В ответ на позицию Трампа по сокращению финансовой поддержки Украины Европа активизировалась. Практически все наши страны-партнеры заявили об увеличении своей помощи. Но хватит ли? Ведь, учитывая то, что Европа и США до сих пор финансировали Украину примерно в равных объемах, после закрытия американских программ другим странам фактически необходимо вдвое увеличить свою щедрость, чтобы Украина смогла выстоять. Для Европы это вопрос не столько гуманизма, сколько собственной безопасности. Вместе с тем и сама Украина должна искать дополнительные ресурсы внутри страны. То есть вопрос экономики — этот вопрос выживания.
О каких суммах идет речь? Если верить Дональду Трампу, то Америка практически завалила Украину деньгами за эти три года войны. Действующий президент США называет сумму помощи в 350 млрд долл. Но экономические эксперты тут же подсчитали, что глава США сильно преувеличивает. На самом деле посчитать сумму этой помощи практически невозможно, потому что большая часть ее поступала не в деньгах, а в военной технике, большей частью не в новой, а иногда вообще в списанной. Так что считать ее стоимость по рыночным ценам было бы нечестно. Впрочем, немецкий аналитический центр, который отслеживает международную военную и гуманитарную помощь Украине, назвал цифру в 119,7 млрд долл. По его данным, столько потратили США на помощь Украине с января 2022 года по декабрь 2024-го.
Почему инвестиционные форматы могут стать будущим
Истощение складов и постоянно растущие потребности фронта вынуждают искать новые решения, когда страны-доноры не просто перебрасывают имеющееся оружие, но и помогают производить его в Украине. Это побуждает украинский ВПК расширяться, при этом минимизирует коррупционные риски благодаря внешнему аудиту. Наконец, формируется стабильная основа для кооперации, когда Киев превращается в самостоятельного регионального производителя, который может быстро реагировать на запрос фронта и предлагать готовые образцы в сжатые сроки. Именно такая логика лежит в основе датской и нидерландской моделей, а также разнопланового британского формата.
Ряд европейских государств все больше тяготеют к форматам финансирования, которые предусматривают прямое инвестирование в украинское производство через тщательный аудит и возможность быстро увеличивать объемы выпуска техники и боеприпасов. Инвестиционные модели финансирования помощи отличаются в деталях, но их объединяет общая идея — для постоянного обеспечения ВСУ лучше помочь усилить украинскую оборонную промышленность, чем полностью полагаться на ограниченные склады или продолжительные международные тендеры. Такой подход позволяет гибко реагировать на изменения в условиях боевых действий, быстро покрывать неотложные нужды фронта и вместе с тем строить долгосрочную инфраструктуру безопасности в регионе. Именно такой формат поддержки Украины обеспечит стабильные поставки для Сил обороны, а в будущем может полностью трансформировать подход к оборонной промышленности в Европе.
Датская модель
Дания стала одной из первых, кто решил заказывать оружие непосредственно в Украине из-за ограниченных запасов в собственных арсеналах. Для начала правительство выделило около 597 млн евро, из которых немалая доля — конфискованные российские активы. Благодаря этому украинские оборонные предприятия получают среднесрочные контракты и могут стабильно увеличивать выпуск военной техники. Датские или международные аудиторы контролируют процесс производства, что делает невозможной коррупцию. Преимущество для ВСУ заключается в том, что поставки оружия происходят быстрее, а технику можно модифицировать именно под украинские потребности. Таким образом, Дания помогает украинским производителям развиваться и имеет гарантии прозрачного использования выделенных средств.
Нидерландская модель
Нидерланды уже продолжительное время занимают заметное место среди стран, поддерживающих Украину. С течением войны правительство Нидерландов увеличило общий оборонный бюджет и объявило о готовности использовать в целом 10,4 млрд евро для военной помощи, часть из которых направляет именно в украинский ВПК. Если возникают проблемы с оперативной закупкой вооружения у западных производителей, средства гибко переориентируют на прямые заказы в Украине — от дронов и систем ПВО до артиллерии и боеприпасов. Такой подход решает сразу несколько задач: Нидерланды усиливают собственную оборону, не создавая чрезмерное давление на международный рынок оружия, и при этом помогают украинским предприятиям развивать производство. Также активно практикуется формат коалиции: вместе с Данией, Норвегией, Швецией и другими партнерами Нидерланды софинансируют крупные проекты для ВСУ, делая поставки более масштабными и стабильными.
Британский формат
Великобритания выстроила многослойную систему финансирования, которая сочетает международные фонды, кредиты, прямую помощь и долгосрочные соглашения по безопасности. Лондон выделил около 10 млрд евро, стал инициатором Международного фонда для Украины, к которому присоединились Норвегия, Дания, Нидерланды, Швеция, Литва, а также Австралия, Исландия и Новая Зеландия. Часть средств направляется на закупку вооружения или боеприпасов сразу для ВСУ, другая — на кредиты для развития украинской оборонной промышленности. При этом действует несколько механизмов контроля, позволяющих убедиться в целевом использовании денег. Великобритания также сотрудничает с украинскими предприятиями в рамках инициативы ZBROYARI: Manufacturing Freedom, создает ремонтные и модернизационные базы для техники на месте. Параллельно проводит масштабную подготовку украинских военных по инициативе наподобие Operation Interflex, охватывающей обучение пехотинцев, артиллеристов, саперов и других специалистов.
О рыбке и удочке
Старая истина о том, как накормить голодного, сейчас как никогда актуальна. На самом деле половину своих расходов на войну Украина все это время покрывала своими силами. Так что при условии стабильного роста экономики могла бы и самостоятельно закрыть финансовую дыру, образовавшуюся после резкого изменения американской политики. Но как развивать экономику под постоянными ракетными и шахедными ударами, когда огромное количество трудоспособного населения либо на фронте, либо за рубежом? По меньшей мере, одно направление экономики при таких условиях все же может мощно развиваться — военно-промышленный комплекс.
Опыт трех лет войны четко продемонстрировал, что простая передача техники со складов или разовые гранты не могут покрыть долгосрочные потребности армии. Так что модели финансирования начали трансформироваться. Некоторые страны находят новые подходы к финансированию украинского сопротивления. Они фокусируются на прямых инвестициях в производство оружия в Украине и создании совместных фондов с прозрачным механизмом контроля.
Если гранты — это рыба, то инвестиционные модели — удочка. Ведь такая форма помощи предполагает финансовые вливания не в само оружие, а в украинские предприятия, которые это оружие производят. Таким образом, ВСУ получают обеспечение, а экономика — толчок в виде зарплат и налогов.