Сравнение Шона Бэйкера с Диснеем и обида Деми Мур: почему вокруг триумфа «Аноры» разгорается скандал
Сравнение Шона Бэйкера с Диснеем и обида Деми Мур: почему вокруг триумфа «Аноры» разгорается скандал

Сравнение Шона Бэйкера с Диснеем и обида Деми Мур: почему вокруг триумфа «Аноры» разгорается скандал

Вокруг результатов премии Оскар традиционно ведется много споров и рассуждений. В центре внимания общественности сейчас — триумфальная «Анора». Правда, если члены киноакадемии признали картину абсолютным лидером и победителем, то многие эксперты, критики, зрители и обыватели считают, что работу Бейкера попросту переоценили. Шарм, безусловно, имеется, однако не настолько сильный, чтобы побить рекорды самого маэстро Диснея (читайте также: Триумф и осуждение: 7 скандальных фильмов, получивших «Оскар»).

Еще одна «больная» тема Оскара 2025 — победа Майки Мэдисон. Возможно, вы подумаете, что обозлиться решила многочисленная фанбаза Деми Мур, однако это мнение нельзя назвать правдивым. Заветная статуэтка в руках юной актрисы возмутила многих: неужели Академия настолько жестока, что не могла почтить многолетний труд звезды «Субстанции»? Для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, редакция Marie Claire обратилась к Оксане Агаповой — кинокритику, выпускнице программы «Практическая кинокритика» и преподавателю в Московской школе кино на программе «Современное кино».

О фильме года — «Анора»

Кадр из фильма «Анора»

На прошедшем Оскаре фильм «Анора» получил 5 статуэток. Режиссер Шон Бейкер «собирал» свой фильм, отвечая за каждый этап — от сценария до продакшена и монтажа. Его режиссура тонкая и интуитивная, совершенно недадактичная, ее можно разбирать в киношколах бесконечно. Как пример — сравнение интонации начала фильма и его финала, это выразительный контраст на уровне цвета, света, звука, устройства мизансцены.

<p>Оксана Агапова</p>

«На мой взгляд, это демонстрация успеха независимого кино и успеха конкретного режиссера, который долго шел к этому моменту»

Оксана Агапова

кинокритик

«Анора» не такой простой фильм, как может показаться на первый взгляд, особенно если погрузиться в него с пониманием предыдущих работ Бейкера. Вся его фильмография складывается в своего рода квинтэссенцию этой истории. Это не рассказ об американской мечте, а история о людях потерянных, неприкаянных, которые пытаются найти в Америке свой дом. Они говорят на разных языках, теряя возможность коммуникации, но почему-то оказываются в одном месте, и из этого рождается череда комических и одновременно драматических событий (читайте также: Как особняк дочери русского миллиардера стал главным героем «Аноры»).

Кадр из фильма «Анора»

Секрет успеха «Аноры» — в многослойности фильма. Можно выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, это актерский состав и невероятная работа с каждым членом команды. В фильме задействованы российские, армянские и американские артисты, говорящие на разных языках. Это показывает Америку не только как страну возможностей, где могут встретиться такие разные люди, но и как место, где, возможно, так и нет единого языка. Но при этом, может быть, таким языком как раз становится само кино, почему нет? Коммуникация между героями часто нарушается, но, находясь на одной территории, они пытаются найти новые способы для понимания друг друга.

Кадр из фильма «Анора»

Второй момент, связанный с актерским составом, — это свежие, не широко известные лица. Молодые, харизматичные герои, каждый из которых проходит свою трансформацию. У кого-то она более ярко выражена, как у Майки Мэдисон или Юры Борисова, у кого-то — менее заметна. Но в любом случае, это не марионетки, а цельные, многослойные персонажи, в которых зритель может узнать себя или свою борьбу с культурными стереотипами.

К тому же это кино снято на 35-мм пленку с использованием городских локаций и включением в кадр людей, которых буквально застали врасплох. Речь, например, о завсегдатаях кафе, которые попадают в кадр и становятся частью этого безумного приключения на стыке серой будничности и слаженной хореографии съемочной команды. Контраст, который дает «Анора», постоянное переключение тональности, трансформация женского персонажа, гуманистический подход и эмпатия к героям, — все это делает победу фильма убедительной, особенно для американского зрителя.

О номинации Юры Борисова

Юра Борисов

Киран Калкин

Юра Борисов не получил «Оскар» довольно ожидаемо. Все ставили на Кирана Калкина — и букмекеры, и эксперты. Однако сама номинация Борисова уже стала поистине историческим эпизодом: он первый российский актер (после распада СССР), который претендовал на награду. Хотя Роберт Дауни-младший, объявляя номинантов, и сказал, что Юру ждет блестящее будущее, на самом деле, это будущее уже наступило. Думаем, что каждый, рассуждая о карьере Борисова в российской индустрии и на постсоветском пространстве, применит эпитет «яркая». Но, конечно, тот факт, что работа отечественного актера так полюбилась сообществам зарубежных кинематографистов, вдохновляет и заставляет испытывать искреннюю радость и гордость (читайте также: История достойная «Оскара»: как Юра Борисов встретил свою любовь).

Кадр из фильма «Анора»

Вокруг его номинации на «Оскар» возникло множество мемов и шуток, записано десятки интервью, в которых он, стоит отметить, все увереннее говорит на английском. Это отличный пример успешного продвижения фильма компанией Neon, выпустившей «Анору» и подсветившей нового для американской киноиндустрии актера. В условиях сложной международной обстановки в целом, эта номинация — важный шаг к долгожданному пониманию. Он перекликается с тем, чем всегда занимается кино Шона Бейкера — борется со стереотипами, ломает устоявшиеся представления и выступает против разделения мира на «своих» и «чужих», показывая то, как непонятные и незнакомые люди могут стать важным откровением друг для друга. В данном случае роль Юры Борисова открывает международному зрителю возможность взглянуть чуть шире, выйти за рамки односторонней повестки о текущих событиях в мире (читайте также: Простой русский парень на красной дорожке: лучшие образы Юры Борисова).

О Мэйки Мэдисон, «вырвавшей» награду у Деми Мур

Майки Мэдисон

Деми Мур

Что касается победы Майки Мэдисон над Деми Мур, то здесь все субъективно. Многое зависит от того, с каким персонажем зритель (и киноакадемик) себя идентифицирует, как оценивает статус актера в индустрии — по опыту или по свежести таланта. Майки Мэдисон — это новая звезда американского инди, какой однажды стала, например, Дженнифер Лоуренс. Первая номинация Лоуренс за фильм «Зимняя кость» стала серьезным шагом в ее карьере, хотя тогда «Оскар» она и не получила (читайте также: Триумф «Аноры», слезы Деми Мур и победа Оземпика: главные моменты «Оскар-2025»).

Если же мы сравниваем актерскую работу в фильмах «Субстанция» и «Анора», то во втором случае у актрисы Майки Мэдисон больше экранного времени, она блестяще справляется с трансформацией своего персонажа, Энни, которая постепенно возвращается к Аноре. В этом кино актриса полагается не на визуальные эффекты или грим, а на свои силы — мимику, взгляд, осанку, походку, специально поставленный для фильма бруклинский акцент. Через эти детали мы видим, как меняется героиня, ее взгляд на жизнь и окружающих.

Кадр из фильма «Субстанция»

Сегодня в индустрии все чаще ценят непримелькавшиеся лица. Прежние стереотипы, вроде того, что актер должен «выстрелить» в свой «Оскар» с пятой номинации, уходят в прошлое. Зрители и критики хотят видеть неожиданные таланты, и победа Майки Мэдисон — яркий пример этого тренда (читайте также: Любимица Тарантино и звезда «Оскара»: что нужно знать о Майки Мэдисон).

Примечание редакции Marie Claire.ru: несмотря на то, что многие справедливо согласны с победой Майки Мэдисон, сейчас в Сети разгорается настоящий скандал. Главное недовольство «протестующих» в том, что Деми Мур должна была получить хотя бы один «Оскар» — так сказать, за стаж и огромное количество ролей. Противники победы Майки Мэдисон считают, что юная звезда еще бы успела получить свою награду, в то время как у Деми, очевидно, уже куда меньше шансов проявить себя.

О четырех статуэтках Шона Бейкера

Шон Бейкер, 2024

Уолт Дисней, 1950

Режиссер «Аноры» побил почти 70-летний рекорд по количеству индивидуальных «Оскаров» за одну ночь награждений — предыдущий принадлежал Уолту Диснею: четыре штуки, правда, все-таки не за одну картину. Сравнивать Бейкера с Диснеем по количеству статуэток и делать эстетические выводы в пользу одного или другого, как это сделали некоторые зарубежные СМИ, странно.

Вселенная Бейкера — это мир людей, находящихся на обочине общества. Не маргиналов, но тех, кто редко становится героем больших кинематографических историй. Его фильмы о секс-работницах, о жителях окраин больших городов, о тех, кто едва сводит концы с концами. Это его режиссерский стиль, отличающийся глубокой проработкой реализма. Мы уже отметили его интерес к совмещению документального и игрового, жизни и выдумки, и в этом смысле они с Диснеем чем-то и похожи. Среди его побед на премии 1954-го года были в том числе и две документальные работы (читайте также: 25 лучших фильмов Дисней, которые хочется пересматривать).

Победа Бейкера кажется довольно закономерной. Если проследить его путь — от монтажа свадеб на Брайтон-Бич, когда у него не было денег на новые проекты, до картины с бюджетом в 100 тысяч долларов или съемки фильма на айфон, — видно, как последовательно он шел к созданию большой зрительской, но при этом авторской истории. И при этом он сохранил гуманизм, эмпатию и человеколюбие, которые всегда были отличительными чертами его работ.

Сравнение Шона Бэйкера с Диснеем и обида Деми Мур: почему вокруг триумфа «Аноры» разгорается скандал - Фото 2Сравнение Шона Бэйкера с Диснеем и обида Деми Мур: почему вокруг триумфа «Аноры» разгорается скандал - Фото 3
Оксана Агапова

кинокритик, выпускница программы «Практическая кинокритика» и преподаватель в Московской школе кино на программе «Современное кино», Выступала с лекциями и модерировала дискуссии в Москино и РГГУ. Публиковалась в InStyle, Skillbox Media, SRSLY, Кинопоиске.

Marie Claire Editorial

Фото: Getty Images, кадры из фильмов

Источник материала
loader
loader