Депутаты снова хотят сидеть на двух стульях
Депутаты снова хотят сидеть на двух стульях

Депутаты снова хотят сидеть на двух стульях

В парламенте разгорается борьба за право народных избранников работать одновременно и в Раде, и правительстве. Совместительство когда-то было в парламенте на протяжении нескольких созывов и особенно хорошо вмонтировалось при экс-президенте Викторе Януковиче. Избавиться от него удалось только после революции достоинства.Речь идет о законе, который позволит народным избранникам одновременно занимать должности премьер-министра, вице-премьера, министра, замминистра или другие политические должности, не прекращая депутатских полномочий.Эта инициатива вызвала оживленное обсуждение, потому что противоречит предварительным толкованиям Конституционного Суда.Данный законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство, которые позволят народным депутатам занимать должности в исполнительной власти. Это означает, что депутат, не утрачивая мандата, сможет работать на политических должностях, таких как премьер-министр или министр.Народный депутат Виталий Безгин ("Слуга народа"), член Комитета по вопросам организации государственной власти, считает, что решение Конституционного Суда от 4 июля 2002 года, запрещающее совмещение мандата депутата с должностями в Кабинете Министров, уже не отвечает современным реалиям. По его словам, должности министров и их заместителей давно стали политическими, что делает предварительные толкования устаревшими."Такая практика успешно работает в 19 европейских странах, где депутаты могут совмещать законодательную и исполнительную деятельность. Это позволяет повысить эффективность работы правительства и парламента", – считает Безгин.Да, подобная практика совмещения должностей действительно работает в европейских странах и является нормой. Например, в странах парламентской демократии, таких как Германия или Франция, депутаты нередко занимают правительственные должности, что способствует более быстрому воплощению политических решений. В Украине же подобные изменения могут вызвать как поддержку, так и сопротивление, ведь наше общество чувствительно к концентрации власти.Авторы законопроекта – парламентарии Галина Третьякова, Максим Павлюк, Олег Бондаренко, Андрей Клочко и Александр Федиенко аргументируют, что такие изменения будут способствовать лучшей координации между законодательной и исполнительной ветвями власти.Провластные эксперты отмечают, что разрешение на совмещение может повысить эффективность работы правительства, ведь депутаты, имеющие опыт законотворчества, смогут оказывать непосредственное влияние на исполнительные процессы.А критики этой инициативы – напротив, предостерегают, что это может нарушить принцип разделения властей, закрепленный в Конституции. Они считают, что в таких условиях разрушается принцип распределения между ветвями власти и принцип подотчетности.Мол, совместительство – это "политический кентавр" или "политическая шизофрения", что может даже в общих процессах постоянно вызывать конфликт интересов. Потому какую роль будет выполнять такой политик в час вопросов к правительству: нардепа или министра? Или, например, во время представления и голосования за бюджет, совместитель будет в сессионном зале как представитель фракции, который будет иметь право голосовать, или в правительственной ложе среди министров?В то же время, в острых дискуссиях вопросы совместительства напоминают негативный пример десятилетней давности как один из самых показательных.Это тогда, когда народному депутату-регионалу и министру обороны Павлу Лебедеву объявили подозрение в государственной измене. Он получил заочный арест по делу о расстрелах на Майдане.Если объективно, то можно было бы сказать, что законопроект 13304 открывает новые возможности для сотрудничества между парламентом и правительством, но в то же время подвергает сомнению действующие конституционные нормы. Удастся ли инициаторам убедить Конституционный Суд в необходимости пересмотра предыдущих решений? Этот вопрос остается открытым. В настоящее время дискуссия продолжается, а общество и эксперты внимательно следят за развитием событий.Напомним, что статья 78 Конституции запрещает совместительство для народных депутатов.Там четко и недвусмысленно написано:Несмотря на это авторам инициативы кажется, что общий запрет на то, чтобы народные депутаты занимались оплачиваемой деятельностью, в действующем законодательстве размыты, а в "правоприменительной практике возникает существенная правовая неопределенность, что создает основу для неодинакового толкования закона".Кроме того, они считают, что то, как Конституционный Суд Украины толкует сочетание депутатского мандата с заниманием должностей в исполнительной власти, в частности в Кабмине, признавалось противоречащим принципу разделения властей, уже не актуально, так как должности членов КМУ были исключены из перечня должностей государственной службы и приравнивались к политическим должностям. Более того, представители "Слуг Народа" уверены, что это соответствует принципу политической ответственности.Можно лишь предположить, что, вероятно, представители большинства этой инициативой пытаются нащупать "софистические" щели и собственным способом трактовать законодательство, чтобы одновременно "залатать" проблему с кадрами на должности и голосами в сессионном зале. Или это просто протягивание закона под себя или конкретных нардепов. В конце концов и это не новое в украинской политике.Но очевидно, что самого политического желания маловато, а рациональных аргументов в таких инициативах не хватает, как и учет возможных последствий.В то же время, политический опыт предыдущих созывов украинского парламента четко продемонстрировал, что совместительство политических должностей — это не только постоянный конфликт интересов. Это именно те "грабли", которые каждый раз лупят по одному и тому же месту политического лба.
Источник материала
loader
loader