Минус балл за качество выполнения реформ. Что означает просадка Украины в Индексе восприятия коррупции-2024
Минус балл за качество выполнения реформ. Что означает просадка Украины в Индексе восприятия коррупции-2024

Минус балл за качество выполнения реформ. Что означает просадка Украины в Индексе восприятия коррупции-2024

Минус балл за качество выполнения реформ. Что означает просадка Украины в Индексе восприятия коррупции-2024

35 балловиз 100 возможных и 105-е место среди 180 стран — таков результат Украины в Индексе восприятия коррупции-2024 (Corruption Perceptions Index, CPI). То есть за год в исследовании Transparency International мы потеряли один балл.

Что повлияло на такое уменьшение, как и кто нас оценивал и вообще как нам выбираться из такого застоя, разберемся подробнее.

Как работает индекс и о чем говорят наши баллы

В последнем исследовании Украина заняла позицию ниже среднего мирового балла 2024 года (43 балла), это означает, что нашу страну воспринимают как более коррумпированную.

Впрочем, просадка показателей Украины вкладывается в общие тенденции по восприятию коррупции в нашем регионе. Тем более, по меркам индекса, минус балл — это изменение в рамках погрешности, которая, впрочем, свидетельствует о некотором застое и весьма формальном подходе к выполнению реформ. Но что значит в рамках погрешности?

СPI — это достаточно объемное исследование, влекущее за собой некоторую удаленность событий, которые Индекс охватывает. Причина в том, что массив данных о стране, которые собираются и обрабатываются, очень большой и на его обработку нужно много времени. Индекс построен на основе 13 исследований разных авторитетных учреждений, и каждый из отчетов охватывает разные периоды. Но объединение таких разных оценок в конце концов дает сбалансированный результат, хотя каждый источник фокусируется на немного разных аспектах и оценивает разное количество стран.

Украинская коррупция заставляет бизнес покидать страну. Что с этим делать?

Например, Украину на этот раз оценивали восемь из 13 исследований. И важно отметить, что половина из них охватили только события 2023 года. Другие исследования сосредоточились на периоде до сентября 2024-го. Из-за этого многие события, происходившие в 2024 году, будут больше отображены уже в следующем индексе.

К тому же сейчас Transparency International скорректировала перерасчет оригинальных показателей исследований в 100-балльную шкалу СРІ, что также сказалось на финальных результатах стран.

На протяжении всего предыдущего года регулярно вспыхивали скандалы вокруг топ-чиновников: журналисты из Bihus.Info не только нашли работников СБУ, которые организовали слежку за ними, но и рассказали  о сливах в НАБУ, в международных изданиях распространился скандал с возможной коррупцией на восстановлении в Гостомеле. А в новостях чуть ли не ежедневно появлялись все новые сообщения о взятках в МСЭК. Но именно из-за того, что индекс охватил лишь часть указанных событий, просадка Украины оказалась настолько незначительной.

 

Разница между результатом в индексе и событиями «на земле» — распространенное явление. Например, в Сербии, которая тоже потеряла один балл, с ноября прошлого года на фоне роста влияния местного президента и дисбаланса власти продолжаются многочисленные национальные протесты против коррупции в правительстве. Другой пример — у Грузии не изменился результат, хотя с октября там начались уличные протесты против итогов выборов, а власть связана с клептократическими сетями и вообще решила приостановить евроинтеграцию.

За что Украину пожурили, а за что похвалили?

Несмотря на изменения в рамках погрешности, в результатах исследования мы начинаем прослеживать системную негативную тенденцию. Так, Украина потеряла в глазах экспертов пять из восьми исследований, а именно:

  • рейтинга рисков стран аналитического отдела журнала The Economist (18 баллов), который фокусируется на прозрачности бюджета, нецелевом использовании средств, взяточничестве и назначениях на должности в государственном секторе;
  • рейтинга рисков стран организации S&P Global Insights (32 балла), которая сосредоточивается на рисках взяточничества во время импорта / экспорта, получения государственных контрактов и занятия бизнесом;
  • международного обзора рисков по странам группы PRS (33 балла), которая акцентирует внимание на кумовстве и покровительстве, подозрительных связях между политикой и бизнесом, обмене услугами, тайном финансировании политических партий;
  • опроса экспертов индекса коррупции проекта «Вариации демократии» (33 балла), который обращает основное внимание на коррупцию в исполнительной, судебной и законодательной ветвях власти;
  • опроса мнения менеджеров от Всемирного экономического форума (40 баллов), сосредоточенного на распределении государственных средств и взяточничестве.

Завладение землей в Киеве: во время новых обысков обнаружены миллионы долларов

Итак, если подвести итог, то во многих случаях наша страна показала себя хуже именно в исследованиях, сосредоточенных на политической коррупции. А с этой точки зрения негативное влияние могли дать закупочные скандалы в оборонке и энергетической сфере, история с утечкой данных в НАБУ, назначение Елены Думы главой АРМА вопреки предостережению общественности и другие аналогичные неприятные истории последних лет. К тому же, как мы уже отмечали, именно в течение последних двух лет были зафиксированы новые случаи давления власти на журналистов и активистов.

Вместе с тем немного выровнять баллы Украины помогли три других исследования, в которых мы немного выросли:

  • отчет Nations in Transit от правозащитников Freedom House (37 баллов), который оценивает бюрократию, защиту изобличителей, имплементацию антикоррупционного законодательства;
  • индекс трансформации Фонда Бертельсманна (51 балл), который обращает внимание на предотвращение коррупции, медийное и юридическое преследование коррупционеров;
  • индекс верховенства права от проекта «Глобальная справедливость» (34 балла), который оценивает использование официальной должности для получения частной выгоды.

Так, в последнем исследовании, где мы набрали один балл, наиболее позитивным изменениям подверглась судебная сфера. Очевидно, это случилось из-за задержания бывшего председателя Верховного суда Всеволода Князева в мае 2023 года, перезапуска ВСП в январе 2023-го и ВККС в июне 2023 года, старта конкурса в Конституционный суд и т.п.

Фонд Бертельсманна, по исследованию которого Украина прибавила два балла, положительно отозвался о процессах диджитализации, что сужает пространство для коррупции, и частичной деолигархизации страны, что привело к ослаблению влияния представителей крупного бизнеса. Также эксперты заметили активизацию антикоррупционных расследований НАБУ и САП, которые за последние два года возбудили ряд дел против бывших нардепов, бывшего министра Минагрополитики, бывшего председателя ФГИУ, ГСА и других топ-чиновников.

Однако о равенстве чиновников перед законом в отчете сейчас речь не идет из-за общей коррумпированности правоохранительной и судебной системы. Исследователи отмечают, что борьба с коррупцией по приоритетности уступила победе в войне, а ограниченный доступ к публичным данным порождает коррупционные риски.

В отчете от экспертов Freedom House речь идет об успехе антикоррупционных институтов в изобличении и правовой оценке коррупции в оборонных закупках (в начале 2023 года также обновили закупочное законодательство в сфере обороны). Кроме того, правозащитники отметили, что вернули обязательные электронные декларации для чиновников и отложили запуск реестра олигархов после замечаний, полученных от Венецианской комиссии. Вместе с тем Freedom House предостерегает от саботажа определенными коррупционерами Государственной антикоррупционной программы, принятой в марте 2023 года.

Где искать пути для роста Украины в СРІ?

То, что наши успехи в борьбе с коррупцией большей частью связаны с выполнением международных обязательств и рекомендаций Еврокомиссии, в который раз подтверждает: евроинтеграция нашей страны неразрывно связана с борьбой с коррупцией.

Украине нужно наработать амбициозные и всеобъемлющие дорожные карты для вступления в Европейский Союз. В этом году в переговорах с ЕС может открыться первый и самый сложный кластер «Основы» (Fundamentals), в котором есть переговорный раздел 23 «Правосудие и фундаментальные права», и именно к нему относится борьба с коррупцией. Однако в нашем случае антикоррупционный компонент будет включен в каждый кластер разговоров со странами ЕС: от сельского хозяйства, окружающей среды и социальной сферы до таможни, транспорта и энергетики.

Поэтому источниками советов для улучшения ситуации с коррупцией должны служить недавно разработанный скрининговый отчет, а также отчеты Еврокомиссии о расширении, которые содержат много евроинтеграционных требований. Именно они должны стать ключом для рывка Украины в индексе.

Кроме того, ряд реформ содержится в других документах. Например, в дорожной карте по восстановлению Ukraine Facility Plan, за выполнение требований которого мы получаем денежную помощь от ЕС. Стоит вспомнить и меры, указанные в Программе МВФ в рамках Механизма расширенного финансирования (EFF). Выполнение этих рекомендаций позволяет обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность Украины и продолжает играть для нас важную роль.

Но что самое важное — власть должна рассматривать выполнение всех этих требований как марафон ради усиления Украины, а не спринт на короткую дистанцию ради денег, каким бы приоритетным ни было заделывание дыр в бюджете. Если формально поставить галочки возле реформ, это не даст стратегических результатов, поэтому мы должны играть вдолгую.

Тогда Украине, возможно, удастся продемонстрировать эффективную борьбу с коррупцией, чтобы мы действительно смогли стать членом Европейского Союза до 2029 года, как прогнозировал комиссар ЕС по вопросам расширения.

Источник материала
loader
loader