Рада сразу во втором чтении приняла закон о повышении порога ответственности за недостоверное декларирование
Рада сразу во втором чтении приняла закон о повышении порога ответственности за недостоверное декларирование

Рада сразу во втором чтении приняла закон о повышении порога ответственности за недостоверное декларирование

Рада сразу во втором чтении приняла закон о повышении порога ответственности за недостоверное декларирование

Законопроект ранее критиковало НАПК.

Верховная Рада Украины проголосовала сразу в целом за законопроект №13271-1 относительно "повышения ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения", который повышает порог ответственности за недостоверное декларирование. Как сообщил по итогам заседания парламента 17 июня народный депутат Ярослав Железняк, законопроект поддержали 245 депутатов.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является "обновление критериев уголовной и административной ответственности в сфере декларирования и незаконного обогащения; совершенствование порядка досудебного расследования правонарушений; устранение пробелов в правовом регулировании относительно сроков хранения информации в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения и сроков осуществления мониторинга образа жизни субъектов декларирования".

Однако в начале июня Национальное агентство по предупреждению коррупции выступило с заявлением о том, что категорически не поддерживает этот и альтернативные законопроекты (№13271 и №13271-2), поскольку они уменьшают эффективность проверок деклараций и мониторинга образа жизни чиновников.

В НАПК тогда отметили, что положения всех трех законопроектов негативно повлияют на эффективность существующих механизмов предотвращения коррупции. Прежде всего это касается таких инструментов финансового контроля как полные проверки деклараций и мониторинг образа жизни должностных лиц.

В Агентстве добавили, что предложенные изменения по ограничению для осуществления мониторинга образа жизни субъектов декларирования создают огромные риски для невыполнения обязательств перед международными партнерами.

В свою очередь Главное научно-экспертное управление ВРУ в заключении к законопроекту указало, что в основной части представленного законопроекта вносятся изменения в УК, КУоАП и УПК, а в заключительных положениях - в Закон Украины "О предотвращении коррупции" и Гражданский процессуальный кодекс Украины. При этом указанные изменения не связаны с предложенными изменениями в регулятивное антикоррупционное законодательство.

"По нашему мнению, учитывая содержание ч. 6 ст. 3 УК, предложенные проектом изменения требуют изложения в отдельных проектах - проекте о внесении изменений в УК, КУоАП и УПК и соответствующем проекте о внесении изменений в антикоррупционное законодательство", - значится в документе.

Центр противодействия коррупции критиковал законопроекткак такой, что демонтирует эффективный контроль за декларированием, незаконным обогащением и ответственностью должностных лиц.

Общественная организация Transparency International Ukraine назвала законопроект "не идеальным, но не вредным" и призывала внести изменения в документ перед вторым чтением. В частности призвала отойти от нормы по снижению порога для гражданской конфискации и не исключать возможность НАБУ расследовать дела, которые не будут охватываться обновленными размерами уголовного преступления или нанесенного ущерба.

Старший юридический советник Transparency International Ukraine Павел Демчук в статье для ZN.UA "Как закрыть лазейки для обвиняемых в топ-коррупции" размышляет, почему в 2025 году обвиняемые чиновники все еще пользуются "правовыми зонтиками" и что нужно изменить, чтобы мобилизация, сроки давности и процессуальные манипуляции перестали быть индульгенцией, освобождающей от ответственности

Источник материала
loader
loader