/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F181093bd30cc8d6181d128c7994419b8.png)
100 дней Трампа: пять прогнозов, чего ждать дальше Украине и миру
Чего ждать дальше от президентства Дональда Трампа?
Первые 100 дней – период в американской политике, за который оценивают первоначальные успехи президента. Традиция началась с Франклина Рузвельта в 1930-х годах, когда за первые 100 дней он принял многие ключевые реформы для борьбы с Великой депрессией. Эта временная метка стала маркером эффективности старта каденции всех последующих лидеров государства.
Без преувеличения первые три месяца Дональда Трампа у власти шокировали мир: даже искусственный интеллект характеризует их словами "хаос", "непредсказуемость" и "радикальность".
Чего можно ожидать дальше? Читайте в материале международного обозревателя "Телеграфа" Ольги Кирилловой.
1 — новый дедлайн по Украине или "передышка" для Москвы?
Есть два варианта, какой может быть дальнейшая позиция Трампа по урегулированию войны в Украине. Первый — продолжение "дипломатических качелей" и медиация с его стороны между сторонами, второй — выход из переговоров из-за якобы разочарования обеими сторонами.
За первые 100 дней у Трампа не получилось заключить "быстрое соглашение" между Москвой и Киевом или посадить Путина и Зеленского за стол переговоров. 27 апреля президент США озвучил новый дедлайн — две недели, за которые якобы разберется, доверяет ли российскому диктатору. Что бы это ни означало.
Фундаментально — несмотря на недавнее изменение риторики Трампа в пользу Киева и осуждение российских ударов, его понимание того, что происходит, вряд ли изменилось. Администрация Трампа продолжает рассматривать войну не как вопрос глобальной безопасности, а проблему, доставшуюся в "наследство" от предшественников.
Такой подход создает риск, что любое дальнейшее "соглашение", которое Вашингтон мог бы предложить, будет базироваться не на справедливости для Украины, а на быстром прекращении боевых действий любой ценой — даже путем уступок Кремлю.
Российские аппетиты растут: Москва до сих пор говорит о "денацификации" и "демилитаризации" Украины, мечтает о снятии санкций и возвращении замороженных российских активов. Наконец настаивает на международном признании российского контроля над Крымом, Донетчиной, Луганщиной, Херсонщиной и Запорожьем.
Несмотря на заявления о готовности Путина к переговорам с Киевом "без предварительных условий", цель россиян не изменилась. Это фактическая капитуляция Украины и легализация насильственных изменений границ. Но понимает ли это Трамп?
Его "мирный план", опубликованный Reuters, означает фактическое замораживание линии фронта. В таком случае Россия вполне может воспользоваться "передышкой" для подготовки еще большего удара по Украине. Возможно, когда Трамп покинет Белый дом через четыре года. Возможно, раньше. Мир, заключенный без справедливости и гарантий безопасности для украинцев, будет приглашением к новой войне.
В силах Трампа не допустить этого. Но захочет ли он по-настоящему разбираться с "войной Байдена"? Вопрос, на который не знают окончательного ответа даже соратники президента.
2 — "дружба" с Путиным?
Ранее "Телеграф" рассказывал, кто из окружения оказывает наибольшее влияние на мнение Дональда Трампа. И это – Стивен Виткофф. Специальный посланник США на Ближнем Востоке; давний и верный друг президента, которого любит вся семья Трампов.
В прошлом были случаи, когда приближенные к Трампу люди теряли его доверие и даже попадали в немилость. К примеру, после увольнения Госсекретаря Рекса Тиллерсона президент США назвал его "тупым как камень".
Возможно, такое когда-нибудь произойдет и со Стивом Виткоффом, но в ближайшее время он будет сохранять мандат доверия от Трампа. Кроме ближневосточных вопросов и участия в переговорном процессе по Украине, Виткофф занимается российским треком. Он четырежды встречался с Путиным и имел неоднократные контакты с другими российскими чиновниками, в частности гендиректором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым, которому российский диктатор отдал кураторство над переговорами с американцами.
Как и Трамп, Виткофф любит соглашения и является своеобразным архитектором экономического партнерства между Россией и Соединенными Штатами.
Кремль озвучивает надежды на возобновление авиасообщения из США, возвращение американских компаний на российский рынок и даже сотрудничество в сфере редкоземельных металлов. Вероятно, подобные предложения россиян Виткофф доносит и до босса в Белом доме. Вашингтон вряд ли на них пойдет без "соглашения по Украине", но в случае заморозки линии фронта вполне можно ожидать дальнейшей "дружбы" между США и РФ, по крайней мере, в бизнес-вопросах.
Одобрительную американскую риторику в сторону Москвы также можно рассматривать как путь к расколу между Москвой и Пекином. По крайней мере, чиновники администрации Трампа неоднократно упоминали цель "разъединить" союз ядерных государств.
3 — соглашение с Китаем?
2 апреля в торжественной обстановке в саду Белого дома Дональд Трамп провозгласил о "Дне освобождения" Америки. Держа в руках огромные картонные таблички со списком стран, президент рассказывал о введении беспрецедентных пошлин на импорт товаров в США.
Базовый тариф в размере 10% вводился на товары почти из всех стран мира, включая Украину. Государствам, которых Трамп считает "наибольшими нарушителями", повезло меньше. В частности, для членов Европейского Союза было введено 20% пошлины, Японии – 24%, Индии – 26%, Южной Кореи – 25%, Израиля – 17%.
Уже 9 апреля Трамп "смилостивился" и объявил, что на 90 дней приостанавливает действие объявленных пошлин для ряда государств: мол, они начали предлагать США договориться о дальнейших условиях сотрудничества. Выступая перед однопартийцам, президент похвастался, что страны звонят ему и "целуют зад", пытаясь заключить торговое соглашение.
Действие "торгового помилования" истекает в июле 2025 года. Вероятно, в дальнейшем президент США будет использовать тарифы в качестве давления на отдельных партнеров, чтобы выторговать нужные условия. И в то же время почувствовать уважение других лидеров, которые в видении республиканца будут умолять о договоренностях со Штатами. Да, еще со времен карьеры девелопера Дональд Трамп любит закрывать соглашения и считает это показателем эффективности в работе.
Впрочем, главной целью "тарифного цунами" был Китай. Общий размер таможенных пошлин для товаров из Поднебесной вырос до рекордных 145%, а на некоторые товары достиг 245%.
Пекин в ответ ввел в действие 125% тарифа на американские товары. Но обе стороны подготовили пути отступления на ближайшую перспективу. К примеру, Трамп пообещал пересмотреть тарифную политику, если КНР позволит США "зайти и открыто поработать" на китайском рынке. А китайцы без публичных объявлений снизили пошлины на некоторые критически важные единицы товаров, например американские микрочипы.
Возможно, Дональд Трамп в очередной раз стремится вести "игру на понижение" с Китаем, чтобы получить соглашение, которое будет выгодно Соединенным Штатам или ему лично.
Прецеденты уже есть. Во время своего первого срока Трамп отказался от плана, который мог причинить вред китайскому производителю электроники ZTE, после того как президент КНР Си Цзиньпин помог организовать его встречу с лидером Северной Кореи Ким Чен Ином.
Но согласится ли на американские условия Китай на этот раз? Далеко не факт. На днях Си Цзиньпин объявил о плане противодействия экономическим проблемам, который свидетельствует о том, что Пекин готов пойти даже на высокую внутреннюю инфляцию, чтобы противостоять пошлинам Трампа в долгой перспективе. При таком сценарии напряжение между двумя государствами будет только усиливаться, и глобально это будет вести к еще большей поляризации мира.
4 — "выход" из Европы и хаос в Гааге?
Речь может идти о масштабных шагах, которые напрямую повлияют на обороноспособность Европейского континента. Не секрет, что в Белом доме рассматривают намерение сократить военное присутствие в странах ЕС — при этом численность американских войск колеблется от 70 до 90 тысяч постоянных военнослужащих. По расчетам Немецкого экономического института, Европе может понадобиться от 10 до 12 лет, чтобы заменить ключевые военные силы и средства США. Но это, похоже, не очень интересует Вашингтон.
Министр обороны Пит Хегсет откровенно заявил: Америка больше не может быть гарантом безопасности для Европы.
"Время, когда США были единственным гарантом европейской безопасности, прошло. Это давно должно было произойти", — сообщил Хегсет. Он добавил, что европейцы должны наращивать свою военную мощь для укрепления НАТО. В частности, увеличить расходы на оборону.
"Планирую обратиться к государствам-членам НАТО с просьбой увеличить расходы на оборону до 5% ВВП, что должно было произойти давно", — артикулировал сам Трамп во время форума в Давосе в начале года.
В США требуют, чтобы до саммита НАТО в Гааге в июне все страны-члены Альянса "показали инициативу" по увеличению расходов.
Не исключено, что встреча в Нидерландах станет повтором саммита НАТО в 2018 году, когда Трамп угрожал союзникам выходом США из Альянса, если они не увеличат оборонные расходы. На сегодняшний день вклад США составляет 66% общих расходов НАТО, в то время как европейские члены Альянса вместе закрывают 30% общих потребностей.
Следует понимать: Дональд Трамп все дальше отходит от традиционной внешнеполитической линии США, в частности, от принципов, заложенных доктриной Трумэна.
Если классическая американская политика строилась на поддержке союзников, сдерживании авторитарных режимов и защите демократических ценностей в мире, то Трамп предпочитает изоляционизм, трансакционные подходы к международным отношениям и сокращение глобального присутствия Америки.
5 — борьба за ресурсы и аннексия Гренландии?
"Мы получим Гренландию — так или иначе", — заявил в марте президент США. Это дало виток дискуссиям о подготовке Штатов уже не к покупке, а к аннексии острова, который является автономной территорией в составе Дании.
Трамп неоднократно заявлял, что хочет взять эти территории под контроль Штатов из соображений национальной безопасности. На острове, напомним, находится самая северная авиабаза США "Питуффик" или "Туле". Она имеет решающее значение для военного потенциала США, ведь расположена непосредственно между севером Штатов и севером России. В эру Холодной войны база прикрывала американскую территорию от возможного ракетного удара СССР.
Кроме того, остров богат природными ресурсами — нефтью и редкоземельными минералами. Несмотря на утверждение Трампа о том, что население острова "хочет быть с США" сами гренландцы в подавляющем большинстве отвергают эту идею.
Попытки давления со стороны администрации создают опасный прецедент, что великие державы могут открыто претендовать на стратегически важные территории более слабых стран, усиливая глобальную нестабильность. Вероятно, Трамп не откажется от своего желания расширить границы США и может прибегнуть к более радикальным действиям.
Вполне серьезно Дональд Трамп относится и к идее присоединения Канады к Соединенным Штатам в качестве 51-го штата. "На самом деле нет, я не троллю, — подчеркнул на днях он, — Канада — интересный случай".
Новый премьер Канады Марк Карни заверил, что страна "никогда и ни в какой форме" не войдет в состав Америки. Но это не остановит президента США от деструктивных заявлений, подрывающих основы американо-канадских отношений, которые совсем недавно были одними из самых стабильных в мире.
Не оставят США и намерения установить контроль над Панамским каналом, который является одним из важнейших торговых путей между Атлантическим и Тихим океанами. Он значительно сокращает время и расходы на транспортировку товаров, позволяя судам избегать объезда Южной Америки. Контроль над каналом позволил бы США укрепить свое влияние на международные торговые пути.
И к теме редкоземельных металлов. Они в основном добываются в Китае, что дает значительное экономическое и геополитическое влияние Поднебесной. США естественно пытаются снизить свою зависимость от китайских поставок, поэтому ищут новые рынки.
Одна из краткосрочных целей Трампа — получить доступ к украинскому рынку полезных ископаемых. Он активно заинтересовался такой возможностью с сентября прошлого года, когда впервые услышал об этом от Владимира Зеленского как об одном из пунктов Плана победы.
Вероятно, в ближайшее время, будет подписана окончательная редакция "соглашения об ископаемых", которая будет включать доступ американцев ко всем природным ресурсам Украины — нефти, газу и ключевым энергетическим активам. Документ дорабатывают юридические команды с обеих сторон.
Параллельно продолжаются переговоры о подобном соглашении США с Демократической Республикой Конго, которая имеет огромные запасы меди, кобальта и урана. В этом смысле жажда США к украинским минералам как и к любым другим в мире — часть большей игры, в которой целью является превосходство Америки над Китаем.
И еще раз — Трамп любит соглашения. Их можно использовать как символ успеха в политике, особенно если они соответствуют желаниям избирателей.
"Соглашения, конкуренция, национализм" — эти три столпа, по прогнозу искусственного интеллекта, будут определять дальнейшее президентство Дональда Трампа. Такой подход может еще больше поляризовать как американское общество, так и весь мир, но вполне соответствует провозглашенной Трампом идеологии "Америка прежде всего".
