Скандал вокруг нового учебника истории Украины: почему педагоги и родители выступили против
Скандал вокруг нового учебника истории Украины: почему педагоги и родители выступили против

Скандал вокруг нового учебника истории Украины: почему педагоги и родители выступили против

Новый учебник истории Украины для 11 класса вызвал волну возмущения в социальных сетях. Учителя, родители и общественные активисты обвиняют авторов в политизации материала и подмене исторических фактов выгодной для власти интерпретацией событий российско-украинской войны.

Как сообщает BBC News Украина, главное недовольство критиков сосредоточено на разделе, посвященном современной истории Украины и полномасштабному вторжению России. По их словам, события 2022-2024 годов подаются с выраженным политическим подтекстом, что преуменьшает ошибки власти и чрезмерно подчеркивает роль действующего президента.

Учебник, оказавшийся в центре скандала, является дополненным переизданием учебного пособия авторства Александра Гисема, Александра Мартынюка и Акима Галимова. Эти учебники уже используются в школах и являются одними из самых популярных образовательных изданий.

"Во-первых, история еще не сказала свое слово о роли Зеленского, поэтому не стоит спешить. Не стоит впаривать политику вместо истории и играться в выборы. Потому что это тупая предвыборная агитация, листовка, а не книга", – подчеркивает депутат фракции "Европейская солидарность" Ирина Геращенко в своем посте.

Критики также обращают внимание на положительное освещение программы "Большое строительство" вместо подготовки к войне и отсутствие упоминаний о ключевых претензиях к власти, которые высказываются на протяжении всех лет полномасштабного вторжения.

Учительница истории Мария Воротило, которая одной из первых подняла эту тему, отмечает, что среди историков существует негласное правило не обсуждать профессионально события, которым менее пяти лет. "Прошло слишком мало времени, мы еще не являемся объективными, не все последствия могут быть очевидными. А еще власть, которая управляла государством в 2020 году и далее - до сих пор при власти", – объясняет преподавательница.

Издательство "Ранок", выпустившее учебник, категорически отвергает обвинения в политической ангажированности. Председатель наблюдательного совета издательства Виктор Круглов подчеркивает, что за почти 30 лет работы учебники всегда писали профессиональные историки, а не политики, и "не было ни одного случая, когда кто-то "сверху" давал указания, что и как нужно писать в учебных материалах".

Один из авторов учебника Аким Галимов считает скандал "масштабной спланированной и очевидно заказной информационной атакой" и призывает критиков сначала ознакомиться с изданием, а уже потом давать оценки.

Отдельным важным вопросом стала психологическая готовность школьников изучать события войны, участниками которой они сами являются. "Трудно говорить об Ирпене с детьми, которые убегали оттуда в 2022 году и видели подрыв дамбы. Трудно говорить с харьковскими малышами, особенно с Салтовки. Дети с юга преимущественно молчат и ничего не комментируют. Весь этот материал проходит по всем их триггерам", – делится опытом Мария Воротило.

Министерство образования и науки Украины пока воздерживается от комментариев по этой ситуации. Тем временем дискуссия о том, как и когда следует преподавать историю продолжающихся военных событий, продолжается в профессиональных кругах и публичном пространстве.

Источник материала
loader
loader