/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fd858ac10484644a8a858daf9932b8df5.jpg)
Эксперты рассказали, как американские пошлины на авто отразятся на ценах в Украине
Автомобильная индустрия готовится к серьёзным потрясениям из-за политики нового президента США. Дональд Трамп анонсировал введение 25% пошлины на импорт автомобилей и комплектующих из Мексики и Китая. Первоначально эти изменения должны были вступить в силу 4 марта, но позже их отложили до 2 апреля.
Как сообщает Минфин, существует риск, что подобные ограничения могут затронуть и европейских автопроизводителей. Международные автоконцерны уже прогнозируют значительный рост цен на многие модели и возможные проблемы с поставками.
"Эти тарифы на импорт из Канады и Мексики повлияют на всех автопроизводителей. Многие ожидают, что цены на некоторые модели автомобилей вырастут на целых 25%, и негативное влияние на цены и доступность авто почувствуется практически сразу", — заявил Джон Боцелла, глава Альянса автомобильных инноваций, который представляет крупнейших автопроизводителей США.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F5ee0fa9680a53abbcbfd68b12e056e87.jpg)
Руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий считает, что изменения повлияют на все мировые рынки, включая украинский. По его словам, возможны два сценария развития событий. В первом случае автопроизводители постараются распродать излишки продукции на других рынках, в частности в Украине, что может привести к временному снижению цен. Второй сценарий предполагает глобальное повышение стоимости новых автомобилей, которое затронет и украинских дилеров.
"Дело не только в ценах", — подчёркивает Омельницкий. "По сути, может идти речь о крахе сегодняшней конфигурации мирового автопрома. Концернам придётся выстраивать новую модель производства и логистики, на каком-то этапе возможен пересмотр модельного ряда и даже отказ от выпуска некоторых линеек авто".
Новые пошлины представляют особую угрозу для отлаженной десятилетиями системы производства автомобилей в Северной Америке. США, Мексика и Канада работают в рамках зоны свободной торговли, где запчасти и готовые авто поставлялись без пошлин. Многие международные производители открыли заводы в Мексике и Канаде специально для поставок продукции на рынок США.
"Вне сборочных заводов производят всё — от металла, резины и стекла до автокресел и электроники. Часто это кросс-платформенное сотрудничество между концернами, совместные разработки и так далее", — объясняет глава Института исследований авторынка Станислав Бучацкий. По данным S&P Global Mobility, Мексика экспортирует в США около 87% всех производимых в стране запчастей.
Ситуация усложняется тем, что невозможно быстро перестроить автомобильное производство и цепочки поставок. По словам экспертов, на построение новой модели работы, которая будет учитывать высокие пошлины в США, могут уйти годы.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F5047d9457df857c70fc1a404738d2248.jpg)
Что касается украинского рынка, руководитель PR-департамента компании "Ниссан Украина" Владимир Иванов сообщил, что они не продают в Украине автомобили с американских заводов, поэтому теоретически цены в их салонах не должны измениться. Однако в Украину поставляются отдельные модели BMW, которые производятся в США — X5 и X7. По ним возможны задержки с импортом или изменение цен.
Омельницкий не исключает, что некоторые автопроизводители могут оказаться в крайне сложном положении на всех рынках. "Скажем, Volkswagen, у которого не лучшим образом идут дела в Европе и Китае, потерпев крах ещё и на рынке США, рискует окончательно утратить былое величие. Не исключено, что будет оптимизация модельного ряда, вплоть до прекращения производства. Это касается многих компаний, не факт, что рынок не накроет волна банкротств", — отмечает эксперт.
По мнению специалистов, в краткосрочной перспективе украинские водители могут даже получить возможность купить авто со скидками, если производители постараются избавиться от излишков, которые не смогут продать в США. Однако в долгосрочной перспективе цены на новые авто в Украине могут вырасти на 5-7%.
Что касается вторичного рынка, эксперты не исключают, что в Украине могут подорожать подержанные авто из США, но этот сегмент достаточно специфический, поэтому значительных изменений может и не быть. Большее влияние на украинский авторынок окажет отмена льгот на импорт электрокаров с 1 января 2026 года, что приведёт к удорожанию электромобилей как минимум на 20-30%.
Также напомним об американских "любимчиках" украинских водителей: какие авто покупают чаще.

