Международный уголовный суд (МУС) добивается выдачи ордеров на арест лидеров движения «Талибан» за предполагаемые преступления на гендерной почве, поскольку эта группировка продолжает подавлять права женщин в Афганистане.
Новость о том, что МУС возбудил дело против двух высокопоставленных чиновников «Талибана», встретила немедленный отклик была немедленно одобрена афганскими женщинами и правозащитниками, пишет CNN.
Это «дает нам надежду на то, что наши голоса не забыты - что мир все еще слышит наш призыв к равенству и справедливости», - сказала афганская активистка, которая в условиях жестких ограничений проводит уроки базовой грамотности для девочек в сельских районах Афганистана «от двери к двери». Она попросила не называть ее имени, опасаясь репрессий.
В заявлении, сделанном в четверг, 23 января, главный прокурор МУС Карим Хан заявил, что «есть достаточные основания полагать, что верховный лидер талибов Хайбатулла Ахундзада и главный судья „Исламского эмирата Афганистан“ Абдул Хаким Хаккани несут уголовную ответственность за преступление против человечности - преследование по признаку пола».
«Мой офис пришел к выводу, что эти два гражданина Афганистана несут уголовную ответственность за преследование афганских девочек и женщин, а также лиц, которых талибы считали не соответствующими их идеологическим ожиданиям в отношении гендерной идентичности или самовыражения, и лиц, которых талибы считали союзниками девочек и женщин», - заявил главный прокурор МУС Карим Хан.
Оппозиция талибам «жестоко подавляется путем совершения преступлений, включая убийства, тюремное заключение, пытки, изнасилования и другие формы сексуального насилия, насильственные исчезновения и другие бесчеловечные действия», - говорится в заявлении Хана.
Заявки на выдачу ордеров на арест, запрашиваемые прокурором МУС, еще должны быть одобрены судьей. Если ордера будут санкционированы, суд, базирующийся в Нидерландах, который не имеет собственного механизма принудительного исполнения, будет полагаться на поддержку стран-подписантов для проведения арестов.
Прокурор добавил, что в ближайшее время его офис будет добиваться выдачи новых ордеров на арест других высокопоставленных членов «Талибана».
С тех пор как в августе 2021 года талибы вновь захватили контроль над Афганистаном, женщины и девочки были практически вычеркнуты из общественной жизни. Изначально правительство талибов представляло себя более умеренным, чем та версия группировки, которая правила в 90-е годы, и даже заявляло, что позволит женщинам продолжить образование. Вместо этого жесткая исламистская группировка сделала обратный ход и запретила женщинам поступать в университеты, закрыла средние школы и салоны красоты, а также запретила женщинам работать в неправительственных организациях, в том числе в ООН.
Один из последних указов правительства талибов гласит, что новые здания не должны строиться с окнами, через которые можно увидеть женщин. Существующие здания с окнами должны быть замурованы или закрыты. «Видеть женщин, работающих на кухне, во дворе или набирающих воду из колодцев, может привести к непристойным действиям», - сказал Забихулла Муджахид, представитель правительства.
Организация Human Rights Watch (HRW) приветствовала подачу заявок на выдачу ордеров на арест в четверг, назвав их «напоминанием о том, что правосудие может восторжествовать».
Ни одна страна официально не признает талибов законными правителями Афганистана, но некоторые государства, такие как Россия, Китай и Пакистан, установили дипломатические отношения с этой группировкой.
Напомним, группировка "Талибан", которая сейчас руководит Афганистаном, хочет "перезагрузить" отношения с СШАна фоне возвращения в Белый дом президента-республиканца Дональда Трампа. Также талибы хотят получить доступ к более чем девяти миллиардам долларов США резервов Центробанка Афганистана, которые были заморожены три года назад.
"Мы стремимся к новой главе в отношениях с администрацией Трампа и хотим, чтобы новая администрация Трампа ответила нам взаимностью", - заявил глава политического офиса "Талибана" в Катаре Мохаммад Сухаил Шахин.
Установление нормальных отношений с США помогло бы талибам получить международное признание их правительства, а получение средств стало бы огромным облегчением для группировки, которая находится в тяжелом финансовом положении, пытаясь восстановить экономику, разрушенную санкциями и потерей международной помощи.