/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F8b4e90355354eb956def83642c7ab1db.jpg)
Четвертый месяц без маркетинга: произошло ли обещанное удешевление лекарств
Похоже, экономический эффект от реформы не пошел на пользу пациентам, а стал дополнительной прибылью для фармкомпаний
Четвертый месяц действует запрет на заключение маркетинговых договоров между аптечными сетями и производителями лекарственных средств. Эта норма была ключевой частью нового регулирования фармацевтического рынка, которое представлялось обществу как решительный шаг к снижению цен на лекарства. Однако реальные результаты демонстрируют совсем другую картину: большинство препаратов не подешевели, а некоторые — даже выросли в цене.
Журналисты провели сравнение розничных цен на популярные препараты в феврале 2025 года (до запрета маркетинга) и по состоянию на сегодняшний день — июнь 2025 года. Под мониторинг попали препараты, которые не были включены в специальные списки Минздрава на удешевление. По нашим наблюдениям, лекарства, попавшие в мониторинг, подорожали от 10 до 60 гривен за упаковку. Больше всего подорожали препараты иностранного производства.
Например:
- Вальсакор Н (таблетки 160 мг, 84 шт., Словения) подорожал примерно на 60 гривен.
- Ко-Пренеса (4 мг, 90 шт., Словения) — также прибавил в цене около 60 гривен.
- Детралекс (1000 мг, 30 шт., Франция) – вырос в цене на 30 гривен.
- Золофт (50 мг, 28 шт., Италия) – подорожал на 60 гривен.
Такие изменения цен сложно объяснить сезонными колебаниями или колебаниями курса. Все эти препараты для длительного употребления, покупаемые пациентами регулярно. Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, варикозом или депрессией даже незначительное удорожание может привести к отказу от лечения или перерывам в приеме лекарства.
Идея запрета маркетинговых договоров была проста: убрать маркетинговые платежи из стоимости препарата равняется снизить цену для пациента. По крайней мере, так объясняли в Минздраве и те, кто активно лоббировал запрет на маркетинг. Одним из публичных "адвокатов" этого подхода была Екатерина Загорий — представительница фармкомпании "Дарница".
На практике оказалось иначе. После того как производители перестали выплачивать маркетинговые платежи аптекам, они не снизили стоимость поставок со склада. Разница, ранее перераспределяемая в виде скидок, осталась в цепи… но в другом месте — в "кармане" производителей. То есть экономический эффект от реформы не трансформировался в пользу для пациента, а стал дополнительной прибылью для заводов.
Стоит отметить, что речь идет не про несколько гривен разницы на упаковке одного препарата, а для пациентов, постоянно принимающих лекарства — десятки или сотни гривен ежемесячно. Особенно уязвимы к таким изменениям пожилые люди и пациенты с хроническими заболеваниями, которые не могут отказаться от приема лекарств.
Так что ожидаемого снижения цен так и не произошло, а в отдельных случаях препараты подорожали существенно. И пока Минздрав готовит новую редакцию постановления, которая якобы должна вернуть маркетинговые инструменты в "отрегулированном" формате, пациенты вынуждены платить больше за те же самые лекарства.

