Президент Украины Владимир Зеленский выразил поддержку закупки у Болгарии энергоблоков российского производства для достройки двух реакторов на Хмельницкой атомной электростанции. По его словам, эта инициатива обеспечит дополнительные 2 ГВт электроэнергии для страны, что особенно важно в зимний период. Критику приобретения оборудования Зеленский объяснил нежеланием некоторых людей терять доходы от более дорогих источников энергии.
Об этом глава государства заявил в своем вечернем обращении после принятия соответствующего закона Верховной Радой.
Парламент 261 голосом "за" одобрил во втором чтении и в целом законопроект №11392, разрешающий выделение из госбюджета от 600 млн евро до 1,1 млрд долларов на приобретение реакторов в Болгарии. Это оборудование София закупила в 2015 году у России, но позже отказалась от него.
"Это больше 2 ГВт электричества для Украины. Сейчас, в сложные зимние месяцы, мы импортируем примерно такой же объем электроэнергии. Наши достроенные энергоблоки позволят Украине даже зимой обходиться без импорта и помогут сдерживать рост цен на электроэнергию.
Конечно, есть критикующие голоса, но это те голоса, которым дешевая энергия в Украине просто невыгодна. Они свой карман или тех, от кого зависят, наполняют от более дорогой энергии, чем атомный.
Я благодарен депутатам, которые сейчас поддержали энергетическую независимость и промышленное развитие Украины", – заявил Зеленский.
Закупка оборудования вызвала критику у ряда экспертов, политиков и общества. По мнению оппонентов, приобретение реакторов, произведенных в России, противоречит политике энергетической независимости Украины.
В частности, корреспондент ZN.UA Игорь Маскалевич в своей декабрьской статье "Атомных авантюристов не унять" рассказывал, что история с достройкой Хмельницкой АЭС является "мыльным пузырем", на котором только хотят нагреть руки руководители энергетической отрасли. И не только украинские. Он отмечал, что Болгария, кроме Украины, вряд ли сможет найти другого покупателя на реакторы ВВЭР-1000, а сумма сделки существенно превышает первоначальную стоимость оборудования, уплаченную России.