С самого начала своего существования коалиция в Германии столкнулась с крупными проблемами.
Избрание лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Фридриха Мерца на должность канцлера Германии стало не только личным испытанием для политика, но и первым серьезным тестом на прочность новой коалиции еще до начала ее полноценной работы.
Голосование в Бундестаге состоялось 6 мая и, казалось, все идет по плану: 28 апреля новое коалиционное соглашение между христианскими и социал-демократами официально одобрил ХДС. А уже 29 апреля, несмотря на внутренние дискуссии и некоторые опасения, документ поддержала и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — подавляющим большинством в 84,6% голосов.
Но первое голосование в Бундестаге пошло совсем не по сценарию: Мерц набрал только 310 голосов при необходимом минимуме в 316. Впервые в послевоенной истории Германии выдвинутый и согласованный кандидат не смог пройти с первой попытки. Несмотря на успешное избрание Мерца канцлером во втором туре голосования в тот же день (325 голосов) символическое значение первой неудачи, бесспорно, будет иметь длительные политические последствия.
В этот день главный вопрос был: кто именно сорвал первое голосование? Ведь у ХДС/ХСС и СДПГ в сумме есть 328 мандатов — на 12 больше, чем было необходимо. Но выяснить, кто именно не поддержал, практически невозможно: согласно Основному закону, голосование за канцлера проходит тайно.
Последние месяцы свидетельствовали о росте недовольства в обеих партиях — как личностью Мерца, так и форматом коалиции. Также нельзя исключать, что часть голосов в его поддержку поступила из оппозиционного лагеря: страх перед досрочными выборами и вероятным усилением позиций ультраправой «Альтернативы для Германии» (АдГ) мог заставить отдельных депутатов действовать прагматично. Будущее последней, впрочем, сейчас под серьезным вопросом: 2 мая Федеральное ведомство по охране Конституции Германии отнесло партию «Альтернатива для Германии» к правоэкстремистским на федеральном уровне.
Но мотивы так называемых отступников вызвали большое возмущение. Во времена, когда страна нуждается в единстве перед внутренними и внешними вызовами, ставить под сомнение легитимность будущего правительства по меньшей мере безответственно. Те, кто стремился «поставить Мерца на место» (а в последнее время его периодически критиковали за заносчивость и иногда чрезмерную сосредоточенность на зарубежных визитах вместо внутренней политики), выбрали для этого крайне неудачный момент.
Впрочем, новоизбранному канцлеру, можно сказать, к этому не привыкать. Политическая карьера 69-летнего Фридриха Мерца буквально отмечена такими этапами. Выходец из Западной Германии (Восточный Зауэрланд, земля Северный Рейн-Вестфалия), юрист и политолог по образованию, он начал профессиональный путь как судья, а впоследствии — адвокат. В 1989–1994 годах был депутатом Европейского парламента от ХДС, а с 1994 по 2009 год — членом Бундестага. Впрочем, его стремительный взлет в конце 1990-х завершился поражением: после выборов в 2002 году, проигранных социал-демократам под руководством Герхарда Шредера, Мерца отодвигает с должности главы парламентской фракции ХДС/ХСС Ангела Меркель, сделавшая его своим заместителем. В продолжительной политической конкуренции с ней он наконец уступает и в 2009 году оставляет политику на долгое время. За этот период Мерц сделал успешную юридическую и лоббистскую карьеру в бизнесе (среди прочего — в американской инвестиционной компании), заработав миллионы. Именно поэтому его нередко называют «человеком крупного бизнеса».
В 2018 году, после того как Меркель объявила о намерении уйти из политики, Мерц решил воспользоваться шансом на возвращение. Он позиционировал себя как «анти-Меркель»: более консервативный, экономически либеральный и четко правый политик. Но две попытки получить лидерство в партии — в 2018 и 2021 годах — закончились поражениями. В значительной степени этому способствовала и сама экс-канцлер: их соперничество стало своеобразной политической притчей. Только после окончательного отхода Меркель и поражения ХДС/ХСС на выборах в 2021 году в январе 2022-го Мерц наконец возглавил партию. Его избрание тогда воспринималось как шанс вернуть политическую идентичность, утраченную в годы прагматичного центра. Но позже стало очевидно: новый лидер пытается балансировать между разными крыльями партии, избегая четкого программного курса.
Поэтому поражение в первом туре голосования стало для Мерца серьезным ударом. Но это не просто последствие внутрипартийного недоверия — скорее, симптом более глубоких разногласий, назревших еще до выборов.
Во-первых, его жесткая риторика по поводу миграции, а также открытая поддержка усиления правил приема беженцев — позиция, подобная той, что отстаивает АдГ, — вызвали напряжение не только среди социал-демократов, но и внутри самой ХДС/ХСС. Когда в конце января Мерц внес в Бундестаг законодательные предложения по ограничению миграции, которые априори поддержала бы АдГ (что и произошло), это вызвало волну мощной критики со стороны почти всех других партий. В немецкой политической среде есть неписаное правило — никакого сотрудничества с АдГ, что описывается метафорой «огненной стены» (нем. Brandmauer). Даже косвенная поддержка со стороны ультраправых считается нарушением демократического консенсуса. И хотя инициативы Мерца были отклонены, а сам он неоднократно заявлял о невозможности сотрудничества с радикалами, неприятный осадок, как говорят, остался.
Во-вторых, фактическое нарушение предвыборного обещания и рекордно быстрое принятие кардинальных изменений в Основной Закон по ослаблению ограничений так называемого долгового тормоза — предохранителя роста государственной задолженности. Хотя этот шаг был действительно крайне необходим, он вызвал волну возмущения даже в собственных рядах.
И не последнюю роль в сложностях старта нового правительства играли неоднозначные заявления Фридриха Мерца после подписания коалиционного соглашения — в частности попытки пересмотреть уже согласованные положения. Речь идет прежде всего о попытке поставить под вопрос зафиксированный в договоренностях размер минимальной заработной платы — вопрос, имеющий принципиальное значение для социал-демократов.
Вместе с тем в день голосования за канцлера все лидеры коалиционных партий четко дали понять: никаких попыток расшатать соглашение или искать «отступников» не будет. Правительство должно сосредоточиться на решении актуальных вызовов.
Собственно в состав нового кабинета, кроме канцлера Фридриха Мерца, вошли 17 министров: СДПГ возглавила семь министерств, ХДС получил шесть, а также должность руководителя федеральной канцелярии, а Христианско-социальный союз (ХСС) представлен в трех министерствах.
Среди представителей СДПГ вице-канцлером и министром финансов, как и ожидалось, стал лидер партии Ларс Клингбайль. Министром обороны остался Борис Писториус — один из самых рейтинговых политиков страны. Бывшая глава Бундестага Бербель Бас возглавила министерство труда и социальной политики. В целом новое руководство СДПГ, за исключением министра обороны, продемонстрировало дистанцирование от правительства предыдущего канцлера. В формировании команды сделана ставка не только на опытных управленцев, но и на обновление поколений и включение новых лиц.
Особого внимания заслуживает кадровое решение по министерству иностранных дел: впервые за более чем полстолетия его возглавил представитель ХДС. Традиционно эта должность отходила младшему партнеру по коалиции, в то время как христианские демократы никогда такими не были. Министерство возглавил Иоганн Вадепуль — внешнеполитический советник Мерца, известный своими трансатлантическими взглядами. Для Украины это, бесспорно, позитивный сигнал: Вадепуль последовательно выступал за усиление военной поддержки Киева, включая поставку тяжелого вооружения.
Несмотря на сформированный кабинет, большинство политических обозревателей призывает не возлагать завышенных ожиданий на новое правительство. Основное достижение сейчас — своевременное формирование дееспособной исполнительной власти. Следующая задача канцлера — четко определить стратегическое направление развития страны. Простора для ошибок практически не осталось. Несмотря на победу во втором туре, авторитету Мерца нанесен серьезный удар, а легитимность определенным образом подорвана еще до начала полноценной работы. Это создает риски не только во внутриполитической плоскости, но и во внешнеполитической сфере.
Мерц начинает свой мандат в условиях существенно измененного геополитического контекста. Фактически Германия сейчас лишена обычной опоры в лице Соединенных Штатов. Первый тур голосования, в котором Мерц испытал поражение, сказался и на международном уровне, в частности сильно покачнув его позиции в глазах американского руководства. Поэтому одним из приоритетов нового правительства является возобновление конструктивного диалога с основными европейскими партнерами — Францией и Польшей, отношения с которыми при предыдущем правительстве оставались напряженными. Показательно, что уже 7 мая новоизбранный канцлер осуществил первые визиты именно в Париж и Варшаву. Главный месседж — преодолеть «молчание европейской политики», вернуть доверие и укрепить европейское единство.
Если Мерц не сумеет сформулировать объединительный курс для общества — не из-за риторики страха, а из-за модернизационных ориентиров — его правительство рискует стать техническим временным инструментом в переходном периоде. В лучшем случае — кризисным менеджером. В худшем — предвестником более глубокого политического сдвига, вследствие которого умеренные силы утратят способность артикулировать общенациональный интерес.