/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fa8ebe14220390a5343c964d4849b74b0.jpg)
Присматривайтесь к таблеткам: что украинцам пытаются продать в аптеках ради прибыли
В Украине усиливается тенденция замещения оригинальных лекарственных средств на полках аптек препаратами собственных торговых марок (ВТМ). Как отмечают в материале The Pharma Media, такая практика позволяет аптечным сетям повышать прибыльность, в то же время создавая риски для потребителей из-за возможной потери контроля качества и прозрачности происхождения лекарств.
После того как с марта 2025 года в Украине вступил в силу запрет на маркетинговые услуги для аптек (в соответствии с решением СНБО и указом Президента), ряд аптечных сетей начал использовать ВТМ как инструмент косвенной монетизации.
Под своими брендами аптеки предлагают препараты, которые по визуальному оформлению и названию имитируют импортные или независимые продукты. В пример приводится бренд Baum Pharm, позиционирующийся как иностранный, хотя фактически является ВТМ одной из украинских аптечных сетей.
В материале The Pharma Media отмечается, что фармацевтическая опека все чаще превращается в торговый скрипт. В частности, упоминается случай с препаратом Спазмоликс - аналогом Реональгона, который стоит почти вдвое дороже. За первый месяц продаж в аптеках сети "Путешественник" было реализовано в 24 раза больше упаковок Спазмоликса благодаря целенаправленной рекомендации провизоров.
Аналогичная ситуация зафиксирована и с препаратами на основе нимесулида, где ВТМ Даймисил и Долорсил заменяют бренд Ремессулид от производителя «Фармак», хотя все продукты производятся на одних и тех же производственных мощностях.
По мнению экспертов, расширение производства и реализации ВТМ явилось ответом аптечных сетей на потерю доходов от традиционных маркетинговых контрактов с производителями. Таким образом, сети фактически становятся производителями, дистрибьюторами и реализаторами в одной цепи, что позволяет избежать соблюдения действующих ограничений и создает риски для конкуренции, качества продукции и профессиональной этики.
Как известно, запрет на маркетинговые платежи был введен как реакция на стремительный и необоснованный рост розничных цен на лекарственные средства. Одновременно, часть фармацевтических компаний добровольно снизила отпускные цены на популярные препараты и присоединилась к разработке нормативного регулирования.
В Министерстве здравоохранения прорабатывается проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий:
-
ограничение объемов маркетинговых бюджетов,
-
передачу функции их администрирования непосредственно производителям,
-
обеспечение прозрачности и эффективного контроля за рынком.
Напомним, темпы инфляции в Украине изменятся: в Нацбанке рассказали, к чему готовиться
Раньше мы рассказывали, что сахар не для сладкой жизни: почему цены в Украине поползли вверх, а мировые – наоборот, рекордно упали
Также, в 500 гривен не уложитесь: супермаркеты резко подняли цены на кофе, сливки и сахар

