/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F0881d94589194091244fa09223f8654f.jpg)
Не только о деньгах: почему Украина должна экспортировать оружие
ОПК в опасности.
Украина второй год подряд возглавляет рейтинг крупнейших мировых импортеров оружия.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2020-2024 годах наше государство получило 8,8% от общего мирового импорта вооружений.
"По меньшей мере 35 государств передали оружие Украине после полномасштабного вторжения России в 2022 году.
Значительные дополнительные поставки продолжаются.
Большинство вооружений, поставленных Украине, поступили из США (45%), за ними следуют Германия (12%) и Польша (11%)", - говорится в отчете SIPRI.
А вот с экспортом не все так гладко.
Парадоксальным образом, из-за запрета продавать оружие отечественный ОПК остается недозагруженным и недофинансированным.
Как отметила народный депутат от партии Слуга Народа, член комитета экономического развития Галина Янченко, государство может закупить лишь малую часть продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса.
И если не открыть экспорт, то ОПК обвалится, заявила нардеп в эфире проекта Тема с Мосейчук.
Янченко объясняет, что украинский ОПК может производить оружия на 35 млрд долларов в год.
А закупает государство только на 6 млрд долл., говорит нардеп.
И лишь примерно 3 млрд долл.
остается в Украине.
Янченко подчеркнула, что такая ситуация несет в себе значительные риски для украинской "оборонки".
"Это означает, что оборонно-промышленный комплекс, который за 3 года рос, он сейчас не просто остановится в росте, а может просто обвалиться", - добавила Янченко.
В свежем опросе, который Технологические Силы Украины (далее ТСУ) провели среди производителей-исполнителей государственного оборонного заказа, есть убедительные цифры.
Так, 85% частных производителей вооружения и военной техники (ВВТ) планируют релоцироваться или уже это сделали.
63% респондентов указали именно закрытый экспорт главной проблемой, которая заставляет украинских производителей оружия рассматривать перевозку производств в соседние страны.
В первую пятерку стран, которые производители рассматривают для релокации, входят Польша, Чехия, США, Словакия и Эстония.
Среди причин также недостаточные объемы госзаказов при возможности произвести больше - 47%, риски безопасности - 47%, отсутствие государственного оборонного заказа - 44% и другие проблемы отрасли.
Предсказуемость государственных заказов на несколько лет, а также открытие экспорта ВВТ для более 70% опрошенных компаний будут фактором, который будет мотивировать производителей оставаться в Украине.
В опросе ТСУ также говорится, что по состоянию на февраль 2025 года полностью загружены производственные мощности только у 15% опрошенных производителей.
Еще более 60% загружены наполовину.
Производственные мощности остальных производителей загружены менее чем на 30% или простаивают полностью.
В Федерации работодателей Украины (ФРУ) также отмечают, что отечественный ОПК находится на грани серьезного кризиса из-за недозагруженности, которая вызвана недостаточными государственными закупками из-за нехватки бюджетных средств и невозможностью экспортировать продукцию.
В ФРУ подтвердили, затягивание этой ситуации приводит к оттоку инвесторов и релокации производителей за границу.
И эту проблему надо срочно решать.
Вопрос на миллиарды.
Об экспорте украинского оружия начали громко говорить еще в прошлом году.
Как отмечала Екатерина Михалко, исполнительный директор Технологических Сил Украины в блоге для УП в октябре, формально ни одного официального постановления, которое бы запретило экспорт оружия после 2022 года, нет.
Однако Служба экспортного контроля Украины накладывает запрет на экспорт оружия и товаров двойного использования почти в 100% случаев.
В том же 2024-м глава фонда Вернись живым Тарас Чмут также отмечал, что ОПК Украины способен производить в три раза больше продукции, чем государственный бюджет способен профинансировать.
Именно поэтому власти следует задуматься над необходимостью открыть экспорт для бизнеса, связанного с милитарным производством.
"Время открывать экспорт для ОПК и начинать зарабатывать валюту, завоевывать рынки и идти в совместные производства с партнерами.
Из этой войны мы должны выйти с милитарной экономикой, где значительный процент - это именно ОПК: как государственный, так и частный", - считает Тарас Чмут.
Эксперты ТСУ подсчитали: в 2024 году частные производители ОПК из-за отсутствия государственных заказов не изготовили более 1,7 млн единиц дронов и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), несмотря на имеющиеся для этого мощности.
Общая стоимость такого объема техники оценивается в почти 2 миллиарда долларов.
В свежем комментарии изданию Грунт ТСУ подтверждает: Украина способна производить вооружение на сумму около 35 млрд долл.
в год, но государственного финансирования хватает только на 14 млрд долл.
Сейчас государство не успевает законтрактовать весь потенциал украинских производителей оружия.
А экспорт может принести в госбюджет от 2 млрд долл.
в год.
"Поэтому экспорт - это не просто о деньгах.
Это о поддержке армии, развитии производства и новой роли Украины на глобальном рынке", - говорится в комментарии.
Впрочем, стоит очертить главные аспекты экспорта оружия.
Ограниченный и контролируемый.
Как отмечает военно-политический обозреватель группы Информационное сопротивление Александр Коваленко, если бы о возобновлении экспорта украинского оружия заговорили в 2022-м или 2023-м, то ответ был бы очевиден: делать этого ни в коем случае нельзя.
Однако обстоятельства изменились.
Эксперт в своем Telegram объясняет, что со временем война стала менять свой характер и ряд вооружений отошел на задний план, теряя свою актуальность.
Но производственные линии, развитые за 3 года, не могут работать вхолостую без заказов от Минобороны.
"А альтернатива заказам - экспорт, которого нет", - добавляет аналитик.
Он объясняет проблему на примере ПТРК Стугна-П.
Сейчас это вооружение стало менее актуальным, а производственные линии хоть и рабочие, но работают не на полную мощность.
В свою очередь, в этом ПТРК заинтересованы покупатели на Ближнем Востоке, но продавать им Стугну нельзя.
"Чтобы наш ВПК в такой ситуации не стагнировал, думаю, целесообразным начать открывать ограниченный экспорт, иначе мы можем просто загубить развитие целого ряда перспективных проектов, которые прекрасно себя показали, но не имеют доступа к рынку при низкой внутренней потребности и отсутствии развития из-за отсутствия средств", - говорит Коваленко.
Михалко тоже отмечает: при всех преимуществах экспорта, международная продажа оружия является серьезным вопросом, который должен осуществляться контролируемо с учетом потребностей обеспечения фронта, договоренностей с международными партнерами, а также без риска для национальной безопасности и сохранения сенситивной технической документации.
Михалко пишет, что четкий механизм контроля экспорта позволит избежать нелегального реэкспорта в третьи страны, что потенциально может угрожать национальной безопасности Украины.
А чтобы не "утекли" технологии, экспортные образцы могут иметь другие технические характеристики, в отличие от вооружения, поставляемого для ВСУ.
Она добавляет: обеспечение нашей армии должно быть на первом месте.
А экспорт будет происходить исключительно той военной техники и вооружения, которые являются избыточными.
Продажа оружия за границу рано или поздно откроют, убеждена Михалко.
Только вопрос когда: с сильным сектором ОПК внутри Украины или же через несколько лет, когда из-за релокации производителей нам не будет уже что экспортировать, приходит к выводу она.
А Коваленко отмечает важную деталь: в связи с нестабильностью помощи от США, Украина не только должна суметь диверсифицировать американские поставки, но и начинать самостоятельно зарабатывать на вооружении, с целью наполнения бюджета и расширения возможностей по самостоятельному приобретению тех или иных образцов.
Он добавляет, что именно сейчас уникальный момент для вытеснения с рынка экспорта вооружений России, доверие к которой значительно снизилось именно войной в Украине.
В свою очередь, украинское вооружение значительно повысило свою репутацию, и интерес к нему вырос куда значительнее, чем до 2022 года.
"Поэтому целесообразность таких действий назрела и актуальна как никогда", - пишет он.
Валерия Шипуля.
