Украина должна сделать первый шаг к возвращению Крыма и Азовского моря, без этого ничего не будет
Украина должна сделать первый шаг к возвращению Крыма и Азовского моря, без этого ничего не будет

Украина должна сделать первый шаг к возвращению Крыма и Азовского моря, без этого ничего не будет

Украина должна сделать первый шаг к возвращению Крыма и Азовского моря, без этого ничего не будет

Когда прошлое стреляет в будущее

Во время обстрела украинских городов в ночь на 6 апреля Россия использовала крылатые ракеты «Калибр», которыми оснащены корабли флотской группировки агрессора в Черном море. Как неоднократно отмечалось с украинской стороны, Россия не будет соблюдать перемирие на море, инициированное из Вашингтона. Договоренность, которой якобы достигли между РФ и США, в Кремле интерпретируют совсем не так, как это видят в Белом доме.

В Киеве же логично считают, что морское перемирие касается только гражданского судоходства и не распространяется на российские военные корабли и суда. МИД Украины пояснило, что перемещение российских кораблей за пределы восточной части Черного моря будет расцениваться как угроза национальной безопасности Украины и нарушение принципа свободного судоходства. У Киева при таких обстоятельствах будет полное право на уничтожение сил и средств агрессора при их отходе от причальной стенки в восточном секторе Черного моря, Азове или где угодно в прилегающей морской зоне оккупированного Крымского полуострова.

Кто контролирует Крым, тот доминирует в Черном море. Если Крым в руках агрессора, то Черное море автоматически становится театром военных действий. Реальное перемирие на море между Россией и Украиной возможно лишь в случае деоккупации Крыма и восстановления контроля Украины над западным побережьем Азовского моря. В довоенный период Украина не приложила достаточные усилия, чтобы выполнить необходимый комплекс мер по установлению морских границ и размежеванию пространств.

Россия в начале 2000-х навязала тогдашнему украинскому руководству свое видение Конвенции ООН по международному морскому праву, и на основании этого Азовское море стало «общим морем двух государств», а на самом деле — контролируемым де-факто Россией из-за неравноправного договора 2003 года.

Торговля чужим

Сообщения о том, что в администрации Трампа рассматривают возможность признания Крыма российским в рамках какого-то мирного соглашения, уже неоднократно появлялись в СМИ. Речь шла даже о том, что якобы в Белом доме обсуждали также и возможное обращение США в ООН с предложением признать Крым российской территорией на международном уровне. Вероятнее всего, что распространение таких слухов является компонентом российской пропагандистской активности. Однако опровержения из Белого дома не прозвучали, и о Крымской декларации госсекретаря Майка Помпео времен первого президентства Трампа в Вашингтоне не упоминают.

Сформированного видения проблематики безопасности в Азовско-Черноморском бассейне у нынешней администрации США, скорее всего, нет, как не было его и у предыдущих администраций. Поэтому Крым, Азов в их представлении — это какие-то без четких границ «ничейные пространства», за которые воюют Россия и Украина. Это служит основанием «миротворцам» с берегов Потомака торговать территорией «ради мира». Мол, нужно признать существующие территориальные реалии, Украина должна смириться с потерей территорий, как об этом на днях заявила одна скандально известная конгрессвумен украинского происхождения.

Понятно, что речь идет в первую очередь о суше и оккупированных Россией территориях юга и востока Украины. Но не надо забывать и о морских пространствах — около 100 тыс. кв. км исключительной морской экономической зоны и территориального моря только в Черном море, которые агрессор считает своими, а еще и в море Азовском, которое Россия уже считает полностью своим внутренним морем.

Что нужно сделать?

Известный украинский дипломат Леонид Осаволюк еще в 2018 году в статье «Облога Азову» среди прочего указывал на необходимость законодательного закрепления в Керченском проливе существующей линии государственной границы между Украиной и РФ, объявления законом в Черном море боковой линии размежевания между территориальными морями Украины и РФ (линии государственной границы), а также объявления координат срединной линии в Азовском море, которая до заключения двустороннего соглашения является линией размежевания (линией государственной границы) между украинскими и российскими водами.

Специалисты неформального объединения «Морская экспертная платформа» разработали в августе 2024 года законопроект о территориальном море Украины в Азовском море, Керченском проливе и северо-восточной части Черного моря.

Предлагаемый документ имеет исключительно важное значение, поскольку четко закрепляет границы суверенитета Украины в морских пространствах вокруг Крыма и в Азовском море вплоть до стыка границ в точке между Донецкой областью Украины и Ростовской областью РФ (см. на карте-схеме).

Black Sea News

Точки координат срединной линии необходимо закрепить именно на основе закона, а не других решений органов государственной власти, потому что вопрос распространения морского суверенитета прибрежного государства фактически неразрывно связан с установлением правового режима государственной границы и территориальным устройством. Таким образом, закон будет отвечать Конституции Украины, в частности, статье 92 Основного Закона нашего государства.

Поскольку физический доступ к Азовскому морю и Керченскому проливу временно полностью потерян, эксперты при подготовке законопроекта использовали для построения срединной линии точки с географическими координатами, которые содержатся в юридически действующем Распоряжении президента Украины от 6 октября 1998 года №515 об охране государственной границы и обеспечении прав Украины в морских пространствах.

Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) определяет в статье 15, что в случае, если берега двух государств расположены друг против друга или прилегают друг к другу, ни одно, ни другое государство не имеет права распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноудаленной от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств.

Исходные линии в Азовском и Черном морях Украина передала в ООН еще в далеком 1992 году. От исходных линий отмеряется ширина территориального моря. В свою очередь на основании срединной линии фактически устанавливается государственная граница между Украиной и РФ (см. карту-схему).

Соответствующим законом, если его примет Верховная Рада Украины, не будет изменен действующий Закон Украины «О государственной границе Украины», в частности его общая норма о ширине территориального моря — 12 морских миль.

Установление на основании срединной линии границ территориального моря Украины в Керченском проливе, который используется для международного судоходства, никоим образом не повлияет негативно на свободу судоходства в регионе и будет полностью отвечать Конвенции ООН по морскому праву, в частности ее статье 34.

Тесно связанной с решением надлежащего нормирования морских границ Украины в Черном и Азовском морях вокруг Крымского полуострова и важной по своему значению является тема деоккупации Крыма с восстановлением прав крымскотатарского народа и других коренных народов Украины. Об этом, что не странно, совершенно забывают разного рода бизнесмены-девелоперы из-за океана, привыкшие решать судьбы людей так же легко, как и объектов недвижимости. Будь то в украинских Крыму и Приазовье или в палестинской Газе.

Заявляя надлежащим образом на весь мир о своем суверенитете на морских пространствах вокруг Крыма, устанавливая морскую границу, наша страна даст достойный ответ желающим торговать чужими землями, морями и людьми.

P.S. США с 12 января прошлого года наносят удары по хуситам, чтобы решить проблему с восстановлением свободы навигации по Красному морю. Пока безуспешно. Однако проблема Красного моря на самом деле является производной от проблемы моря Черного, где Россия деформировала пространство безопасности, оккупировав в 2014-м украинский Крым, установив контроль над Керченским проливом и морскими пространствами Украины вокруг Крыма. В 2022-м Россия захватила Азовское море. Иран и его йеменские прокси — хуситы — увидели, что можно действовать, игнорируя международное морское право, и устанавливать огневой контроль над международными морскими коммуникациями, поскольку наибольшие приверженцы свободы навигации — страны Запада — не отреагировали на события в Черном море. С Крыма начался кризис безопасности в Азовско-Черноморском бассейне, в Крыму он и должен быть решен.

Источник материала
loader
loader