Компания Amazon вывела на орбиту 27 спутников для широкополосной интернет-группы Kuiper и тем самым начала развертывание сети интернета, которая планируется как конкурент Starlink от SpaceX, передает Reuters. Сначала их должны были запустить 9 апреля, но тогда все испортила плохая погода. Это первые из 3236 спутников, которые Amazon хочет отправить на низкую околоземную орбиту в рамках проекта Kuiper.
Проект представили еще в 2019 году как обеспечивающий широкополосный интернет по всему миру для потребителей, бизнеса и правительств. Стоимость Kuiper составляет 10 млрд. долларов.
Kuiper наверняка самая большая ставка Amazon, которую компания делает на фоне успеха Starlink, а также глобальным телекоммуникационным провайдерам, таким как AT&T и T-Mobile. Amazon позиционирует услугу как «подарок» для сельских районов, где связь либо слабая, либо ее нет совсем.
Ранее в Amazon надеялись, что смогут запустить первую партию спутников в начале 2024, но миссию пришлось отложить. К середине 2026 года компания должна развернуть половину своей спутниковой группировки – 1618 спутников. Конкретно таковой термин установила Федеральная комиссия связи США. Однако, по мнению аналитиков, более медленный старт означает, что Amazon, скорее всего, обратится с просьбой о продлении срока.
Ожидается, что Amazon публично подтвердит первый контакт со всеми спутниками из своего центра операций миссии в Редмонде, штат Вашингтон, через несколько часов или возможно дней после запуска. В компании заявили, что, если все пойдет по плану, то они ожидают «начать предоставлять услуги клиентам позже в этом году».
Генеральный директор ULA Тори Бруно заявил в интервью агентству Reuters в этом месяце, что ULA может запустить еще до пяти миссий Kuiper. В заявлении FCC за 2020 год Amazon отметила, что может приступить к обслуживанию в некоторых северных и южных регионах на 578 спутниках, расширяя покрытие к экватору Земли.
Проект Kuiper, как отмечают в Reuters, – это амбициозный космический прорыв, стартовавший на рынке, когда там уже доминирует SpaceX. Но руководители Amazon считают глубокий опыт компании в сфере потребительских продуктов и устоявшийся бизнес облачных вычислений, с которым Kuiper будет сотрудничать, преимуществом над Starlink.
В 2023 году Amazon запустила два прототипа спутников, испытания которых, по ее словам, прошли успешно. Их свели с орбиті в 2024 году. Компания была относительно молчалива по поводу развития программы, пока не объявила о своих первых планах запуска Kuiper в начале этого месяца.
SpaceX Илона Маска с 2019 года вывела на орбиту более 8000 спутников Starlink. Темпы развертывания ускорились до минимум одной миссии Starlink в неделю, каждая ракета имеет примерно два десятка спутников на борту, чтобы расширить пропускную способность сети и заменить устаревшие спутники. Такие быстрые темпы помогли компании Маска собрать более 5 миллионов пользователей интернета в 125 странах, перевернуть мировой рынок спутниковой связи и привлечь военные и разведывательные службы.
Исполнительный глава Amazon Джефф Безос выразил уверенность в том, что Kuiper может конкурировать с Starlink. В январском интервью Reuters он заявил, что «есть ненасытный спрос» на интернет.
«Здесь есть место для многих победителей. Я предполагаю, что Starlink будет продолжать быть успешным, и я предполагаю, что Kuiper также будет успешным… Это будет преимущественно коммерческая система, но эти созвездия низкой околоземной орбиты, несомненно, будут использовать и в оборонных целях», – сказал Безос.
В 2023 году Amazon представила свои потребительские терминалы Kuiper, антенну размером со связывающуюся со спутниками виниловую пластинку, а также меньший терминал, размером с устройство для электронных книг Kindle. Компания ожидает выпустить десятки миллионов устройств по цене менее 400 долларов каждый.
В 2022 году Amazon заказала 83 запуска ракет у ULA, французской Arianespace, и Blue Origin, космической компании Безоса, заключив крупнейшую в области сделку на запуски, готовясь начать развертывание радиостанции Койпера.
Напомним, проект Kuiper компании Amazon не единственный потенциальный конкурент Маска. Три ведущих европейских аэрокосмических компании – Airbus, Leonardo и Thales Alenia Space – рассматривают возможность создания совместного предприятия для расширения производства спутников. Инициатива направлена на усиление позиций Европы в сфере производства низкоорбитальных спутников, широко используемых в коммерческих телекоммуникациях.