Реализация крупных инвестиционных проектов в Украине зависит от обеспечения страхования военных рисков. В свою очередь, стоимость и доступность такого страхования зависит от надежности данных о рисках обстрелов.
К тому же такая информация важна для мониторинга и контроля средств на проекты восстановления.
И да, время для дискуссии о балансе рисков и прозрачности данных о поврежденном и уничтоженном имуществе уже наступило.
Бизнес имеет потребность в страховании военных рисков
Военные риски стали одной из причин снижения бизнес-активности в Украине. Так, в частности, в стратегиях развития и бизнес-планах начали учитывать риски повреждения или уничтожения имущества, боевых действий или оккупации территорий. Это приводит к нерентабельности значительного количества проектов еще на этапе планирования.
По оценкам Всемирного банка, в 2024 году бизнесу Украины требовалось 400 млн долл. на страхование военных рисков. На фоне этих потребностей в нашей стране постепенно нарабатывается практика страхования военных рисков.
В ноябре 2023 года стартовала программа Unity, призванная обеспечить доступное страхование поставки зерна и других продовольственных товаров. С начала 2024 года программу расширили на все суда, перевозящие невоенные грузы. Это помогло поддержать экономику Украины и оживить экспорт.
Агентство по инвестиционным гарантиям MIGA, которое относится к группе Всемирного банка, предоставило 185 млн долл. гарантий политических рисков, включительно с военными, для украинских компаний.
Правительственное агентство США по международному развитию DFC в 2024 году предоставило 357 млн долл. для страхования и перестрахования политических рисков.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) запустил программу для перестраховщиков в размере 110 млн евро, которая поможет украинским страховщикам предоставить покрытие на более миллиарда евро для транспортных средств и товаров в дороге.
Украинские страховые компании также предлагают услуги страхования бизнеса, транспортных средств, жизни и здоровья от военных рисков.
Механизмы есть, и они облегчают жизнь украинскому бизнесу.
Доступность данных определяет цену страхования
Стоимость страхования определяют на основе статистических данных о частоте наступления рискованных событий. Сейчас взносы за страхование военных рисков могут составлять 3–4% годовых от суммы инвестиций (при условии привлечения международных перестраховщиков).
При отсутствии доступной статистики страховые компании часто завышают цены. Это прежде всего характерно для международных компаний и организаций, воспринимающих всю территорию Украины как зону активных боевых действий.
Доступ к достоверной статистике по обстрелам сейчас ограничен. Конечно, страховщики могут наладить мониторинг официальных сообщений органов власти или медийных ресурсов, но этот подход сложный, дорогой и ненадежный.
В то же время им необходима информация о вероятности поражений и масштабах последствий с учетом географии, типов объектов, близости к типичным целям и т.п.
Необходимые данные есть, но до сих пор не обнародованы
Информация о военных повреждениях гражданских объектов аккумулируется в «Реєстрі пошкодженого та знищеного майна (РПЗМ)». Согласно статье 14 Закона Украины «О компенсации…», эти данные должны быть открытыми и общедоступными.
Общественные организации, в частности BRDO, со времени создания РПЗМ настаивают на его обнародовании в форме открытых данных, делая ударение на важности прозрачности и подотчетности в восстановлении.
Но, несмотря на призывы общественности, Министерство развития громад и территорий Украины до сих пор не обнародовало данные РПЗМ из-за позиции некоторых институтов украинского сектора безопасности и обороны, усматривающего в этом риски.
Риски, связанные с обнародованием данных о повреждении и разрушении, действительно есть. В частности, это может помочь РФ оценивать результативность ракетных обстрелов.
Позицию сектора безопасности и обороны, предлагающего ограничить доступ к информации РПЗМ, оставив данные в очень сокращенном и обобщенном виде, можно понять.
Парадоксально, но из-за разногласий между общественностью и сектором безопасности и обороны никакие данные сейчас не обнародуются, и страховые компании вынуждены полагаться на неформальные источники. В качестве компромисса СНБО предлагает создать специализированную платформу с информацией о возможных российских обстрелах для авторизованных пользователей страхового рынка во всем мире. Реализация этого проекта будет требовать значительных временных и финансовых ресурсов, а также будет нивелировать сегодняшние попытки ограничить доступ к информации.
Баланс безопасности и доступности данных должен быть в приоритете бизнеса
Поиск формы, в которой пользователи получат необходимые данные без компрометирования чувствительной информации, является прежде всего задачей Мининфраструктуры как распорядителя этой информации.
Среди возможных решений может быть:
- обнародование данных с задержкой в 6–12 месяцев;
- введение географических ограничений или ограничений по типу поврежденных объектов.
Даже обобщенная статистика будет лучше, чем полнейшее отсутствие информации.
Бизнес и отраслевые ассоциации должны определить свои потребности в данных и активно приобщиться к адвокатству, ведь доступность данных оказывает непосредственное влияние на их финансовые результаты. Прежде всего это касается страхового бизнеса и проектов со значительными капитальными инвестициями.
В свою очередь, общественности в следующих адвокационных кампаниях следует делать ударение на важности данных реестра для стимулирования бизнес-активности и привлечения инвестиций. Ведь адвокатство обнародования данных РПЗМ, ориентированное исключительно на обеспечении прозрачности восстановления, пока не принесло ощутимых результатов.