И в США, и в СССР к созданию ядерного оружия приобщались украинские физики
Ядерные угрозы России и потенциал этого вида оружия снова поднимают дискуссии о необходимости такого вооружения и в Украине. "Телеграф" напоминает, как развивалось изобретение ядерного оружия в мире, как украинец причастен к взрыву в Нагасаки и почему недоверие советской власти к харьковским ученым отбросило СССР на вторую строчку в разработке атомного оружия.
Манхеттенский проект
Манхеттенский проект являлся научно-исследовательской программой, начатой во время Второй мировой войны с целью производства первого ядерного оружия. С 1942 по 1946 год генерал-майор Лесли Гроус из Инженерного корпуса армии США руководил проектом. В начале 1943 года генерал Гроус создал лабораторию по проектированию и разработке бомб в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, вместе с некоторыми из ведущих ученых мира под руководством Дж. Роберта Оппенгеймера.
Одним из них был Георгий Костяковский (1900-1982). Он родился в Киеве, получил хорошее образование и вынужден был уехать за границу после революции 1917 года. Однако он успел повоевать в рядах русской Белой армии. Костяковский защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете в 1925 году, а затем приехал в США, где преподавал.
Костяковский присоединился к Манхеттенскому проекту в конце января 1944 года и стал руководителем отдела имплозии. Под его руководством были созданы сложные взрывные линзы, необходимые для равномерного сжатия плутониевой сферы для достижения критической массы. Именно плутониевой была бомба, сброшенная на Нагасаки. Вместе с бомбой, сброшенной на Хиросиму, они убили по меньшей мере 200 тысяч человек.
Манхэттенский проект привлек почти 130 000 человек и стоил почти 2 миллиарда долларов США (эквивалентно примерно 27 миллиардам долларов в 2023 году)
Советская ядерная программа и украинцы в ней
В довоенное время украинские учёные работали на переднем крае ядерных исследований в Советском Союзе. В течение 1920-х и 1930-х годов Украинский физико-технический институт (УФТИ) в Харькове являлся ведущим в области ядерной физики в Советском Союзе. В 1932 году ученые института первыми в мире воспроизвели опыты английских ученых по ядерному разделению быстрыми протонами.
В 1940 году двое молодых атомщиков института В.В. Шпинель и В. Маслов предложили первую действующую схему изготовления ядерного взрывчатого вещества – поняли, как производить оружейный уран, и разработали конкретные технические предложения для достижения этой цели путем обогащения урана центрифугой. Но у молодых ученых оказалось достаточно критиков, чтобы не дать продолжать исследование.
Вторжение Германии в Советский Союз и скептические оценки бюрократами в Москве идей ученых помешали Харькову стать центром советских ядерных разработок — основные лаборатории физики и оружия были в конце концов сосредоточены в России. В 1942 году советский физик Георгий Флеров обратился к Сталину с секретными письмами, предупреждая об опасности промедления с разработкой атомного оружия и отмечая его решающую важность. После этого Сталин отозвал физиков из военных служб и поручил руководство проект атомной бомбы Игорю Курчатову и Анатолию Александрову.
Анатолий Александров родился в Киевской области в 1903 году, окончил в Киеве школу, воевал в армии Врангеля с советскими войсками. Однако не сбежал с ними в Турцию. Впоследствии выучился на физмате Киевского университета, преподавал в школе. После окончания учебы в 1930 году Александров получил приглашение от физика Абрама Иоффе работать в Ленинграде. Во время второй мировой войны он вместе с Игорем Курчатовым разработал систему размагничивания кораблей для защиты от немецких морских мин, известную как LPTI.
В 1943 году их лаборатория отделилась от Института Иоффе и переехала в Москву для работы над советским атомным проектом. С 1946 по 1955 год Александров занимал должность директора Института физических проблем, заменив Петра Капицу (именно он был одним из критиков харьковских атомщиков). Он внес огромный вклад в развитие атомной программы СССР.
Когда Советский Союз узнал об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, все силы были брошены на наверстание упущенного. В августе 1949 года СССР успешно опробовал свою первую атомную бомбу, став вторым ядерным государством. Во многом это была заслуга шпионов.