Лебеди в Межигорье под угрозой: уникальное пристанище для пострадавших птиц могут закрыть
Лебеди в Межигорье под угрозой: уникальное пристанище для пострадавших птиц могут закрыть

Лебеди в Межигорье под угрозой: уникальное пристанище для пострадавших птиц могут закрыть

В Межигорье – бывшей резиденции Януковича - снова скандал. В соцсетях распространяется новость о том, что на территории парка закрылся приют для лебедей, которыми десять лет занимался биолог Сергей Григорьев. С перебитыми лапами, крыльями, с дробью от охотничьих ружей сюда свозили птиц на реабилитацию со всех уголков страны. За историями спасения и жизнью знаменитого Ракового озера следили десятки тысяч украинцев, делали пожертвования, привозили корм... И теперь всему конец? Или есть надежда еще? Журналистка Коротко про узнавала, что происходит.

Альтернативы нет

Сергей Григорьев прикипел к пернатым, как к родным. Фото: facebook.com/serhii.hryhoriev.1

Сергей Григорьев прикипел к пернатым, как к родным. Фото: facebook.com/serhii.hryhoriev.1

Новость о закрытии приюта распространил сам Сергей Григорьев, назвав ее печальной. По его словам, обитавшие на территории парка лебеди перешли в собственность администрации, новых птиц на реабилитацию больше здесь не будут принимать. Людям, которые обращались по спасению лебедей в последние дни, биолог должен был советовать другие благотворительные организации, где лечат птиц. Но там негде их содержать.

Новость о закрытии приюта вызвала острую реакцию зоозащитников. В частности, команда спасателей животных Kyiv Animal Rescue Group, которая привезла в Межгорье более пяти десятков лебедей, заявила, что в случае закрытия этого убежища спасение птиц может быть полностью прекращено.

– Нет смысла спасать жизнь лебедю, если потом его некуда будет деть, и он все равно погибнет, – поделился с Коротко про Сергей Григорьев. – Межигорью нет альтернативы. Здесь лебеди и утки жили на четырех прудах и 11 гектарах травяного поля. Гуляли, паслись, перебирались с места на место. Уникальность еще и в том, что рядом Киевское водохранилище и путь, по которому весной и осенью мигрируют лебеди трех видов. Постоянно в приюте обитают только птицы с неизлечимыми крыльями, это примерно 25 особей. Остальные получают лечение и улетают, присоединяясь к своим сородичам.

Пока все искали «золотой батон», занимался животными

После резонанса, который вызвал пост хранителя приюта, администрация государственного учреждения "Парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения "МЕЖИГОРЬЕ" поспешила опубликовать опровержение. В пресс-релизе новость назвали «фейком», который якобы тиражирует лицо, которое никогда не было работником парка и не имело никаких официальных договоренностей ни о создании «приюта» (именно в кавычках), ни о содержании птиц. Вскоре этот фрагмент убрали из текста, однако остались скриншоты, и общественность еще больше возмутилась.

Биолог-методист столичного зоопарка, бывший редактор журнала "Зоосад" Сергей Григорьев известен очень многим. В Межигорье он прибыл прямо с Майдана.

«Когда Янукович убежал и все бегали в поисках "золотых батонов" и обкатывали раритетный автопарк, Сергей взял вопрос выживания животных парка на себя, потому что никого больше живые животные не интересовали, были даже желающие мстить животным из-за того, что они принадлежали Янику», - написала пользовательница фейсбука с ником Natalka Poltavka. И это была правда.

Как известно, до апреля прошлого года о резиденции экс-президента заботилась общественная организация «Национальный парк Украины «Межигорье». Сергей Григорьев в ее составе сначала занимался зоопарком Януковича, затем собственно парком – оленями и птицами. Отправным годом создания приюта для лебедей считается 2016 год. С того времени через него прошло более 200 крылатых красавцев, поселилась большая стая диких уток, убежище и ветеринарную помощь, регулярно получают мелкие птички.

Собственно приют стало убежищем и для самого Сергея Григорьева, который из-за хлопотного хозяйства должен был здесь поселиться.

– Парк большой, мне постоянно носили птенцов. А когда они хилые, их надо кормить каждые полчаса, начиная с пяти утра. Лебеди – это не самая большая моя работа. За лебедями более или менее легко ухаживать. На этот февраль у меня более сотни других разных птиц. Начиная от дятлов и дроздов, которых должен весной выпускать, и заканчивая канарейками и попугаями, которые мне оставили  ребята, когда ушли на фронт.

Эмоциональным постом приют поддержала Ольга Сумская. Скрин ФБ Ольга Сумская

«Лебеди гадят, а надо, чтобы чисто было»

В апреле прошлого года общественную организацию «попросила» из Межигорья новообразованная администрация от Министерства защиты окружающей среды. Активисты должны были уйти. Сергей Григорьев со своими птицами остался на птичьих правах, он не мог покинуть пернатых питомцев. Биолог говорит, что его постепенно стали вытеснять, однако личный конфликт с дирекцией отрицает. А директоров за меньше чем год в Межигорье сменилось целых три.

- Вторая директор, Ирина, предлагала должность в научном отделе, но это было мне не интересно. Я до сих пор работаю, хоть и не на полную ставку, в Киевском зоопарке, – делится Сергей. - Тогда мы заключили меморандум по БО «Международный благотворительный фонд «Спасение диких животных» и договорились, что я буду там волонтером. А через несколько месяцев пришел новый директор, и советчики нашептали ему о концепции парка. Мол, лебеди в воду гадят, перья от них летят, а надо, чтобы в озере разноцветные лилии плавали и все чисто было.

Сейчас в администрации парка категорически отрицают, что собирались выселять лебедей.

– Официально отказа от реабилитации лебедей на территории парка не было. Мы продолжаем сотрудничать с фондом «Спасение диких животных», - сказала Коротко про ведущий врач ветеринарной медицины Отдела по уходу за животными Виктория Слободяник. – Лебеди находятся под нашей защитой, они под постоянным контролем, переселять их не собираемся.

На вопрос, кто именно будет заботиться о лебедях, ветеринар ответила, что это обсуждается. Что касается других питомцев приюта, сказала, что не знает.

Из приюта вывозят гусей и уток. Фото: ФБ Межигорский приют для лебедей

Гусей и уток уже раздал

- Я уже вывез гусей, живших возле Межигорского монастыря, раздал по частным домохозяйствах, как и домашних уток, которых мы здесь выхаживали. Со слезами с теми гусями прощался, такие они были… Мелких птиц при содействии добрых людей временно устроил в подвальном помещении, - рассказывает Григорьев. - Развозил по разным дворам тачки, другие хозяйственные принадлежности. В Межигорье остались еще пара страусов - они принадлежат военному, который сейчас находится "на передке", и 70 голубей.

Сергей говорит, что не обижается на тех, кто назвал его посторонним человеком в Межигорье. Меняются директора – меняются подчиненные. Невежливый пресс-релиз могли написать люди, несколько месяцев работающие в парке и мало о нем знающие. А вот что еще беспокоит биолога, так это олени. Они хоть и пасутся на травке, но привыкли, чтобы их подкармливали.

– Лебедей я перестал кормить месяца полтора назад, когда их взяли на баланс. Оленей продолжал кормить за свои. Нет сил просто. Прихожу на Раковое озеро, а эти 19 красавцев со всех горок, как кошки, сбегаются ко мне, заглядывают в лицо такими влажными глазами…

Сергей рассказывает, что в последние два года пытался кормить все свое хозяйство сам. То грант выиграет, то зоозащитники подбрасывали помощь, то просто люди корм приносили. Был случай, когда один благодетель 5 тонн тыквы подогнал.

Мелких птиц Григорьев поселил в подвале у своих знакомых. Фото: ФБ Межигорский приют для лебедей

Под угрозой 14 собак

Когда мы пообщались с Сергеем, появилась хорошая новость. На инцидент отреагировало Министерство окружающей среды. Похоже, там не знали или не уделили внимания «инициативе» с убежищем, потому что лично заместитель министра Виктория Киреева звонила Григорьеву, чтобы обсудить ситуацию. Проблема должна разрешиться 27 февраля, и надеемся - конструктивно.

А между тем в Межигорье назревает еще один скандал – под угрозой выселения хвостатые воспитанники кинологического центра – 14 родившихся здесь собак.

- К нам приезжали разные делегации, был сам премьер-министр Денис Шмыгаль. О нас рассказывали все СМИ, включая National Geographic. Все обещали помочь, что-то решить, но никто ничего не сделал. Ухаживаем за собаками за те средства, которые зарабатываем на свои семьи. Приезжаем к собакам утром и вечером, чтобы покормить, почистить, выгулять, – говорит кинолог Николай Гарус. – А нам все время говорят, что должны забрать псов. Для администрации парка мы остаемся «неизвестными лицами», не имеющими права находиться на его территории. Нам уже начали угрожать судами из-за самовольного захвата помещения.

Источник материала
loader
loader