События вокруг Украины, даже без анонсированной, но отмененной публичной презентации мирного плана Дональда Трампа, до сих пор остающегося размытым в публично известных деталях, были в центре Мюнхенской конференции. От условий прекращения российско-украинской войны зависят параметры новой системы европейской безопасности, трансатлантические отношения и отношения Запада с Китаем.
Как можно было услышать во фрагментарных комментариях на эту тему, администрация Трампа рассматривает два ключевых компонента для гарантирования безопасности Украины после возможного мирного урегулирования: вооружение Украины и развертывание международных сил на ее территории. И то, и другое должны обеспечить европейцы, покупая американское оружие для Украины и разворачивая в Украине европейские войска. США говорят об этом прямо и откровенно. Американские ожидания, что европейцы могут это сделать, выше, чем готовность европейцев соответствовать американским требованиям. Вашингтон уже направил в европейские столицы опросник о том, сколько военных готова предоставить каждая страна для участия в миротворческой миссии в Украине.
От Украины в обмен на такие гарантии США ожидают уступчивости в том, контроль над какими территориями удастся получить на будущую политическую перспективу, а также согласия на то, что членство в НАТО минимум на 20 лет будет невозможным. Такие уступки США рассчитывают подать Москве как приемлемые условия прекращения войны. Никакие дополнительные условия мира, которые касались бы внутренней политики Киева, на Мюнхенской конференции публично не звучали. Хотя в других контекстах Дональд Трамп и другие американские политики давали понять, что им симпатична идея проведения выборов в Украине как можно быстрее. Но это требование, в российском понимании предусматривающее изменение политической архитектуры Украины, не выставляется США как предварительное условие переговоров.
Администрация Трампа хочет компенсировать уже сделанные вклады в Украину и будущую помощь соглашением о доступе к залежам критических минералов, включая редкоземельные. Трамп обобщенно называет это rare earth — звучит эксклюзивно, хотя стоит значительно дешевле золота в расчете на грамм. В Украине их много, они сейчас почти не разрабатываются из-за отсутствия технологий, но лицензии на добычу уже определенное время распределяются. Во время Мюнхенской конференции администрация Трампа пожелала получить контроль над 50% залежей критических минералов Украины, но Владимир Зеленский отказался что-либо подписывать без дополнительного изучения вопроса.
Европа была удивлена американским напором — продать европейцам больше оружия для поставок Киеву, развернуть на европейские средства миротворческие силы в Украине и получить компенсацию за американские усилия в виде разработки украинских месторождений минералов без европейского участия.
Для формирования европейской позиции по этим вопросам на призыв президента Франции в Париже собирается экстренный саммит европейских лидеров. Участие в нем подтвердили Соединенное Королевство, Германия, Италия, Польша, Испания и Дания, а также генеральный секретарь НАТО Марк Рютте. Кроме того, приглашены президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, глава Европейского совета Антониу Кошта и высокий представитель ЕС по внешней политике Кая Каллас.
Проблема европейцев в том, что они не могут предложить лучший, чем США, вариант прекращения российско-украинской войны, хотя тоже этого хотят. Поэтому не исключено, что общая позиция, которая сейчас выглядит как альтернатива американской, на самом деле ею не будет. Европа, вполне вероятно, будет покупать больше американского оружия и разворачивать в Украине войска для защиты от россиян, в частности и для защиты залежей критических материалов, к разработке которых европейцы хотят быть приобщенными.
Но Европа может проявить волю и вне американо-российской переговорной парадигмы. Она, например, может предоставить Украине войска и купленное в США оружие в случае провала американских мирных инициатив. И тогда европейцы, а не американцы, будут определять архитектуру европейской безопасности и контролировать добычу критических минералов в Украине. Решится ли в такой ситуации Россия на новую волну эскалации, на которую у нее уже просто нет сил, и решится ли США вывести из Европы свои войска, которые и без того сведены до минимума и представлены стратегической обороной и тактическим ядерным оружием на F-35 коллективной закупки? Очевидно, что нет. Но до такой решительности Европе еще нужно преодолеть немалый путь.
Мир за шахматной доской не поделить
Во время Мюнхенской конференции стало известно, что на этой неделе в Саудовской Аравии должны состояться американо-российские переговоры высокого уровня для подготовки встречи Дональда Трампа с Путиным. Это изолированные двусторонние переговоры, как этого хотели в Кремле, — там надеются во время таких переговоров решить судьбу мира не только без Украины, но и без Европы и Китая.
С американской стороны главными участниками станут госсекретарь Марко Рубио, советник по национальной безопасности Майкл Уолтц и специальный представитель администрации США по Ближнему Востоку Стив Уиткофф.
По информации Bloomberg, российскую делегацию на переговорах со США в Саудовской Аравии возглавит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, с ним также будут советник Путина по внешней политике Юрий Ушаков, руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин и руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, имеющий западное образование и личные связи с одной из дочерей Путина.
Отсутствие в составе делегаций специалистов по жесткой военной безопасности, таких как Кит Келлог, и наличие среди переговорщиков Уиткоффа и Дмитриева — специалистов по санкциям и их обходу, хорошо осведомленных с политикой Саудовской Аравии и ближневосточными делами, свидетельствует об основном содержании предварительных консультаций между США и РФ.
Ключевой вопрос, оставляющий в тумане возможные результаты переговоров, — чего РФ хочет больше: разрушить украинскую государственность и потом формировать условия мира с учетом «геополитических реалий» или как можно быстрее снять с себя международные санкции. От ответа на него зависит глубина возможных американских переговорных достижений. Если РФ больше хочет разрушения украинского государства, США не решат проблему российской агрессии снятием санкций — это лишь увеличит российские аппетиты и военные возможности. В таком случае достижимая цель останется минимальной — остановить российскую агрессию, усиливая Украину, и заморозить боевые действия, закрепив линию фронта как административную границу.
Если же РФ наконец доползла до края пропасти, спастись от которой можно только путем немедленного снятия санкций, то США могут попытаться достичь значительно большей цели — оторвать РФ от Китая, КНДР и Ирана в обмен на возвращение к нормальным отношениям с Западом. В таком случае возможен даже отход российских войск из части временно оккупированных территорий. Но речь идет все равно о путинской России такой, какая есть. Нормальные отношения с ней не укладываются в голове не только украинцев, но и европейцев. Джей Ди Вэнс призвал на Мюнхенской конференции не бояться. Возможно, это единственное, на что в условиях неопределенности достаточно собственной воли.
Что касается упомянутого ключевого вопроса — чего в Кремле хотят больше, уничтожить Украину или снять западные санкции — можно сказать следующее. Две публично доступные на сегодняшний день модели искусственного интеллекта, способные на размышления, а именно американский ChatGPT o3 и китайский DeepSeek R1, используя свои знания и доступную на сегодняшний день информацию, дают одинаковый ответ — разрушить Украину РФ хочет больше, чем снять санкции.
Но состав делегаций США и РФ в Эр-Рияде свидетельствует о желании сторон акцентировать внимание на вопросе санкций. Наверное, в распоряжении администрации Трампа источники информации лучше, чем публично доступные модели искусственного интеллекта. И попытка получить от РФ уступки в войне, обсуждая санкции, выглядит рискованной.
Нужно понять, что РФ добивается также третьего и главного — расколоть Запад на две части, восстановить свою мировую субъектность и разделить со Штатами сферы влияния, а также попутно выползти хотя бы наполовину из зависимости от Китая.
Збигнев Бжезинский в классической работе «Большая шахматная доска» сформулировал концепцию глобальной геополитической игры, где Евразия является главной стратегической ареной, а контроль над ней определяет глобальную власть. Он писал: кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбу мира, подчеркивая, что США должны сохранить доминирование в этом регионе, чтобы предотвратить появление соперников, которые могут изменить баланс сил. Сегодня в условиях войны России против Украины и глобальной конкуренции между США, Китаем и Европой аналитики говорят о риске того, что большая шахматная доска может превратиться в доску разделочную.
Несмотря на всю силу США и всю наглость РФ, решить судьбу мира они не могут. Но сама попытка несет риски новых войн. В такой ситуации твердое «нет» там, где проходят красные линии возможных компромиссов, со стороны Украины, а лучше — вместе с Европой, вполне уместно. Никто не заставит Украину выполнять решения, принятые без ее участия. Это важный результат Мюнхенской конференции.