Ряд европейских энергетических компаний, которые выиграли или собираются выиграть арбитражи у «Газпрома» за срыв законтрактованных объемов поставок газа в 2021–2022 годах, озабочены вопросом взыскания с него средств. Это немалые деньги, чтобы европейцы ими пренебрегли, даже если очень хочется российского газа. По существующим данным, европейские компании подали иски против «Газпрома» на общую сумму приблизительно 18 млрд евро. Из них только немецкая Uniper должна взыскать 13 млрд евро по решению Стокгольмского арбитража от июня 2024 года.
Конечно, «Газпром» не собирается никому ничего платить. Он хочет избежать прямых денежных выплат, активно затягивает и блокирует арбитражные решения как может, но так или иначе платить придется. Как известно, «национальное достояние» России находится в плачевном финансовом положении. Попытки заменить рынок ЕС китайским — путинский «поворот на Восток» — потерпели неудачу. Страны Центральной Азии не могут поглотить те объемы, которые экспортировались в Европу. Проекты российского газа для Ирана через Каспий и для Индии через Центральную Азию, Афганистан и Пакистан — это только PR-акции «Газпрома». Поэтому предпринимаются отчаянные попытки вернуть «потерянный рай» — европейский газовый рынок.
«Газпром» пытается это сделать еще с прошлого года. Тогда рабочей схемой был «азербайджанский» газ, то есть продолжение транзита через Украину российского газа под видом азербайджанского. На бумаге, конечно. По ряду причин этот схематоз не удался. Так что в этом году предпринимают следующую попытку. Не только в офисе «Газпрома», но и в Кремле понимают, что рано или поздно, но «национальному достоянию» придется платить европейцам. Без этого планы возврата на рынок ЕС останутся всего лишь мечтами. Именно уплата по арбитражам станет предпосылкой возврата «Газпрома» на рынок Евросоюза.
Придуманный в Москве вариант имеет вид «натуроплаты», то есть компенсационных поставок газа на сумму взысканий. «Газпром» через своих лоббистов в Европе, в первую очередь в Германии, хочет подать идею подобной «натуроплаты» как предложение его европейских партнеров. Маскировка здесь имеет очень большое значение, поскольку в Москве делают ставку на то, что Еврокомиссии будет сложно отказать своим же компаниям. А если инициатива будет исходить от Москвы, то Брюссель сразу же выставит политическое требование — сначала прекращение агрессии РФ против Украины, а уже потом возобновление газовых отношений. Поэтому «маскировочка» — превыше всего.
Предлагаемый способ — смешанные поставки: 50% объемов будут поступать как компенсационные с нулевой ценой, 50% — как коммерческие поставки по рыночным ценам. Считается, что такой вариант чрезвычайно привлекательный для европейских компаний, желающих компенсировать убытки. Вместе с тем такие поставки позволят несколько уменьшить финансовое давление на убыточную компанию и возобновить возможность использовать российский газ в качестве инструмента влияния на европейских партнеров.
Объем компенсационных поставок на 18 млрд евро в целом может быть оценен по средней индикативной экспортной цене Министерства экономического развития РФ на 2025 год (308 долл., или же 271 евро за 1000 кубометров) в приблизительно 70 млрд кубометров. Но компании могут настаивать на установлении более низкой цены, тогда объем соответственно будет большим. Недаром же Путин на Петербургском форуме упоминал цену газа для Германии в 220 долл. за 1000 кубометров, что приблизительно соответствует экспортной цене для немцев в 2021 году, перед тем как «Газпром» по указанию из Кремля начал спецоперацию по осушению газового рынка ЕС и раскручиванию ценовой спирали. По такой цене объем компенсационных поставок может составлять около 95 млрд кубометров.
Одновременные коммерческие поставки такого объема природного газа принесут «Газпрому» выручку не менее 18 млрд евро с соответствующими отчислениями в бюджет войны. Для «Газпрома» такие смешанные поставки означают достижение сразу нескольких важных целей: восстановление партнерства с европейскими компаниями через решение проблемного вопроса; возврат на рынок ЕС с получением карт-бланш на его дальнейшее там присутствие; интенсификация деятельности лоббистских групп в ЕС по «дешевому российскому газу как спасателю европейской химической промышленности и энергетики». Для Кремля это будет еще важнее, поскольку вопрос газовой торговли с прекращением «войны в Украине» связываться не будет, а также тем самым будет нанесен сокрушительный удар по планам ЕС отказаться от российского газа.
Неслучайно Путин 18 июня высказывался на тему газа и европейской промышленности на Петербургском международном экономическом форуме. Он продвигал идею, что российский газ остается выгодным и стабильным ресурсом для европейской промышленности, противопоставляя его «нестабильным» биржевым ценам в ЕС и «сложной» американской инфраструктурной конкуренции. Он заметил, что цены на европейском рынке значительно выше из-за биржевых скачков — до 650 долл. за 1000 кубометров, в то время как «Газпром» продавал газ Германии по 220 долл.
Но проблемой для такого плана является нехватка трубопроводных мощностей для экспорта газа в ЕС. Фактически на рынок ЕС сейчас работает только одна нитка «Турецкого потока» мощностью 16 млрд кубометров газа в год, которая фактически заполнена. «Северные потоки» через Балтику нефункциональны. И новое немецкое правительство Мерца в Берлине, и Европейская комиссия отвергли очередные попытки актуализировать реанимацию путинских потоков. Газопровод Ямал—Европа через Беларусь и Польшу не может быть использован из-за принципиальной политической линии Варшавы. Польша полностью отказалась от российского газа и настаивает на том же в рамках ЕС для других стран. К тому же польская EuroPolGaz подала иск на «Газпром» на 1,55 млрд евро за невыполнение обязательств по Ямал—Европа.
Единственный маршрут, который может быть задействован, — традиционный, через Украину и далее через Словакию в Австрию и через Чехию в Германию. Но в Москве чувствуют, что позиция ЕС будет связана с прекращением российской агрессии против Украины. Кроме того, непрозрачные схемы газового бизнеса между европейскими компаниями и «Газпромом» приводили в прошлом к коррупции, и ничто не указывает на то, что «Газпром» изменит свои подходы и практики.
Показав перспективу пряника европейским компаниям через своих лоббистов, «Газпром» при этом дает понять, что есть и кнут. Правда, это больше рассчитано на Еврокомиссию. «Газпром» может прибегнуть к шантажу словацкой SPP возможностью подать иск на многомиллиардную сумму за отказ выполнять обязательства по закупке законтрактованных объемов газа согласно действующему до 2034 года контракту в случае прекращения импорта, если ЕС его запретит с 2027 года. Но похоже, что здесь «Газпром» и SPP могут играть договоренную игру, чтобы создать давление на Еврокомиссию, из-за действий которой словацкая национальная газовая компания, мол, понесет колоссальные убытки и тогда будет вынуждена требовать компенсации от Брюсселя через Суд ЕС.
Что касается вопроса по разблокированиютранзита через Украину, то в Москве считают, что его можно решить через «определенных людей в Киеве», с одной стороны, а также организовав давление из Брюсселя через Братиславу — с другой. Словакия больше всего заинтересована в указанном схематозе, поскольку газотранспортный оператор Eustream получит немалые деньги, а SPP — скидку в цене газа по упомянутому долгосрочному контракту. Также, мол, и схема для Киева будет выглядеть безупречно, ведь через ГТС Украины будет транспортироваться газ группы европейских компаний, а не газ «Газпрома». К тому же «Оператор ГТС Украины» будет получать транзитные платежи и делать отчисления в бюджет. Пока непонятно, кто эти «определенные люди в Киеве», но очевидно, что ставка делается на кого-то из окружения Банковой. Тем более что в июне 2025 года швейцарский арбитраж принял окончательное решение в пользу «Нафтогаза» и обязал «Газпром» выплатить ему 1,37 млрд долл. Очевидно, возможные европейские гонцы от «группы заинтересованных компаний» будут склонять Киев к принятию предлагаемой схемы, мол, и вы свое получите, хотя и будете в конце очереди.
И в завершение. Россия не оставляет попыток вернуться на газовый рынок ЕС в европейской обертке. Это свидетельствует как о плохом финансовом положении «Газпрома», которого не улучшить без «возврата в Европу», так и о неотложной необходимости любым образом пополнять бюджет. Вероятно, ряд европейских компаний могут образовать консорциум заинтересованных сторон для совместного получения компенсационного газа для того, чтобы российский газ выглядел как европейский на границе РФ—Украина (по схеме «венгерской» нефти на границе РБ—Украина). Европейские лоббисты «Газпрома», правительства Венгрии и Словакии будут пытаться оказывать давление на Еврокомиссию, чтобы она склоняла украинскую сторону к принятию вышеизложенного «прагматичного плана» смешанных поставок безотносительно к прекращению Россией войны против Украины.
Понятно, что предлагаемая схема, от кого бы она ни исходила, как бы она ни маскировала «Газпром» и Кремль, не может быть для нас приемлемой, пока продолжается агрессия РФ. Россия не должна получать дополнительные возможности пополнять бюджет войны против Украины и Европы. Это в наших общих интересах — Украины и ЕС.