинные очереди на месяцы работы.

К сожалению, вынужден констатировать: не все пациенты дожили до рассмотрения их дел. И иногда секретарю комиссии, звонившему, чтобы вызвать пациента на заседание (или в случае заочного оценивания — спросить о самочувствии), сообщали о том, что пациент уже умер… Таковы реалии.

Что же пациенты и врачи получат от нововведений?

Сразу замечу: оценивать рано. Многое должно оцениваться по плодам. И качество этих плодов можно будет определить через несколько месяцев или даже год-два.

Но уже сейчас можно увидеть как явные минусы, так и плюсы принятого решения. Начнем с минусов, наверное, чтобы закончить все же сладким.

По моему мнению, намного более правильным решением было бы вводить изменения (внедрение электронной системы и четкие критерии, прописанные наконец в постановлении Кабмина) без ликвидации МСЭК. Там нужно было навести порядок, но не ликвидировать структуру. Привлечь к ответственности тех, кто совершал преступления, и принимать нужные кадровые решения.

Повторюсь, хорошо или плохо, но МСЭК выполняли определенную функцию профессионально (годами учились ее выполнять) и занимались только этим. Сейчас это внезапно и срочно свалили на врачей, у которых, во-первых, нет опыта такой работы, а, во-вторых, они и без того часто перегружены своей основной работой. Теперь врачам, ставшим членами экспертных комиссий, процесс их основной деятельности максимально усложнили. Как ежедневная «кража» нескольких часов рабочего времени повлияет на качество работы этих врачей — вопрос риторический.

Еще раз замечу: внедрить изменения так спешили, что в начале работы экспертных комиссий созданная электронная система отказывалась работать и догоняла процесс уже по ходу. Сначала комиссии формировали офлайн-документы (бумажные) о рассмотрении дел. Чтобы потом, когда система заработает, вносить все это еще и туда. Впечатляющий пример «грамотной» организации процесса…

С учетом всего этого ожидаю определенный процент и ошибочных решений, и недовольных пациентов. Поэтому еще раз: врачам дали срочную задачу научиться выполнять новые для них функции в крайне ограниченные сроки. Иметь представление об определенных принципах такой работы — одно, а принимать решение на практике — совсем другая история. Надо еще учитывать тот факт, что из-за продолжительной бездеятельности МСЭК до ликвидации (причем даже без намека хотя бы на какую-то ответственность за это) образовались огромные очереди на рассмотрение дел. Но все, что можно было наделать, уже наделали. И этого, к сожалению, не изменить.

Еще один существенный недостаток такого решения — оно внесло дополнительную распрю между врачами, вплоть до вражды. Было время, когда пациентов на МСЭК направляли все — и врачи разных специальностей, и участковые терапевты. Потом большинство этой работы свалили на семейных врачей. Врачи разных специальностей привыкли давать в этом вопросе распоряжения семейным врачам — об «оформлении на МСЭК по месту проживания». Теперь они понимают, что большинство случаев от семейных врачей вернется к ним. Начались ссоры. Врачи разных уровней и специальностей написали и высказали уже много «теплых слов» в адрес коллег.

Если бы власть была готова слушать советы, то хотелось бы отметить: крайне необходимо создать четкую понятную систему, которая учитывала бы загруженность каждого уровня оказания медицинской помощи и реальный необходимый уровень специфических знаний для направления пациентов на ЭКОПФЛ. Это обеспечивало бы понимание: когда и кто должен направлять пациентов на такую оценку и кто будет принимать решение в конфликтных ситуациях. Достаточно уже ругать между собой врачей разных уровней и специальностей. Организуйте процесс направления по-человечески! Для этого нужно качественно проанализировать возможные клинические ситуации и оптимизировать процесс с точки зрения медицинских, клинических интересов пациента.

Несмотря на всю мою критичность в отношении к этому процессу, все же есть здесь, по моему мнению, плюсы и преимущества:

  1. Четкие критерии для заочного оценивания. Есть целая когорта серьезно больных пациентов, которым для прохождения комиссии не нужно ехать на нее физически. Для определенных пациентов это очень важно и избавляет их от лишнего физического и эмоционального истощения.
  2. Четкие критерии по сроку, на который устанавливается группа инвалидности: в каких случаях нужно давать группу на год, в каких — на два-три-пять, а в каких — бессрочно.
  3. Сама по себе электронная форма направления на ЭКОПФЛ, по моему мнению, — просто огромный шаг вперед. В ней предусмотрена оценка врачом функциональных нарушений. Особенно в случаях заочного оценивания это существенно поможет комиссии утвердить решение по инвалидности.

По крайней мере на определенное время, пока это у всех на слуху и многие напуганы, думаю, нововведение снизит коррупционные риски.  Эффективно ли это в долгосрочной перспективе? В эффективность именно такого решения я не очень верю. Еще и при том, что мотивация врачей к этой работе отдана на откуп человеческому фактору. Хорошо, если руководство действует порядочно по отношению к своим работникам, как у нас. Но я слышал о больницах, где врачей просто заставили («Это ваше рабочее время»), не предусмотрев за эту работу никакой оплаты. Ну, просто как в анекдоте: «Пистолет выдали — а там крутись как можешь».

Думаю, что на некоторое время интенсивность хамства и унижения пациентов, которые будут проходить ЭКОПФЛ, существенно снизится. Пока новая система и медицинские работники к ней не привыкнут.

Позитивным считаю то, что лечение, направление на ЭКОПФЛ и саму оценку пациент сможет получать в одном лечебном учреждении. Для него так будет намного удобнее. А если учесть то, что в системе предусмотрена предварительная запись на дату и время рассмотрения дела, то это кажется просто мечтой — теперь в ожидании приема в комиссии не нужно будет часами сидеть в очереди.

Скажу честно: если бы позитивные изменения вводили, сохранив МСЭК, да еще и профессионально их внедряли (не затягивая, но и без спешки и вымогательства для этого сверхусилий), то была бы возможность создать чуть ли не идеальную модель реализации этой функции. К сожалению, в нашей стране есть люди, которым профессионально и планово скучно, нужна «движуха». А я хотел бы, чтобы в стране была именно профессиональная модель менеджмента здравоохранения и профессиональная реакция на проблемы, возникающие как у пациентов, так и у медицинских работников. А также адекватная и профессиональная (не тоталитарная, а именно профессиональная!) реакция на критику. Надеюсь, это все же реально.

Пациентам посоветую: заводите себе электронную почту и пользуйтесь ею. Это может оказаться очень полезным и удобным в вопросе переписки с экспертными комиссиями. Использование электронной почты — не слишком сложная задача, поэтому те, кто может это сделать (самостоятельно или с помощью родственников, знакомых), — делайте.

Коллегам посоветую запастись терпением: пережив первые месяцы такой работы, в дальнейшем есть шансы втянуться. А также попробовать модель взаимоуважения во время общения, в частности, между врачами разных уровней и специальностей. Всем стоит оформить направление ЭКОПФЛ хотя бы для нескольких пациентов, чтобы посмотреть, как работает система. Оформить планово. Чтобы, когда эта задача будет стоять как срочная, уже ориентироваться в системе.

Каждой экспертной комиссии посоветую иметь на заседаниях на рабочем столе компьютеров ссылки на постановление КМУ №1338. Это удобно.

И очень надеюсь, что издевательств над пациентами, о которых мы так часто слышали, когда речь шла о посещении МСЭК, действительно станет меньше. И что им намного легче будет проходить все эти этапы и круги решения вопроса. Надеюсь также, что и врачи выдержат. И вот такое решение вопроса и такие методы внедрения изменений не приведут к катастрофе всеукраинского масштаба. Тогда будем жить. И, возможно, даже доживем до качественного и адекватного менеджмента медицинской системы в Украине.

 

Источник материала
loader