Администрация президента США Дональда Трампа хочет использовать переговоры по тарифам для давления на торговых партнеров Соединенных Штатов, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Таким образом в США хотят заставить партнеров ограничить сделки с Китаем.
Суть такого шантажа заключается в том, чтобы добиться от торговых партнеров США обязательств по изоляции китайской экономики в обмен на снижение торговых и тарифных барьеров, введенных Белым домом. Американские чиновники хотят использовать переговоры с более чем 70 странами, чтобы те в результате запретили Китаю поставлять свои товары через их территорию. Также США хотят добиться от партнеров запрета для китайских фирм размещаться в их странах. Взамен якобы партнеры США смогут избежать американских тарифов, и не впитывать дешевые промышленные товары Китая в свои экономики.
В издании отметили, что эти меры призваны нанести удар по и без того шаткой экономике Китая, а также заставить Пекин сесть за стол переговоров с меньшими рычагами влияния в преддверии возможных переговоров между Трампом и главой КНР Си Цзиньпином. Конкретные требования могут сильно разниться в зависимости от страны, учитывая степень ее вовлеченности в китайскую экономику.
Белый дом и Министерство финансов США не ответили на просьбы о комментарии.
По словам людей, знакомых с ходом обсуждений, американские чиновники уже высказывали эту идею на ранних переговорах с некоторыми странами. Сам Трамп намекнул на эту стратегию 15 апреля, заявив Fox Noticias, что он рассмотрит возможность заставить страны выбирать между США и Китаем. Так он ответил на вопрос о том, что Панама решила не возобновлять свою роль в инициативе «Пояс и путь» – глобальной инфраструктурной программе Китая для развивающихся стран.
Одним из «мозгов» этой стратегии является министр финансов Скотт Бессент. Он же взял на себя ведущую роль в торговых переговорах после того, как 9 апреля Трамп объявил о 90-дневной паузе во взаимных тарифах для большинства стран, но не для Китая.
По словам источников WSJ, Бессент предложил эту идею Трампу во время встречи в Мар-а-Лаго 6 апреля. Министр финансов заявил, что уступки со стороны торговых партнеров США могут помешать Пекину и его компаниям избежать американских тарифов, экспортного контроля и других экономических мер.
Эта тактика является частью более широкой стратегии Бессента, по изоляции китайской экономики. Она в последнее время набирает обороты среди чиновников Трампа. Споры о масштабах и серьезности американских тарифов продолжаются, но чиновники в основном согласны с планом Бессента в отношении Китая.
Он предполагает отсечение КНР от американской экономики с помощью тарифов и, возможно, даже вытеснение китайских акций с американских бирж. В недавнем интервью Fox Business Бессент не исключил, что администрация попытается провести делистинг китайских акций. Тем не менее, конечная цель политики администрации в отношении Китая пока не ясна.
Также неясно, со всеми ли странами антикитайская линия вступила в переговоры. Некоторые страны не слышали от американских переговорщиков требований, касающихся Китая, говорят люди, знакомые с ходом переговоров, хотя они признают, что переговоры находятся на ранних стадиях. Многие ожидают, что рано или поздно администрация Трампа выдвинет требования, связанные с Китаем.
Бессент и раньше демонстрировал свое желание получить антикитайские обещания от торговых партнеров США. В конце февраля он заявил, что Мексика предложила сравняться с американскими тарифами на Китай в рамках переговоров по поводу тарифов Трампа, введенных из-за торговли фентанилом. Бессент назвал предложение Мексики «приятным жестом», но эта идея не нашла поддержки у администрации.
С тех пор Бессент стал играть более активную роль в торговых переговорах. Он возглавил переговоры о взаимных тарифах после того, как 9 апреля Трамп объявил о 90-дневной паузе. Министр финансов должен встретиться с министром экономического развития Японии уже 16 апреля. Также Бессент составил список стран, которые, по его мнению, могут вскоре заключить сделки с США, включая Японию, Великобританию, Австралию, Южную Корею и Индию.
Китай ведет собственную торговую дипломатию. На этой неделе Си посетил Вьетнам – крупного торгового партнера США, сильно пострадавшего от тарифов Трампа, – и подписал с правительством Ханоя десятки экономических обязательств.
По словам бывшего старшего директора по международной экономике в Совете национальной безопасности Джо Байдена Питера Харрела, Китай рассматривает ответный торговый гамбит Трампа как возможность. Но возможности Китая противодействовать торговой политике США ограничены, добавил эксперт. В то время как США остаются «крупным нетто-импортером», Китай сокращает свой импорт из остального мира и фокусируется на самообеспечении.
«Китай не собирается заменять США в качестве источника спроса на продукцию, которую производят многие из этих развивающихся стран. Поэтому экономическая сторона вопроса окажется сложной для Китая, но я думаю, что они будут играть в политику достаточно разумно», – сказал Харрелл.
Напомним, Пекин ввел 125% пошлины против США после того, как американский президент Дональд Трамп в очередной раз повысил тарифы против Китая, которые в целом достигли 145%. Китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что в тарифной войне не будет победителей и уже начал искать «союзников», в частности, призвал ЕС объединить усилия, чтобы противостоять «односторонним запугиваниям».
Трамп, начавший глобальную тарифную войну, объявив о новых пошлинах как против противников, так и против союзников, приостановил на 90 дней часть тарифов, открыв возможность для переговоров.
Эта пауза, однако, не коснулась Китая. Экономические причины и стратегические мотивы антикитайской политики Трампа объяснял экономист Алексей Кущ в статье «США vs Китай. Анатомия Глобальной экономической войны».