Главным аспектом, который США хотят заложить в соглашение о полезных ископаемых с Украиной, является не «совместное» использование украинских природных ресурсов, а признание Украиной новой суммы долга перед США, которую пропишут где-то в приложениях к договору, пишет в материале «Что в действительности хочет Трамп от Украины, навязывая «ресурсное соглашение» экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ.
Он отмечает, что президент США Дональд Трамп считает "наибольшей ошибкой" своего предшественника Джо Байдена неоформление финансовой и военной помощи, предоставленной Украине, в соответствующем межгосударственном соглашении. В последней, кроме самого долга и схемы его погашения, должна была бы войти еще и процентная ставка.
Кущ отмечает, что, к примеру, Европейский Союз оформил свою помощь в виде кредитов, как следствие по состоянию на декабрь 2024 года Украина была должна ЕС 44 млрд дол. из 115 млрд дол. внешнего государственного долга нашей страны. Оформила свою помощь на сумму 5 млрд долларов даже Канада, что отражено в бюджетных проводках. Вместо этого долг Украины перед США равен нулю.
«То есть Украина официально ничего не должна США. Ни 75 млрд дол., ни 175 млрд дол. Ни доллара, ни цента. Конечно, у отчетности есть долги перед американскими банками (Chase Manhattan Bank), МВФ, но не перед правительством США», - пишет аналитик и добавляет, что Трамп хочет исправить эту «ошибку Байдена».
Поскольку Украина получала помощь от США в виде грантов или внебюджетных поставок оружия, их нельзя просто так материализовать в виде долга. Поэтому гораздо проще заложить этот долг в приложения к соглашению об использовании природных ресурсов.
«Главное в соглашении — не набор природных ресурсов, а зафиксированная сумма компенсации в пользу США со стороны Украины за оказанную помощь. А вдобавок к письменной фиксации долга нужно и письменное согласие Украины на то, что эту сумму можно будет взыскать путем обращения взыскания на ее международные активы. К примеру, на валютные резервы НБУ, которых сейчас более 40 млрд дол. Вне дискурса осталась «мелочь» – почему оплаты ждут не от страны-агрессора, а от жертвы нападения, по сути заставляя ее платить репарации собственному союзнику?», - отмечает автор.
Кущ указывает, что если бы Украина была равновеликой геополитической силой, то в жизни не пошли бы на такое соглашение, в котором нет ни слова о хотя бы каких-то гарантиях безопасности.
Напомним, что на прессконференции 23 февраля президент Украины Владимир Зеленский сказал, что в соглашении США настаивают на уплате «долга», однако в Украине помощь предыдущей администрации США не признают как долг, а как гуманитарную помощь.
Уже в понедельник, 24 февраля, вице-премьер по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина сообщила, что переговоры между командами Украины и США по соглашению о полезных ископаемых находятся на «заключительной стадии» и почти все ключевые детали согласованы.
В то же время на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эмманюэлем Макроном в тот же день президент США Дональд Трамп выразил заинтересованность еще и в российских редкоземельных металлах .