Интеграция или имитация? Что выбирает Украина на пути в ЕС
Интеграция или имитация? Что выбирает Украина на пути в ЕС

Интеграция или имитация? Что выбирает Украина на пути в ЕС

Интеграция или имитация? Что выбирает Украина на пути в ЕС

Если украинцы что-то и умеют, то это имитировать цивилизованность. Мы примем все лучшие практики, какие только можно, наиболее высокие стандарты, самые строгие требования… Чтобы в итоге главу налоговой без какого-либо конкурса назначал офис президента. Чтобы, положив на решение наблюдательного совета Агентства оборонных закупок, министр обороны заводил туда нового руководителя постом в Telegram. Чтобы в 2025-м арестовывать главного психиатра ВСУ, надеясь, что никто не вспомнит, что в 2017 году его с этой же должности и по тем же обвинениям уже арестовывали…

На этом фоне декабрьская амбиция президента Владимира Зеленского, что у Украины есть цель «открыть в следующем году все кластеры» в переговорах о вступлении в ЕС, выглядит издевательством. И над нашими европейскими партнерами, и над всеми нами.

Евроинтеграция — это вообще не вопрос амбиций, даже пренебрежение утвержденными процедурами и параллельное рассмотрение всего, что только можно, не позволят пройти все процессы настолько быстро. Да и мы, как никто, заинтересованы в наилучшей подготовке, то есть не быстрой, потому что степень нашей готовности будет определять, перевесят ли выгоды от членства в ЕС те риски, которые оно неизбежно принесет.

Желание Зеленского просить невозможное, чтобы получить хоть что-то, понятно. Непонятно, почему наши евроинтеграционные стремления присутствуют только на словах, на деле же мы демонстрируем диаметрально противоположные, буквально враждебные европейским, ценности.

По словам европейских дипломатов, наши планы на этот год значительно скромнее. Речь идет, скорее, о возможном открытии переговоров по трем кластерам в течение 2025 года. «У нас есть цель открыть два кластера — надеемся, во время председательства Польши в Совете ЕС, и, возможно, третий кластер при председательстве Дании, которое будет идти сразу за польским. Конечно, все эти шаги должны быть приняты государствами — членами ЕС единогласно и будут зависеть от прогресса Украины», — отметил проинформированный собеседник ZN.UA.

Интриги в том, с чего стартуют переговоры, нет, они всегда открываются так называемым фундаментальным кластером, его же и закрывают последним, после рассмотрения всех остальных кластеров (см. справку).

Справка ZN.UA:

Процесс европейской интеграции Украины предполагает группирование законодательства ЕС на 35 разделов и шесть кластеров. Приоритетным является так называемый фундаментальный кластер, или «Фундаментальные сферы». Он охватывает пять ключевых разделов: государственные закупки, статистика, судебная система, правосудие и финансовый контроль. Этот кластер открывается первым и закрывается последним, поскольку содержит критические для евроинтеграции элементы: реформу государственного управления, функционирование демократических институтов и экономические критерии.

Другие кластеры:

Кластер 2. Внутренний рынок (свободное движение товаров, услуг, капитала).

Кластер 3. Конкурентоспособность и инклюзивный рост.

Кластер 4. Зеленая повестка дня и устойчивая связь.

Кластер 5. Ресурсы, сельское хозяйство и выравнивание.

Кластер 6: Внешние отношения.

Критерии прогресса:

  • Выполнение всех обещанных реформ.
  • Прохождение официального скрининга законодательства.
  • Демонстрация последовательного прогресса в имплементации европейских стандартов.
  • Успешные процедуры в Совете ЕС (три единогласных решения Совета ЕС).
  • Выполнение всех обещанных реформ.
  • Прохождение официального скрининга законодательства.
  • Демонстрация последовательного прогресса в имплементации европейских стандартов.
  • Успешные процедуры в Совете ЕС (три единогласных решения Совета ЕС).

«Это очень важный этап, поскольку фундаментальный кластер самый сложный. Не только для Украины, но и для любой страны. Более того, Украина имеет определенные преимущества на этом пути, поскольку вы начали работать с нами над фундаментальными реформами еще до начала процесса вступления в ЕС», — заметила в комментарии ZN.UA пани Посол ЕС в Украине Катарина Матернова.

Дипломат нас ободряет: «Вы не начинаете с нуля: создание антикоррупционных институтов, реформы судебной системы, реформирование прокуратуры и базовые рыночные экономические реформы, которые уже произошли, являются составляющими этого кластера. Я бы также отметила ускорение, произошедшее за последние два с половиной года на этом пути реформ. Состоялись разные встречи по этому фундаментальному кластеру, в частности по вопросам государственных закупок, судебной реформы и другим. На основе этих встреч был подготовлен отчет, который должен быть рассмотрен Советом ЕС, который должен рассмотреть и единогласно утвердить его».

Впрочем, мы прекрасно понимаем подлинность этих реформ: антикоррупционные органы «портятся», как залежалые овощи на прилавке, споры плесени уже добрались до всех, включительно с НАБУ; реформированные судьи до сих пор поражают наглыми решениями и родственниками-миллионерами; прокуроры через одного «с особыми потребностями». А рыночность нашей экономики определяется исключительно тем, с каким периодом ее сравнивать. По сравнению с УССР мы, конечно, очень рыночные, но мы же не с УССР должны себя сравнивать в 2025-м, не правда ли?

Каждая новость наподобие упомянутых в начале этого текста (а у нас таких по три в неделю) очень усложняет переговоры с европейскими партнерами, наглядно демонстрируя, как сильно на самом деле мы обманываем как их, так и самих себя.

Конечно, все не без греха, что тут говорить, между Берлином и Бухарестом — пропасть, между Лиссабоном и Прагой — бездна. На мнимые реформы всегда можно закрыть глаза, поскольку в целом никто не против расширения. По одной простой причине — чем ты слабее, уязвимее в союзе, тем чаще будешь проигрывать сильным странам рабочую силу, рынки сбыта, технологии. И политическая ситуация сейчас другая, есть те, кто всегда против, как Словакия или Венгрия. Они руководствуются исключительно лозунгами, заученными в Кремле. Они не упустят возможности в который раз ткнуть нас мордочкой в нашу же лужу и организовать по этому поводу подход к прессе. С учетом того, какой длинный и сложный путь мы должны пройти, способность нынешней украинской власти подыгрывать нашим оппонентам в ЕС откровенно напрягает.

Катарина Матернова в комментарии ZN.UA коротко очертила процедурные вопросы: «После утверждения украинская сторона будет обязана предоставить три дорожные карты (по демократическим институтам, верховенству права и публичному администрированию) и план действий по национальным меньшинствам. Как только государства-члены согласятся, что их требования выполнены, они согласуют мандат на переговоры ЕС. Следовательно, до открытия раздела остаются значительный объем работы и три единогласных решения государств-членов».

Три единогласных решения только на первом этапе, а затем процедура каждый раз будет повторяться.

«Насколько быстро это можно сделать? Это зависит в первую очередь от качества дорожных карт и плана действий. Но значение имеют и позиции стран, принимающих решение. Мы надеемся, что это можно будет сделать где-то весной 2025 года. Председательство Польши в Совете ЕС стремится ускорить этот процесс», — отметила в комментарии для ZN.UA пани Посол ЕС в Украине.

Источники в дипломатических кругах ЕС склоняются к мнению, что следующим за фундаментальным будут открывать кластер «Внешние отношения», который условно более легкий для выполнения. Третьим же кластером, вероятнее всего, станет «Внутренний рынок». О нем тоже можно услышать много преисполненных оптимизма мнений, что существующее Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС закрывает часть составляющих этого кластера.

Однако здесь в Украине не все этот оптимизм разделяют. Мы сейчас не о здравом скепсисе, мы о нездоровом саботаже. В условном «клубе белого бизнеса» далеко не все белые, поэтому в кулуарах местные бюрократы уже сейчас, до начала переговоров как таковых, опасаются сопротивления не только внешнего, но и внутреннего — от крупного украинского бизнеса, который «и без всех этих европейских регуляций живет неплохо».

Задумайтесь, было ли возможным в ЕС решение о сверхжестком налогообложении частных посылок, от которого очевидно выигрывают крупные ритейлеры и проигрывают простые граждане? А вездесущая серая контрабанда и продажа без постаудита, потому что его как явления нет? А систематическое занижение экспортной стоимости со всякими перепродажами самим себе и изменением экспортных кодов прямо в море? Первое, что бросается в глаза при анализе наших внешнеторговых операций, — разница в практиках при торговле со странами ЕС, где обычно все прилично, и с другими странами, где слова «приличие» может и в словаре не быть.

Нечего греха таить, в Украине есть целый пласт предпринимателей, бизнес-модели которых не работают, если они будут играть даже по нашим правилам, тем более по правилам ЕС. Они глухи к аргументам о том, что евроинтеграция подарит им здоровую конкурентную среду, защиту от злоупотреблений, доступ к инвестициям, новые рынки сбыта, рост платежеспособности на собственном рынке. Все перечисленное — это трансформации средне- и долгосрочных перспектив, а они мыслят горизонтами отчетного периода и электорального цикла. Поэтому даже если мы откроем в этом году переговоры по кластеру «Внутренний рынок», закрывать их мы будем очень непросто, учитывая объем законодательства, которое в него входит, и ожидаемое сопротивление местных лоббистов каким-либо изменениям.

Прибавляем к бизнес-сопротивлению упомянутую выше уникальную способность украинской власти проводить законодательные изменения ради принятия, а не выполнения, и все наши евроинтеграционные амбиции можно смело умножать на нуль.

Между тем что с политической точки зрения, что с экономической, но евроинтеграция сейчас является единственной возможностью Украины успешно пройти и нынешний экономический кризис, и послевоенное восстановление.

Год назад мы подчеркивали, что, несмотря на все планы партнеров, мы должны готовиться к интеграции по собственному плану, который должен быть значительно более широким и сложным для выполнения, чем принятие закона о лоббизме или изменения в антикоррупционном законодательстве. Ведь наша доля выгод от вступления в ЕС напрямую зависит от того, какой на тот момент интеграции будет наша экономика и в каком направлении будет развиваться. Общий рынок — это постоянная борьба за место на нем. Прозрачные границы — это хроническая миграция образованной молодежи в более богатые страны. Общая валюта — чрезвычайный риск и хроническая зависимость монетарной политики от общей температуры в евросоюзовской больнице. Сближение бизнес-сред — бесконечная конкуренция со странами-соседями в налоговых и административных регуляциях.

За прошедший год мы не увидели не то что внутреннего плана или хотя бы осознания его необходимости, мы наблюдаем систематическое пренебрежение даже базовыми нормами приличия в отношениях с европейскими партнерами. Будет досадно, если все закончится не начавшись, потому что кто-то на Банковой решил, что он самый умный. Но еще хуже будет, если результатом евроинтеграции станет только ширма из правильных законов и регуляций, за которой спрячут неизменно непригодные украинские реалии.

К сожалению, только от нас зависит, сколько пользы нам принесет членство в ЕС.

Источник материала
loader
loader