В Украине уменьшались и в результате в прошлом году пропали наценки на бензин. Более того, сейчас в Украине достаточно топлива, и главное, что это оказалось возможным без российского и белорусского ресурса, пишут Сергей Куюн и Наталья Курган в статье «Бензиновая независимость: как строилась и сколько стоит?».
«Важным результатом 2024 г. стало полное исчезновение лишних премий, которые закладывали в цены европейские поставщики горючего. Таков был классический ответ рынка на внезапный спрос со стороны нового крупного потребителя, лишившегося 100% источников поставок нефтепродуктов в результате нападения россиян в феврале 2022 года. На пике – весной того года – наценки иногда составляли до 100% цены», – пишут авторы.
Однако кристаллизация контрагентов и развитие путей поставок топлива сделали свое и наценки после постепенного падения исчезли в прошлом году. Для примера Куюн и Курган упомянули формулу ценообразования на литовский бензин, которая вернулась к образцу 2021 года.
«Итак, топлива более чем достаточно, и все это — без российского или белорусского ресурса. Какова же цена настоящей энергонезависимости? Да, она выше больших расстояний», – говорится в статье.
Если бензин Мозырского нефтеперерабатывающего завода в Киеве в 2021 году исчислялся по формуле «североевропейская котировка плюс 30 долл./т (расстояние до 300 км)», то сейчас литовский бензин едет из Мажейкяя в волынский Яготин 840 км, а затем — 50 км. И это уже стоит +100 долл./т до упомянутой котировки. То есть разница - 70 долл./т, или 2,2 грн/л. Это 4%.
Если говорить проще, то белорусский бензин стоил бы не 58, а 55,8 грн/л. Однако для потребителей Львова почти ничего не изменилось, потому что белорусский ресурс был далеко, а литовский сейчас ближе, чем к любому другому региону. Исключением является разве что Волынь.
«Можно уверенно прогнозировать, что после окончания войны, когда будет возобновлена украинская нефтепереработка и откроются морские порты, эта разница с российско-белорусским горючим уменьшится до 1–1,5 грн/л. Стоила ли независимость 2 грн/л? Вопрос риторический. Как и то, почему только война привела к этому отказу?», – подытожили авторы.
Сегодня Германия заняла четвертое место по импорту в Украину бензина, хотя еще в 2021 году такая перспектива казалась фантастической. Причем в этом году позиции немцев в этом контексте имеют все шансы стать еще крепче.
В целом в 2024 году импорт бензина в Украину вырос на 30%. При этом импорт увеличили все ведущие поставщики.