/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F64%2F1a5e2d708d46cb113b636d4714761977.jpg)
Религиозная безопасность Европы: как в Австрии украинцы нашли противодействие пропагандистской сети УПЦ МП
Украинские православные приходы в Австрии и Венгрии объединились в Архиерейский округ под омофором Вселенского патриархата. Это стало возможным благодаря сотрудничеству между Константинополем, Поместной православной церковью Украины, а также меценатов и активных членов общин. Удастся ли распространить этот опыт на другие страны Европы, где Москва уже развернула более 100 приходов под фальшивым брендом "украинской церкви"?С приближением третьей годовщины с начала полномасштабной агрессии РФ все острее встает вопрос будущего украинских беженцев. В настоящее время за границей находится почти 7 млн украинцев, покинувших родину, спасаясь от войны. Львиная доля из них - не менее 6,17 млн - зарегистрирована в странах Европы. Такие цифры в сентябре прошлого года обнародовало Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, заявив о "наибольшем после окончания Второй мировой войны кризисе, связанном с перемещением населения". По данным того же ведомства, почти две трети (61%) переселенцев планируют вернуться в Украину в случае улучшения ситуации безопасности, в то же время более 25% решили при любых обстоятельствах продолжать строить жизнь на новом месте.За долгие три года вынужденной релокации сообщества украинцев за границей стали более автономными и изолированными от своего государства, что создает для Украины как положительные возможности, так и угрозы. С одной стороны, устойчивые объединения диаспорян в будущем могут стать проводниками украинских интересов в странах своего пребывания. С другой - в отсутствие систематической государственной политики беженцы могут оказаться в сетях российских спецслужб. Так, еще в мае прошлого года американское издание The Washington Post сообщало о многочисленных случаях вербовки российской ФСБ украинцев для диверсий в Европе.Не случайно, заявляя о создании Министерства национального единства в августе прошлого года, президент Владимир Зеленский отметил важность противодействия российской пропаганде. Однако "Хабы единства", анонсированные украинским правительством, - слабый противовес мощной гибридной сети, которую россиянам удалось развернуть в странах Европы за последние несколько лет. Речь идет о заграничных приходах так называемой Украинской православной церкви Московского патриархата - части РПЦ - важного идеологически-агентского подразделения российского государства.Указанная сеть развивается удивительно быстрыми темпами и практически без помех. Так, если до начала полномасштабной войны УПЦ МП имела около 17 зарубежных приходов, то сейчас эта структура уже администрирует более ста ячеек в европейских странах. Эти ячейки камуфлируются под "украинскую церковь": в большинстве своем, в них открыто не молятся о патриархе Кирилле и российской армии, могут висеть украинские флаги, а клирики - граждане Украины, иногда даже украиноязычные. Все это делает их опасной приманкой для оказавшихся за рубежом украинцев и стремящихся найти поддержку - как в молитве к Богу, так и в общении с соотечественниками.Как установили расследователи проекта Molfar, московские храмы в Европе часто размещаются рядом со стратегическими объектами, в том числе военными базами и аэропортами. Какие нарративы могут внушать верующим в зарубежных церквях, подчиненных Москве, если даже в Украине на третьем году полномасштабной войны клирики Московского патриархата не стесняются прославлять российских оккупантов?Ситуацию усложняет то, что у православных украинских верующих за границей, чаще всего, нет другой альтернативы, кроме как или ходить в псевдоукраинскую церковь, или удовлетворять духовные потребности в храмах других конфессий - католических или протестантских. Православная церковь Украины (ПЦУ), с которой себя идентифицирует более 50% украинцев, - единственная каноническая Поместная украинская православная церковь, - согласно Томосу об Автокефалии не имеет права основывать приходы за пределами Украины - своей канонической территории. Чтобы не отдавать верующих в жертву московской агентуре, еще 18 октября 2022 года Синод ПЦУ постановил создать специальную "Миссию капелланской помощи" верующим, оказавшимся за границей в результате войны. Она позволяет сотрудничать с местными православными епархиями в странах Европы, где находятся украинцы, и проводить богослужения под духовным руководством соответствующего местного архиерея. Наиболее эффективным в этой миссии оказалось сотрудничество украинской Поместной церкви с подразделениями ее церкви-матери - Вселенского патриархата.Уже существуют успешные кейсы того, как ПЦУ и активные представители украинской общины во взаимодействии со Вселенским патриархатом строят прочные структуры настоящей Украинской православной церкви в странах Европы. Только такие объединения, а не отдельные разрозненные приходы, могут сопротивляться распространению среди украинских беженцев московского "кривославия". В этом вопросе лучшую самоорганизацию продемонстрировали украинские православные общины в Австрии и Венгрии, которые в конце прошлого года даже получили своего епископа, став отдельным округом из Австрийской митрополии Вселенского патриархата.10 ноября в Вене состоялась хиротония (рукоположение) украинца архимандрита Максима (Рудько) на викарного епископа Константинопольской патриархии. Уроженец Львова, выпускник Львовской духовной семинарии и университета в Салониках (Греция), последние пять лет служивший в столице Австрии, получил от Священного синода Вселенского патриархата титул "епископа Аристийского". Тогда же стало известно, что задачей епископа Максима будет опека над украинскими православными приходами в Австрии и Венгрии, которые теперь выделяются в отдельный Архиерейский округ. Этому историческому событию предшествовала большая работа, проделанная прежде всего местной украинской общиной, которой в сложных условиях эмиграции удалось создать постоянно действующие действительно украинские православные приходы, что не осталось без внимания Константинополя.Возглавили это движение верующих влиятельные меценаты из Украины, многие годы являющиеся ктиторами Поместной церкви. Оказавшись за границей, они начали сплачивать вокруг себя местные украинские общины, а также налаживать диалог между ПЦУ и Вселенским патриархатом - чтобы украинцы могли и здесь ходить в свою церковь.Результат этой непростой работы - это действующие украинские приходы в шести городах Австрии - Вене, Санкт-Пельтене, Зальцбурге, Перхтольсдорфе, Линце и Граце. Все они проводят регулярные богослужения, а настоятелями являются украинские священники.Выделение этих приходов в отдельный Архиерейский округ под омофором Вселенского патриархата - это новая административная модель, которая, фактически, позволяет ПЦУ, не нарушая Томос, эффективно противодействовать российской пропагандистской сети. При активном участии клириков Поместной церкви. Если эта модель в ближайшее время будет экстраполирована на другие страны, это позволит охватить всех вынужденно находящихся за рубежом украинцев сетью украинских религиозных общин.Свидетельством полного взаимопонимания между Вселенским патриархатом и ПЦУ в этом вопросе является исторический визит 18-19 января митрополита Ровенского и Острожского Православной церкви Украины Иллариона (Процика) - главы Капелланской миссии ПЦУ - в Вену. В первый день визита в кафедральном соборе Святой Троицы Вселенского патриархата в Вене состоялся знаменательный молебен за мир и победу Украины, который возглавил митрополит Австрийский, экзарх Венгрии и Центральной Европы Арсений (Кардамакис). Владыка Константинопольского патриархата сослужил с украинским митрополитом Илларионом, в богослужении также приняли участие епископ Аристийский Вселенского патриархата Максим (Рудько), настоятель прихода Святых Владимира и Ольги Николай Лесюк, клирики Ровенской епархии ПЦУ и другие духовные лица. Во время литургии владыка Арсений выразил исключительное уважение украинской делегации, передав во время архиерейских возгласов свой епископский посох владыке Иллариону, что является беспрецедентной формой выражения уважения и доверия в Поместных церквях.Уже 19 января митрополит Илларион сам возглавил Божественную литургию в Вене. После богослужения он обратился к верующим, подчеркнув, что, даже находясь далеко от родной земли, они - украинцы - остаются неотъемлемой частью Поместной церкви. Владыка также поблагодарил митрополита Арсения за его духовную поддержку украинцев, проживающих в Австрии.Пример Австрии пока самый успешный, но не единственный. Так, уже 9 февраля глава Капелланской миссии ПЦУ митрополит Илларион возглавил Божественную литургию в Варшаве. Здесь священники Поместной церкви совершают капелланское служение для беженцев-верующих - в помещении, предоставленном римско-католическим приходом блаженного Эдмунда Бояновского. Во время визита в Варшаву митрополит Ровенский и Острожский встретился с архиепископом Андрианом Гальбасом - главой Варшавской митрополии Римско-католической церкви. Архиереи обсудили расширение сотрудничества для оказания пастырской опеки украинским переселенцам.Как видим, развитие настоящих украинских православных общин за рубежом - это не только вопрос веры, но и один из ключевых фронтов в борьбе за идентичность и информационную безопасность украинских беженцев. Опыт Австрии показывает, что эффективно противодействовать российскому влиянию можно в сотрудничестве между Поместной церковью и Вселенским патриархатом при активном участии верующих. Очевидно, это дело требует продолжения и расширения других стран, ведь там, где украинцы имеют собственную церковь, их связи с родиной неразрывны.
